Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№31 (506) 13 августа 2024 года 18 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР — Базовая причина, — считает он, — в том, что крупные предприятия, такие как тракторный завод или завод пуско - вых двигателей, для которых техуни - верситет готовил инженеров и которые были постановщиками задач для науч - ных исследований в сфере машиностро - ения, по ряду причин ушли с рынка, а на их месте ничего нового не появи - лось. Соответственно, востребованность и престиж инженерных специальностей в регионе упали. Студенты не шли на кафедры, которые готовят инженеров для машиностроения. Я имею в виду сварочное производство, штамповку и так далее. Раньше это были отдельные кафедры, там набирали по две группы по 25 человек в каждой. А потом эти ка - федры пришлось объединить. Сегодня, я знаю, выпускники охотно идут на специ - альности IT, строительство, электропри - вод. Там и конкурс побольше, и престиж этих специальностей повыше. Вот поэто - му на сегодняшний день мы имеем самую большую остроту по инженерным кадрам именно в машиностроении. В частности, не хватает литейщиков, сварщиков, штам - повщиков. У других не лучше Конечно, дефицит инженерных ка - дров — это проблема общероссийская. В конце июля рекрутинговое агентство Get Experts опубликовало обзор ситуации в сфере производства, вызовов и трендов 2023—2024 годов. В обзоре говорится, что в промышленности наиболее вос - требованы инженеры, особенно инжене - ры-технологи. Эксперты Get Experts отмечают также, что «на предприятиях не хватает кон - структоров, которые могут разработать и изготовить детали для старого оборудо - вания или создать чертежи уникального оборудования, которое больше не постав - ляется в РФ». В свою очередь HR-специ - алисты прогнозируют, что к 2030 году из-за демографической ямы ситуация с укомплектованием штатов инженера - ми станет ещё хуже. Зачем плодить безработных? Тут некоторое время назад выясни - лось, что средние специальные и высшие учебные заведения Липецка готовят кого угодно, только не тех, кто нужен бизнесу. Это касается не только подготовки инже - нерных кадров. — Мы, — отмечает Игорь Артамонов, — обнаружили такую, к сожалению, не - приятную закономерность: наши тех - никумы и вузы обучают по специально - стям, которые не находят применения на рынке труда. У абитуриентов по инерции идёт спрос на вроде бы престижные, но не востребованные сегодня специально - У нас нет специальной программы наращивания выпускников с ди - пломами инженеров для машино - строения, но усилиями бизнеса, власти и преподавателей технических учебных заведений проблема их дефицита сдви - нулась с места, а сама профессия инжене - ра снова становится востребованной. Кадровый голод Региональное управление экономи - ческого развития запустило на плат - форме обратной связи (ПОС) опрос, который поможет выяснить, с какими проблемами чаще всего сталкивается липецкий бизнес. Результатов опроса ещё нет, но, как говорится, к бабушке не ходи, больше всего процентов наберёт вопрос о дефиците кадров. В прошлом году на нехватку кадров пожаловались 35% опрошенных. Примерно такие же результаты по - лучило липецкое издание Lipetsknews, которое проводило собственный опрос предпринимателей и опубликовало его результаты в этом году. Журналисты из - дания назвали дефицит кадров самой актуальной проблемой липецкого биз - неса. Сравните: с сокращением экспор - та, по данным Lipetsknews, столкнулось только 2% опрошенных, а с дефицитом сырья и комплектующих — никто. И это в условиях жесточайших санкций! Для полного счастья Конечно, бизнесу, если брать только количественные показатели, в первую очередь не хватает высококвалифициро - ванных рабочих. По данным областного управления соцполитики, озвученным в начале этого года, липецким работо - дателям для полного счастья нужно 16 тысяч работников, в их числе 11 тысяч рабочих. Если же брать специалистов с высшим образованием, то все, у кого есть бизнес, так или иначе связанный с машиностроением, и кто имеет дело с бизнесом по долгу службы, на первое ме - сто ставят дефицит инженерных кадров. В 2023 году в ЛГТУ появилось девять новых программ бакалавриата и специалитета. В их числе «Система управления движением и навигация», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Агроинженерия» и «Компьютерная безопасность». В университетском колледже, помимо того что уже было, студенты будут учиться по направлениям «Операционная деятельность в логистике» и «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», по данным издания Argumenti.ru, эта специальность входит в топ- 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий. В этом году в ЛГТУ набирали 1 034 человека на бюджетные места, и практически все эти места отдали под технические и инженерные специальности. Игорь Артамонов ещё в 2021 году с огорчением говорил, что в Липецкой об - ласти запускаются новые технологичные производства, а он не может предложить инвесторам хороших специалистов. Их, конечно, готовят, но мощностей, если так можно сказать, в том числе главной кузни - це инженерных кадров в регионе — ЛГТУ, не хватает, чтобы наковать столько инжене - ров, сколько нужно промышленности. — По таким направлениям, как маши - ностроение, металлообработка, матери - аловедение, — рассказывает в интервью «Липецкому времени» ректор ЛГТУ Лилия Загеева, — в целом по Липецкой области потребность по вакансиям превышает ко - личество наших выпускников в текущем году в три раза. Привет из девяностых Дефицит инженерных кадров в маши - ностроении, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липец - кой области Александр Бабанов, — это по - следствия тех изменений в экономике ре - гиона, которые произошли в 1990-е годы. В Липецке планируют вернуть престиж инженерных специальностей ДЕФИЦИТ НА ЭЛИТУ В ЛГТУ к 1 сентября откроют одну новую лабораторию, а в университетском колледже — восемь Спрос на специалистов в области машиностроения, металлообработки, материаловедения в три раза превышает количество выпускников в этом году

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz