Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№33 (508) 27 августа 2024 года 14 Ян поставил недовольно загудевшую гитару к стволу дерева и коротко бросил: — Подвинься. Его дублёнка было старой, латанной на локтях. Один из карманов наполовину оторвался и болтался на хлипких нитках. Ян выглядел тем самым «горластым голодранцем», которых так мечтал прогнать папа. Ладони в дырявых перчатках легли на подоконник, но Оля, вместо того чтобы захлопнуть створку, посторонилась. Ян тяжело бухнулся рядом. С ботинок на вычищенный мамой ковёр посыпался грязный сероватый снег. Он принёс с собой запах костра, звериных шкур и холода. Чёрные глаза быстро оглядели комнату, наткнулись на стоящее у окна инвалидное кресло. Брови Яна поползли вверх. Оля почувствовала, как горят уши, и приготовилась к обычным фразам неуклюжего сочувствия, но мальчишка лишь хмыкнул: — С рождения? Оля вспыхнула. — Не твоё дело! — прошипела она, пряча смущение за грубостью. — Не моё, — легко согласился Ян. — Но, когда не с рождения, шансов больше. — Авария, — буркнула Оля, пряча глаза. — Два года назад. Врачи говорят, надежды нет. — Нашла кого слушать, — Ян растянул губы в широкой улыбке. — Я завтра приведу младшую сестрицу. В больнице говорили, она младенцем помрёт. Не жилец. Вот сама поглядишь, всегда ли твои врачи правы. Мальчишка перемахнул через подоконник и мягко приземлился в сугроб. Гитара гневно загудела, когда её непочтительно ухватили за гриф. Ян широко ухмыльнулся и помахал рукой. Оля смотрела ему вслед, а в груди разливалось странное тепло. Ксения Еленец Родилась в 1992 году в Тюмени, живёт в городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа. Есть два высших образования по специальностям «документоведение» и «юриспруденция». В 2023 году стала победителем премии «Новая фантастика» В 2024 году вошла в шорт-лист премии «Петроглиф». Стала лауреатом II международной литературной премии имени Серафимовича в номинации «Лучший автор развлекательной прозы». Получила Гран-при премии «Алиса-2024». Снежные кочевники Они пришли с первыми заморозками. Колёса телег с хрустом ломали посеребрённые стебли травы, сминали ветки низкорослых кустарников. Ездовые олени — огромные, мохнатые — привели в ужас дворовую свору. Собаки подняли вой, перебудив половину дома. На горизонте занимался рассвет. Окна квартир загорались одно за другим, озаряя раскинувшийся перед домом пустырь желтоватым светом. В то утро поднятая с кровати собачьим лаем и тревожными родительскими голосами Оля узнала, что в их город пришли снежные кочевники. Мама долго отпаивала Олю чаем, ругала папу за то, что напугал ребёнка глупыми сказками, и рассказывала сказки умные. Что кочевники приходят зимовать к городам и приносят с собой снегопады. Что их олени преданнее собак и умные, почти как люди. Что нельзя бояться всех, кто на тебя не похож. Папа тихо ворчал, что знает всяких бродяг как облупленных и ничего хорошего от них не ждёт. Кочевники разбили лагерь на пустыре, прямо под Олиными окнами. Из кибиток посыпали пёстрые шумные люди, захлопотали, распрягая оленей и разжигая костры. Заробев, Оля задёрнула плотные чёрные шторы. Комната погрузилась в полумрак и тишину, став до ужаса похожей на склеп. *** Дни тянулись. Папа злился. То и дело хватался за мобильный, говорил с кем-то на повышенных тонах, требовал убрать «горластых голодранцев» с порога его дома. Лагерь оставался на месте — Оля каждый день боязливо отодвигала штору и проверяла. Погода хмурилась, в воздухе кружил мелкий снежок, вился дымок от костров, мелькали пёстрые юбки, меховые тулупы и велюровые оленьи уши. Кочевники обжили пустырь и не собирались с него уходить. Оля привыкла жить с задёрнутыми шторами и включённым светом. Папа поначалу ругался, требовал пожалеть его кошелёк и прекратить попусту сжигать зарплату. Потом в дело вступила мама, заявив, что он сам запугал ребёнка и будет за это расплачиваться. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ *** Впервые Оля решилась распахнуть шторы морозным зимним утром, когда воздух в комнате начал казаться не просто спёртым — затхлым. Мир был бел. Пушистые сугробы, снежные шапки на ветвях деревьев, набухшее снегопадом небо. На кипенно-белом фоне цветастые кляксы кибиток, рассыпанных по всему пустырю, смотрелись вызывающе- ярко. Чужеродно. Олени лежали прямо в сугробах, поджав под себя ноги и сонно мотая лобастыми головами. Без загонов, без привязи. Оля тихо порадовалась, что не бывает на улице. Жуткие звери, свободно бродящие по городскому отшибу, вызывали оторопь. Подоконник был низким и широким — чтобы Оля могла удобно смотреть в окно. Но сейчас смотреть не хотелось. Хотелось глотнуть обжигающе-морозного воздуха, разогнать поселившуюся в комнате тоску. Оля заползла на подоконник и распахнула оконную створку. Ворвавшийся в комнату ветер принёс с собой горсть колючих снежинок, горький костёрный дымок и гомон гитарных струн. Она завертела головой, пытаясь разобрать, откуда доносится мелодия, но звук оборвался, словно вспугнутый скрипом оконных рам. — Я уж думал, тут никто не живёт, — голос раздался откуда-то снизу. Из-под оконного отлива вынырнула растрёпанная голова. Оля отшатнулась и едва не свалилась на пол. Мальчик был старше. Смуглый, черноглазый, с тугими пружинками чёрных, жёстких на вид кудрей. Пальцы цепко сжимали гриф видавшей виды гитары. Кончик носа алел, обкусанный морозом. — Ян, — представился он, протягивая руку, затянутую в драную перчатку. Оля осторожно подползла на край подоконника и опасливо протянула ладонь, представившись в ответ. Пальцы сжали почти до боли, и на миг Оля испугалась, что мальчик дёрнет её вперёд, вытащит наружу. Но Ян лишь с интересом заглянул ей в глаза и отпустил, убирая руки в карманы. — Разве можно играть на морозе? — невпопад спросила Оля, с жалостью глядя на вытертые добела лады. Корпус гитары покрывали облупившиеся наклейки. Простенькие, из дешёвых жвачек. Выглядели они как пластырь на свежих царапинах. — Да чего ей будет? — фыркнул Ян. — Ты бы видела, что с этой гитарой прошлый владелец вытворял. Пацану очень не нравилась музыкалка, и он страшно радовался, когда я предложил избавить его от этого пыточного инструмента. Оля поджала губы. Папа рассказывал, каким образом всякие бродяги «избавляют» людей от принадлежащих им вещей. ВКЛАДКА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ» РЕДАКТОР: ДИКАРЕВА А.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: ХИТРОВА Д.М. ИЛЛЮСТРАТОР: ХИТРОВА Д.М. КОРРЕКТОР: МАНАЕНКОВА Е.С. E-MAIL: GAZETA1N@YANDEX.RU. ПО ВОПРОСАМ РАЗМЕЩЕНИЯ ВАШИХ МАТЕРИАЛОВ: ТЕЛ. 285-972, GAZETA1N@YANDEX.RU
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz