Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№36 (511) 17 сентября 2024 года 22 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫЙ КОД Выставка с одноимённым названием (6+) открылась в липецком Музее современной скульптуры Александра Аюпова, заведующая сектором электронных читальных залов ЦГБ имени Есенина Внимание, «Осьминог»! Может ли писатель передать культуру страны, в которой не живёт, глубину её литературной традиции? Анаит Григорян показывает удачный пример своим романом «Осьминог» (16+). Совершенно очевидно, что всё, что она делает, — по любви. Именно глубокое и искреннее чувство к Японии читается в каждой строчке романа. На острове Химакадзима наступает сезон тайфунов. В этот переходный природный период сюда приезжает лишившийся работы клерк Александр —и медленно погружается в омут незнакомой культуры. Словно дайвер, изучающий подводный мир через прозрачнуюмаску, двигаясь замедленно и плавно, мужчина со стороны наблюдает за жизнью острова и его обитателей. Здесь он знакомится с официантом по имени Кисё, и праздные беседы с ним составляют основное полотно романа. Ну а как ещё коротать время на далёком от цивилизации острове? Что за истории рассказывает Кисё? Странные и необычные, на грани реальности и мифа, в которые трудно поверить вот так сразу, да и вообще поверить. Разве может кто-то на самом деле жениться на лисице? Как может оказаться правдой рассказ о призраках, приходящих из моря? Лукавый взгляд Кисё совсем не вызывает доверия. Но почему же тогда так волнительно бьётся сердце, а в обычных людях просматриваются черты ёкаев —сверхъестественных существ? Граница между реальностьюи вымыслом стирается, и читатель наравне с героем до самого конца сомневается в происходящем. Даже перевернув последнюю страницу, невозможно сложить однозначное впечатление. Настолько зыбкой, нереальной, многослойной видится эта история. Постепенно Александр становится своим на Химакадзиме. Он уже не дайвер, он обитатель этого морского царства. Словно осьминог, он коснулся, кажется, каждого уголка на острове. Хотя название романа можно интерпретировать совершенно разными способами, и не только Александр покажется осьминогом, но и Кисё, знающий всё обо всех. Да и настоящий живой осьминог тут тоже есть. Об осьминогах, кстати, много рассказывает и Кисё. Да так, что вполне реальное существо предстаёт полумифическим, древним и мудрым, словно божество природы—ками. Вот и как после этого сомневаться, что таинственное и непознанное всегда рядом с нами? Маленькие, но важные детали погружают читателя в атмосферу японской провинции. Здесь много сносок с иероглифами и подробным переводом, значением тех или иных слов, имён и фамилий, топонимов. Одновременно с этиммногие японские слова намеренно даны не в переводе, а в транслитерации. «Охайо» вместо «здравствуйте», не «господин Игараси», а «Игараси-сан», и много других подобных деталей, которые дают ощущение живости, вовлечённости в текст. Даже имя главного героя местные переиначивают на свой лад. Картины провинциального быта подробны, детальны. Каждый здесь живёт свою тихуюжизнь по-своему. И, хотя время идёт, кажется, будто сюжет книги не движется. Основная динамика сосредоточена в конце романа. И есть в этом что-то символическое. Словно перед тайфуном, поначалу ясное небо постепенно затягивается серым. Тучи долго и тяжело нависают над островом, предвещая непогоду, пока, наконец, не разливаются бурным потоком. Такова и человеческая жизнь. Если вы любите японскую культуру, неспешные сюжеты и философские многогранные тексты, в которые нужно погружаться и перечитывать, обязательно обратите внимание на роман «Осьминог». Он точно не оставит вас равнодушными. АФИША «ЗАГАДКА» ( 6+ ), открытие концертного сезона Липецкий Дом музыки Ул. Осипенко, 18 Справки по телефону: 43 -10- 31 20 сентября, 19:00 Фото: Липецкий Дом музыки «ВОИН. МИРОТВОРЕЦ МОЛИТВЕННИК» (0+) Липецкий краеведческий музей Ул. Ленина, 25 Справки по телефону: 28-01-73 11 сентября – 20 октября Фото: ЛОКМ «ОДНИ В ГОРОДЕ» ( 6+ ), музыкальный спектакль Театр на Соколе Пл. Константиновой, 3 Справки по телефону: 28- 64 -22 19 сентября, 10:00 Фото с сайта teatr48.ru «ЮРИЙ ГРИШКО. ПОРТРЕТ» рядом манкая и изящная скульптур - ная красота актрисы Светланы Гай - тан. Несмотря на полярность, они дополняют друг друга за счёт гра - мотного сочетания объёма и формы в абсолютно белом пространстве. «Нельзя сделать хороший пор - трет, если не любишь человека», — говорил Гришко. И эта филосо - фия полностью от - р а з и л а с ь в его творчестве. Он всегда стремился бли - же узнать своих героев, об - щ а л с я с ними лично, стараясь раз - говорить и лучше по - нять ради с о з д а н и я правдивого образа. менитый «Прокатчик» из сварной меди, занимающий центральное место в «портретной» экспозиции. Среди «палитры» материалов (бронзы, гипса и дерева) для выста - вочных работ отдельно выделяется ме - талл. К слову, именно в Липецке Гриш - ко со своими соратниками придумали ту самую сварную медь. Основой для формы послужили старые троллейбус - ные «усы», разрезанные для удобства на фрагменты. Разная красота Многие выставочные работы показаны на контрасте. Образ по - жилой прокатчицы Шабановой и С творчествомЮрия Гришко лип - чане давно знакомы: он отдал работе на нашей земле более полувека. В музейных сокровищницах региона — самое масштабное собра - ние работ художника. Персональные выставки были организованы ещё при его жизни. «Портрет» как послесловие к прожитому и пережитому мастером. И важный жанр искусства, способный показать саму суть человека. Вожди ушли Всего в экспозиции представлено более 30 произведений из фондов Ли - пецкого областного краеведческого музея. Есть работы раннего периода творчества мастера конца шестидеся - тых — начала восьмидесятых. А также более поздние авторские композиции 1990-х и «нулевых». Скульптуры шестидесятых воспе - вали труд рабочего человека: на смену агитационным образам вождей при - шли сталевары, птичницы и доярки, способные укротить огненную стихию металла или получить переходящий красный вымпел за трудовые достиже - ния. Но, главное, обязательно постро - ить светлое будущее. От пластилина к меди Каждый портрет на выставке как отдельная история. Создавались они не в воображении автора, лепились с на - туры. Например, в цехах заводов: Ново - липецкого, сокольского или трубного. Сам Гришко рассказывал, что рабочие казались ему атлантами, способными, очевидно, удержать на плечах не толь - ко небесный свод, но и всюметаллурги - ческую промышленность. Из укромного уголка в цехе он на - блюдал за своими героями, делал на - броски, эскизы из пластилина, чтобы в итоге получить необходимую мо - нолитную фигуру. Так появился зна - СКУЛЬПТУРНАЯ ПАМЯТЬ Работы Юрия Гришко находятся в 34 государственных музейных собраниях, к примеру в Третьяковской галерее и Русском музее. Отдельные скульптуры хранятся в частных коллекциях, в том числе за рубежом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz