Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№31 (506) 13 августа 2024 года 20 КОД СЕМЬИ БЕЛОСНЕЖНАЯ МОДА ЛЮБВИ В историко-культурном музее «Городская управа» можно увидеть метаморфозы свадебной моды О дно и то же свадебное платье так же неудобно надеть дважды, как невозможно войти в одну и ту же реку. Оттого и ценен этот наряд, и образ создаётся щепетильно, отражая инди - видуальный стиль каждой пары. Вместе с тем свадебная мода соотносится с мо - дой времени, поэтому по платьям и ву - алям, костюмам, строгим галстукам или бабочкам можно судить о стилях эпох с точностью до 10 лет. Сохраните семейный альбом Музей «Городская управа» заинтере - совался не только эволюцией свадебного наряда. Свадебная мода — это лишь один аспект большого проекта «Семейный альбом», получившего поддержку фон - да «Милосердие» в рамках программы «Стальное дерево-2024». Смысл проекта — сохранить семей - ный альбом, чтобы вспомнить самим и дать возможность детям, внукам и по - следующим поколениям познакомиться с летописью собственной семьи в фото - графиях и взять то лучшее, что было. Мы ведь всегда надеемся, что следующее по - коление будет жить лучше. В музее в рамках проекта поздравили юбиляров семейной жизни, сохранивших супружеские отношения на протяжении 50 и более лет (номинация «Золотая свадьба»). Желающие поделились лич - ными историями (номинация «Семей - ные воспоминания»). А в конце сентября состоится ролевая игра в здании музея — бывшем особняке больших купеческих семей Хренниковых, Небученовых и Бол - ховитиновых. — Надеемся, что наш проект помо - жет по-другому взглянуть на семью, — рассказывает заведующая музеем «Го - родская управа» Ирина Сулина. — Мы почему-то думаем, что наши дети или внуки сами узнают историю семьи или уже знают её по умолчанию, поэтому в суете забываем рассказать, как жили их предки, как трудились, чем доро - жили. И это уходит. Но если мы вместе посмотрим альбом с семейными фото - графиями и скажем: вот твои дедушка, бабушка, они были людьми, достойны - ми уважения и подражания. И ты дол - жен быть таким человеком. Как добывался наряд подвенечный В музее можно узнать о традициях на - ряда новобрачных 1970–1980–1990-х и ну - левых годов. — В советские времена, особенно в 1970-е, в моду вошёл кримплен, — гово - рит о свадебных трендах Ирина Сулина. — Но достать отрез именно белого кримплена было нелегко. Люди ездили за этой тканью в Москву, старались добыть её через знако - мых. В нулевых годах невесты могли отхо - дить от стандартов, используя и другие тона свадебного платья, а советские девуш - ки шли в загс только в белом. Белый в русской традиционной сим - волике всегда означал чистоту и истину. В противоположность, кстати, китай - ской традиции, где белый считается цве - том траура. — И вот счастливая невеста купила-та - ки кипенно-белый кримплен, к которому в тон полагалась такая же молния, — де - лится одной из свадебных историй семиде - сятых Ирина Сулина. — Однако белых мол - ний в магазинах не оказалось. Пришлось взять жёлтую и долго обесцвечивать её белизной, чтобы она стала одного тона со свадебным нарядом. О том, как ударял дефицит по образу жениха, также рассказывала Ирина Сулина: — Невеста желала видеть своего жениха на свадьбе непременно с галстуком-бабоч - кой. Но редкого аксессуара в магазинах не было. Тогда швея выпорола часть подклад - ки пиджака новобрачного и сшила из неё заветную бабочку. Белое платье, белая фата В Советском Союзе многие женщи - ны умели шить. Но свадебное платье — одежда особая, поэтому чаще всего его доверяли профессиональным портным. Из историй и свадебных фотографий, собранных музеем, узнаём, какие ателье в Липецке считались лучшими. Высшего разряда ателье располагалось на улице Плеханова, где сейчас находится област - ное управление социальной политики. Ну и наконец главный познаватель - ный интерес: как менялась свадебная мода в советское и раннее постсоветское время? В 1960-е годы, судя по представленным фотографиям, невесты предпочитали уко - роченные платья. Их можно было надеть не только на роспись в загсе, но и на любой праздник после. Недлиннаяфата крепилась на причёску типа «бабетта» либо сверху на завитые короткие волосы невесты. В семидесятые фаворитом невест стал уже упомянутый кримплен, но шили платья и из гипюра. Они длиннее наряда шестидесятых, фата невесты также опу - стилась чуть ниже, неизменным остался всё тот же белый цвет. Платье красиво облегает фигуру, пыш - ность юбки минимальна. Среди вырезов и воротников наряда невесты лидирует треугольный вырез-мыс или же ворот - ник-стойка. И никаких декольте. У женихов конца семидесятых—модные белые рубаш - ки с длинными острыми воротниками, ши - рокие брюки а-ля стиляги. Восьмидесятые привнесли новое ве - яние на голову невест: традиционный венок, к которому крепилась фата, по - теснился белой свадебной шляпой, укра - шенной искусственными цветочками, с большими полями. Те же белые платья — лаконичные и торжественные, преимущественно с короткими рукавами, даже если свадь - бы игрались зимой. Перчаток найти было сложно, поэтому невесты стоят на фотографиях с голыми руками. В девяностые венок с фатой вернулись. И появились пышные кринолины на обру - чах. По признаниям невест, они доставляли неудобства при ходьбе и сидении за столом, зато выглядели поистине празднично. Ко - нец девяностых ознаменовался модой на большие подплечники. Эта тенденция от - разилась и на свадебных платьях. А двухтысячные и последующие годы можно смело характеризовать эпохой де - кольте и оголённых плеч в свадебной моде. В причёсках преобладают залитые лаком, обрамляющие лицо локоны, фата крепит - Жигановы — одни из последних молодожёнов, зарегистрировавших брак в загсе на площади Революции Романтичный образ невесты, созданный фотографом Александром Козиным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz