Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№34 (509) 3 сентября 2024 года 8 УМНЫЙ ПЕДАГОГ НЕ БОИТСЯ, ЧТО ДЕТИ ОСТАНУТСЯ БЕЗ ЗНАНИЙ, ЕСЛИ АВТОРЫ УЧЕБНИКОВ ЧТО - ТО ОСВЕТЯТ ФРАГМЕНТАРНО « « НАШЕ БУДУЩЕЕ выступая в Казанском федеральном универ - ситете в марте, признал ошибки и неточности, сказав, что учебник нуждается в улучшении. Это нормаль - ная практика: работа над учебниками никогда не прекра - щается с выходом его из типографии. Новое — лучшее Если сравнивать новый единый учебник с предше - ственником«Россия вмире», то новый выигрывает во всём, даже в художественном отношении. На обложке нового учебника — Крымский мост. Есть информация, что его изо - бражение поместили по личной инициативе президента. И разве приятно было учиться по чёрно-белой и серо-ко - ричневой книжке? Именно такой полиграфией отличался предыдущий учебник истории. В новом школьном учебнике много портретов исто - рических личностей. Алексей Стаханов, Паша Ангели - на, например, их не знают современные дети, а здесь наглядно познакомятся. То есть учебник личностно ориентирован. Учимся мыслить Более того, учебник содержит QR-коды, пройдя по которым ученик может смотреть мультимедийные до - полнения, документальные фильмы, читать книги. Ссылки на страницах учебника адресуют обращение к ресурсам библиотек, архивов, материалов Российского исторического общества, к конкретным произведениям искусства. Изучение истории немыслимо без обращения к куль - туре, литературе не только потому, что в ЕГЭ есть вопросы по культурологии, а потому что, отделив эти дисциплины друг от друга, мы не получим мыслящего человека. Неслу - чайно были историко-филологические факультеты в стра - не. Эти два предмета — личностно образующие, именно на уроках истории и литературы можно высказаться, что-то спросить. У нас абсолютно ушла из обучения философия — умение мыслить, устанавливать логические, причин - но-следственные связи. Сейчас в жизни взрослых людей такая деформация сильно проявляется. Общая картина Отлично, что в новом корпусе учебников синхронизи - рованы история России и всеобщая история. Раньше было так: один год мы всеобщую историю изучаем, доходим до XX века, а материал об отечественной истории не успева - ет, его больше в разы. В голове не формируется целостная историческая картина. Но мы все прекрасно понимаем, что страны, материки существуют в одно время и событийно связаны друг с другом в пространственно-временном кон - тинууме. Сейчас издание учебников истории для 10 и 11 классов состоит из четырёх книг. Это «История России» (10 класс) и «Всемирная история» (10 класс). «История России» (11 класс) и «Всемирная история» (11 класс). Такая струк - тура позволяет легко проводить временные параллели. За - ключительные параграфы учебника посвящены новейшим событиям — специальной военной операции. По единым учебникам можно работать, это хорошая база. Умный педагог не боится, что дети останутся без знаний, если авторы учебников что-то осветят фрагмен - тарно. Объясняя тему, я всегда пользуюсь собственными материалами: даю что-то под запись, знакомлю с истори - ческими документами, которых нет в учебниках. Не могу представить ситуации, чтобы учителю запретили пользо - ваться своими наработками, ограничив его лишь материа - лом пусть даже самого гениального учебника. ___________________________________________ Текст: Светлана Чеботарёва Фото автора « ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» ОБРАЗОВАНИЯ Единые правила обучения создаются в школах страны С вет просвещения постепенно побеждает тьму бес - численных школьных программ. Исключается си - туация, в которой школьник, обучаясь по одним учебникам, переходит дорогу, поступает вшколу напротив, где предпочитают других авторов, и остаётся в вакууме. За качество единых учебников отвечает Министерство про - свещения, готовя госзаказ на их разработку и утверждая авторский коллектив. Права на учебники принадлежат Российской Федерации, а не издательствам. Здравствуй, школа. Обновлённая На всеобщий переход к новым учебникам Минпро - свещения дало пять лет. Первопроходцем стала история. С сентября прошлого года в 10–11 классах этот предмет начали изучать по новому единому учебнику. К слову, есть базовый курс и профильная история, так что любителям огульно упрекать новые учебные комплекты в усреднённо - сти и уравниловке сказать нечего. В этом учебном году идентичным учебником оста - нется пока только «История России» для 10–11 классов. С 2025–2026 учебного года будет запущена линейка учеб - ников истории для 5–9 классов. Кроме того, по поручению президента в 32 областях ведётся работа над школьными учебниками по региональной истории. Через год в российские школы также придут учебники «Основы безопасности и защиты Родины» для 8–11 клас - сов, «Труд» для 1–9 классов и «Обществознание» для 9–11 классов. Сами же уроки «Основы безопасности и защиты Роди - ны» как предмет будут в школе уже с 1 сентября нового учебного года. Школьников станут учить оказанию первой медицинской помощи, приёмам защиты от оружия массо - вого поражения и начальной военной подготовке. С 1 сентября 2024 года в школу возвращается предмет «Труд», который будет обязательным. В младшей шко - ле на него отводится один час, в 5–7 классах — два часа, а в 8–9 классах — один урок «Труда» в неделю. Такая история «История» за 10–11 классы уже прошла годовую школьную апробацию. О новых учебных книгах мы поговорили с учителем истории высшей категории школы№ 64 Еленой Сотниковой (её ученики — почти ежегодные победители и призёры предметных олим- пиад. В этом году шестеро победили в региональных эта - пах олимпиадышкольников по истории. —Прим. автора). — Елена Анатольевна, известны полярные отзывы о вышедшем идентичном учебнике истории для 10–11 клас - сов, авторами которого являются помощник президента Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торку - нов — оба историки по образованию. Научный рецензент — Сергей Карпов, президент исторического факультета МГУ, академик РАН. Я ознакомилась с книгой, производя - щей неплохое впечатление. Но и ошибки видела, причём такие, что композитор Свиридов назван художником, а математик Игорь Шафаревич — писателем. Также не - которые важные, принципиальные исторические события почему-то не нашли в учебнике отражения. Например, нет информации о сожжении фашистами Хатыни, хотя в аннотации сказано, что «главным результатом изуче - ния курса должно стать формирование у учащихся рос - сийской гражданской идентичности и патриотизма». Видимо, будут поправки к первому изданию? — Первое издание учебника «История России» (мы говорим о базовом, а не о профильном уровне преподава - ния) осуществлялось в короткие сроки, и сейчас авторами принято и внесено уже более 100 изменений. Мединский, По указаниюМинпросвещения в течение пяти лет все школыдолжныперейти на новые учебники Учитель историишколы№64 Елена Сотникова считает, что учебники только база

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz