Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
27 августа 2024 года №33 ( 508 ) 19 ли наши машины некачественным топли - вом), — рассказывает Евгений Храмцов. — Харчевский передал сопровождавшим их пилотам на F-15: не отходите от нас! Если не сможем запустить двигатели, сообщите спасателям место нашего катапультирова - ния. «Друзья», за день до того проиграв - шие воздушные бои нашим пилотам, рас - смеялись в ответ и... поддали газу. Харчевский и Карабанов всё-таки вывели самолёты из пике. Набрали вы - соту, догнали американцев, сели вслед за ними в Росфорде и увидели наглые улыбки штатовских пилотов. Адреналин для Путина В 1993 году Харчевскому присвоили зва - ние «Заслуженный военный лётчик РФ», в 1997-м он получил учёную степень канди - дата военных наук и стал начальником 4-го Центра боевого применения и переучива - ния лётного состава. В 2000 году исполняющий обязанности президента РФ Владимир Путин доверил свою жизнь именно Харчевскому — на ис - требителе Су-27УБ они летели из Краснода - ра в Грозный и обратно. — Могу похвалить пилота Путина — я передавал ему штурвал, и он быстро усво - ил навыки пилотирования, — рассказывал Харчевский корреспонденту «МК» Влади - миру Семиряге. — Первые движения были очень осторожные и плавные. Потом он освоился и повёл самолёт увереннее. Если говорить без прикрас — на уровне курсанта выпускного курса лётного училища. Потом Владимир Владимирович выразил восхи - щение тем, насколько легкоуправляем бое - вой истребитель. Генерал Харчевский научил Путина делать «бочку» — одну из фигур воздуш - ного пилотажа, вращение самолёта во - круг своей оси на 360 градусов. НАШИ ЛЮДИ —Я показал ему, как делать, и он выпол - нил её самостоятельно, — вспоминал Алек - сандр Харчевский. — Потом он удивился: «Неужели я сам сделал «бочку»? Кстати, это было абсолютно безопасно, так как мы шли на большой высоте, около 12 км. В этом же интервью Александр Ни - колаевич рассказал, как при подлёте к Ханкале он в целях безопасности совер - шил резкий манёвр, возникла перегрузка. — Когда мы сели в Грозном, выяс - нилось, что Путину зажало ногу между педалью и бортом, — вспоминал Хар - чевский. — А он молчал, пока не стали выходить из кабины. Потом расшнуро - вал ботинок и только так из него смог вынуть ногу — всё спокойно, без эмоций. Самый лучший командир Липецкий авиацентр Александр Хар - чевский называл своей семьёй. На посту его руководителя он не только решал страте - гические задачи, но и старался облегчить жизнь своих подчинённых: способствовал тому, чтобы для лётчиков строили жильё, чтобы и на службе, и в быту они ни в чём не нуждались. Даже во время полёта с Вла - димиромПутиным он попросил его помочь выполнить план-заявку на топливо для полётов. А подчинённые запомнят его как человека, который не боялся брать на себя ответственность и к которому всегда можно было обратиться и получить как профессио- нальный, так и личный совет. — Спросите любого из военных, все скажут, что это был самый лучший ко - мандир из всей истории Липецкого авиа- центра, — говорит Герой России Влади - мир Богодухов. — Он был в звании гене - рала, но к нему мог подойти лейтенант — он выслушает, подскажет. Он слышал людей и всегда шёл навстречу. — Он никогда не повышал голоса, — добавляет Герой России Олег Сторожук. — Мог настроить команду и всегда нахо - дил правильные слова. Никогда не при - нимал решений сплеча. — Александр Николаевич был не толь - ко блестящим профессионалом, но и хоро - шим человеком, — рассказывает Герой Рос - сии лётчик-испытатель ОКБ имени Сухого Игорь Вотинцев. — Я никогда не видел его возбуждённым, нервным, он всегда был очень уравновешенным, доброжелатель - ным, с улыбкой на лице. Академик из авиации Коллеги запомнят Харчевского и как исследователя, изучившего разные типы самолётов. Не зря его избрали почётным академиком Международной академии «Человек в аэрокосмических системах». — Непревзойдённый авиационный мастер, — сказал о нём директор аэро - порта Липецк, бывший начальник Ли - пецкого авиацентра Юрий Сушков. — Он испытывал наши самолёты и доводил их до совершенства. Благодарен ему за всё, чему он меня научил в этой жизни. Александр Николаевич не только распознавал возможности авиатехники, но и привносил что-то «от себя». Напри - мер, запатентовал «индикатор Харчев - ского»: прибор, помогающий лётчику максимально эффективно использовать энергию самолёта при тактических ма - нёврах. Этим прибором оснащают все МиГи последних модификаций. — Александр Николаевич разрабо - тал методики ускоренного изучения авиатехники для молодых лётчиков, — отметил Герой России сенатор Совета Федерации РФ, бывший главнокоман - дующий ВКС России Виктор Бондарев. — Простой, отзывчивый, он останется в наших сердцах навечно. Молодых лётчиков Александр Хар - чевский учил: в воздушном бою по - беждает тот, кто разгадает противника с первых мгновений схватки. Нужно уметь поставить себя на место против - ника и, исходя из этого, грамотно опре - делить свои действия. — Профессия у нас очень интересная, — говорил генерал-майор. — Работать над собой надо постоянно. И физиче - ски, и психологически. В чрезвычайной ситуации огромное значение имеет то, как экипаж поведёт себя в стрессовом состоянии, сумеет ли спасти самолёт и самих себя. От профессионализма за - висит многое, и всё же нельзя исклю - чить, к примеру, элементарного попа - дания птицы в двигатель. Надо быть готовыми всегда и ко всему. Счастливый человек В 2015 году по достижении предель - ного возраста нахождения на военной службе Александр Николаевич вышел на пенсию и посвятил себя лётно-испыта - тельной работе. — Моё главное хобби — физический труд, — говорил он в одном из интервью. — Живя на даче, с удовольствием вожусь с кустами и газонами. Я посадил дерево, по - строилдом, вырастил сына идочь. Вобщем, счастливый человек. Каждый день я делаю специальную гимнастику. Иначе в моём возрасте я не смогу переносить перегрузки, связанные с полётами. Если не заниматься спортом, самолёт тебя просто задавит. Он становится сильней тебя, и ты чувствуешь свою ущербность. Конечно, я мог бы уже не летать. Но знаете, мне кажется, что если б сдался, то просто почувствовал бы себя ста - риком. Зато, когда преодолеваешь эти пе - регрузки, каким себя чувствуешь молодым! Не боялся мечтать Не раз говорил он и о своей мечте: создать в Липецке авиационный кадет - ский корпус. — Даже не обязательно, чтобы этот кор - пус был чисто лётной направленности, — объяснял генерал-майор. — В Тамбовском корпусе три класса: общевоенный, авиаци - онный и морской. У меня там внук Максим учится. Заметно возмужал и повзрослел. Дело очень нужное. При авиацентре пока работает лишь авиасудомодельный клуб, где ребята с удовольствием занимаются. В День ВВС мы по традиции готовим на аэродроме праздник для детей: угощаем солдатской кашей из полевых кухонь, даём возможность посмотреть на достижения нашей авиации. Будущее нашей страны зависит от того, насколько хорошо мы под - готовим наше новое поколение. Будущее — в наших детях. И в нашем умении их пра - вильно воспитать. Обнимая небо «Хороший лётчик. Спи спокойно, ге - нерал. Победа будет за нами». «Просто герой. Настоящий, не высокомерный че - ловек. Счастлива, что была с ним знако - ма». «Обнимая небо крепкими руками, лётчик набирает высоту… Вечного полёта вам, Александр Николаевич!» — так лип - чане отреагировали на известие о кончи - не генерал-майора. ______________________________ Текст: Марина Карасик Фото из архива «Первого номера» и пресс-службы правительства региона ГЕНЕРАЛ ХАРЧЕВСКИЙ НАУЧИЛ ПУТИНА ДЕЛАТЬ «БОЧКУ» — ОДНУ ИЗ ФИГУР ВОЗДУШНОГО ПИЛОТАЖА, ВРАЩЕНИЕ САМОЛЁТА ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ НА 360 ГРАДУСОВ « « Александр Харчевский несколько раз принимал участие в Парадах Победы над Красной площадью В российской авиации Харчевский известен как выдающийся пилот, лётчик-испытатель, освоивший самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz