Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№33 (508) 27 августа 2024 года 18 В 1978 году его перевели в Липецк—лётчиком-инструк - тором Центра боевого применения и переучивания лётно - го состава фронтовой авиации. Через год он уже был заме - стителем командира эскадрильи. Через два — комэском. В неполные 36 — командиром полка. В этом же, 1986-м, окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина. На международных соревнованиях Харчевский про - вёл больше 50 учебных воздушных боёв с иностранны - ми лётчиками — из каждого боя вышел победителем. Янки нам не товарищи — В начале 1990-х Харчевский оказался в числе лётчиков, которые отправились в США для обмена опытом с американскими пилотами, — вспоминает Николай Дерябин. — В учебном воздушном бою он де - монстрировал навыки и мастерство пилотирования, а также возможности истребителя Су-27. Американ - ский пилот летал на F-15. По всем показателям и дан - ным объективного контроля победу одержал Алек - сандр Николаевич. Но журналистам американский генерал заявил, что воздушный бой прошёл на рав - ных, то есть не признал поражение пилота ВВС США. Именно тогда Харчевский впервые узнал, что такое настоящий американский цинизм. Были и другие случаи усомниться в порядочности аме - риканцев. Очень горький осадок оставило у Александра Николаевича такое происшествие. — При перелёте из Лэнгли на авиабазу Росфорд на двух «сушках», управляемых Харчевским и его ведомым Геор - гием Карабановым, одновременно отключились силовые установки (как позже выяснилось, американцы заправи - СПРОСИТЕ ЛЮБОГО ИЗ ВОЕННЫХ, ВСЕ СКАЖУТ, ЧТО ЭТО БЫЛ САМЫЙ ЛУЧШИЙ КОМАНДИР ИЗ ВСЕЙ ИСТОРИИ ЛИПЕЦКОГО АВИАЦЕНТРА « « НАШИ ЛЮДИ Скончался генерал-майор Александр Харчевский УШЁЛ В НЕБО Ч еловек-легенда, который всю жизнь прожил на предельных режимах. Так назвал бывшего руково - дителя Липецкого авиацентра губернатор Игорь Артамонов. Для всех, кто имеет отношение к авиации, Хар - чевский действительно легендарный лётчик. А рядовые липчане — среди горожан нет никого, кто бы не знал эту фамилию, —называли и будут называть его «нашгенерал». И навсегда запомнят его лучезарную улыбку. Лётчика-снайпера, заслуженного военного лётчика Рос - сии, основателя пилотажной группы «Соколы России» по - хоронили на Городском кладбище Липецка. Всё как поло - жено: почётный караул, стрелковый залп, гроб, накрытый флагом. На прощание с генерал-майором в Христорожде - ственский собор пришли сотни людей: не только предста - вители власти, общественных организаций, руководства ВКС России, бывшие сослуживцы Александра Николаеви - ча, но и простые липчане. Липецкий сокол Липецк — город авиаторов, и каждый горожанин хотя бы раз бывал на традиционных авиашоу и испы - тывал восхищение от того, как ювелирно наши лётчики управляют грозными боевыми машинами. Именно Хар - чевский был одним из инициаторов проведения этих грандиозных небесных зрелищ. И постоянно, даже на седьмом десятке лет, несмотря на перегрузки, лично вы - полнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Он не раз пролетал в парадном строю над Красной площадью в день 9 Мая. Он не просто основатель пилотажной груп - пы «Соколы России», он много лет был её ведущим лёт - чиком. Это единственная группа, которая на боевых са - молётах показывает приёмы ближнего воздушного боя на больших скоростях и сверхмалой высоте. — Даже после ухода из военной авиации из-за дости - жения предельного возраста Александр Харчевский всегда был готов поделиться опытом, — говорит глава Липецка Роман Ченцов. —Он оставил огромный след в нашей памя - ти и в истории отечественной авиации. Полёт его стихия В российской авиации Александра Харчевского знают как выдающегося пилота, лётчика-испытателя, освоив - шегосамолётыЛ-29,МиГ-21,МиГ-23,МиГ-29,Су-27,Су-30, Су-34. Его имя внесено в Книгу достижений и рекордов ВС РФ. — К сожалению, я не застал Александра Николаевича за штурвалом в Липецке, — вспоминает Игорь Артамо - нов. — Он ушёл из военной авиации в 2015-м, достигнув предельного возраста для военной службы. Но я запом - нил его крепким, хватким, настоящим соколом. Вечная память настоящему лётчику, человеку, патриоту и ге - рою нашей страны. — Александр Харчевский скончался после тяжёлой про - должительной болезни на 75-м году жизни в ночь с 14 на 15 августа, — сообщил руководитель аппарата «Клуба во - еначальников» Николай Дерябин. — Он был лётчиком-а - сом, непревзойдённым мастером. Полёт был его стихией, естественной средой обитания. Рождённый побеждать — Самое трудное — преодолеть себя, — говорил Алек - сандр Харчевский в одном из интервью. — Не внешние обстоятельства, какими бы безнадёжными они ни были, а именно самого себя: свою лень, страх перед неизведан - ным, в конце концов, инстинкт самосохранения. Надо уметь себя заставить. Я умею. Быть победителем ему предназначила сама судьба. Он родился в День Победы, 9 мая 1950 года. На Украине, под Черкассами. Его мама — врач, отец — директор райпром - комбината. Парень блестяще окончил школу, затем Харь - ковское высшее военное авиационное училище. По вос - поминаниям журналиста полковника Евгения Храмцова, Александр первым из однокурсников поднялся в небо и на отлично отработал «взлёт-посадку». Первому среди лейтенантов ему доверили и самосто - ятельный полёт на новейшем в те времена МиГ-21— это было в Группе советских войск в Германии, в 31-м истреби - тельном авиаполку, дислоцированном близ городка Фаль - кенберг. Уже через два годаюный старлей стал командиром авиазвена и инструктором на МиГ-23, а за освоение новой техники получил орден «За службу Родине в ВС СССР». На прощание с Александром Харчевским в Христорождественский собор пришли сотни людей Имя основателя пилотажной группы «Соколы России» внесено в Книгу достижений и рекордов ВС РФ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz