Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№30 ( 505 ) 6 августа 2024 года 16 СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ С емья — такое образование, когда отсутствие одного человека меняет всё. То есть цепочка «мама+папа+сын+дочь» не равняется «ма - ма+сын+дочь». Если ещё ситуация удаления кого-то дополняется отдалением людей друг от друга, то чело - век остаётся в одиночестве. Но любому подростку необ - ходим эмоциональный контакт хотя бы с одним взрос - лым, иначе ему не выжить. Театр начинался с анкеты Театр начинался не с вешалки, а с подростков 13–16 лет из группы риска, которые посещали пространство «Выше Крыши». А если ещё точнее — с анкеты, которую запустили среди ребят организаторы подросткового центра, чтобы узнать, чему те посвящают своё свобод - ное время, чем бы хотели заниматься в жизни. Результаты анкетирования показали: 70% подрост - ков обычно проводят свободное время, тусуясь в тор - говых центрах с друзьями либо «залипая» в интернете и соцсетях. 85% могли бы чем-то заняться, но не знают, как провести свободное время. Но 14 из 50 опрошенных указали, что хотели бы посещать театральную студию. Это подтолкнуло к созданию социального подростково - го театра «Выше Крыши», где в спектаклях будут заня - ты сами подростки. Из идеи — снизить уровень раздражительности ре - бят, которые переживают непростые моменты дома, по - мочь преодолеть страхи и комплексы, повысить само - оценку, научить открывать себя миру да просто начать реализовываться в этой жизни — создалась уникальная атмосфера театра. Здесь молодые люди общаются, ду - мают, приобретают новые коммуникативные навыки. Конечно, на театральных подмостках окажутся не все, зато почувствовать себя эмоционально свободным, творческим, увлечённым и нужным может каждый. ЦЕННАЯ ПОДДЕРЖКА Проект подросткового центра «Выше Крыши» автономной некоммерческой организации «Жизнь Энергия Кампания» (АНО «ЖЭКА») получил областную поддержку на реализацию. Центр открылся в конце 2023 года в Липецке. В 2024 году субсидия областного бюджета составила 3 млн рублей, а количество его резидентов по состоянию на 1 июня — 243 человека, в том числе более 70 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации. Идея пространства —объединить подростков 11–18 лет, помочь им социализироваться, реализовывать себя через занятия, мастер-классы, встречи с интересными людьми, работу с профессиональными психологами и педагогами. Особое внимание уделяется трудным подросткам и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. НЕ ОДИНОЖДЫ ОДИН Об отчуждении людей — примете времени — говорили актёры театра «Выше Крыши» Грант против разрушения Спектакль «Карлсон, который живёт в подвале» (12+), как и сам театр, стал возможен благодаря кон - курсу Фонда президентских грантов, который выиграл подростковый центр «Выше Крыши». Спектакль о дружбе подростка с современным Кар - лсоном по произведению липецкого драматурга Алек - сандра Пономарёва в сценической версии режиссёра Залины Малиевой и звуковом оформлении Михаила Подхалюзина стал восьмым, заключительным, в череде грантовых постановок. Руководитель театра АннаШироких говорила о нача - ле работы с подростками: «Когда подавали заявку, вол - новались. Нам важно раскрыть потенциал подростков в пространстве «Выше Крыши», но мы также понима - ли, что дети могли сначала загореться, а потом сказать: «Не хотим участвовать в спектакле». Но всё сложилось хорошо: сформировалась маленькая труппа, и сейчас мы смотрим на ребят как на реальных актёров». Финал пьесы, которую автор определил социальной драмой, режиссёр Залина Малиева несколько редуциро - вала. Но драматическая канва, где происходит разруше - ние основ семьи — отчуждением, охлаждением, отчая - нием быть не услышанными друг другом, — сохранена. — Нам повезло с пьесой, — рассказывает Залина Ма - лиева. — Она восходит к грустной и смешной, детской и взрослой сказке Астрид Линдгрен. Мы даём сказку, в которой классический сюжет размыкается в действи - тельность. Сейчас большинство из нас живёт в режиме, когда вокруг масса людей, но при этом мы одиноки. Как в оболочке находимся. Особенно бывают одиноки подростки в окружении близких людей, в семье. Неслу - чайно я приняла специфическое решение — соединить в одном актёре образ Карлсона, с которым знакомится и дружит главный герой — Женя (его, как и в шведской сказке прошлого века, называют Малыш), и отца семей - ства. Это тоска мальчика по любви отца, который по - стоянно в отъезде, в командировке, чтобы прокормить семью. А когда возвращается, слушает, но не слышит сына: «Говоришь, у тебя новый друг? Что ж, друзья — это хорошо, если они настоящие…». Его не удивляет, что друга сына зовут Карлсон, что он выпал из социу - ма и живёт в подвале. Но финал мы всё равно сделали позитивным. Важно верить, что свет внутри человека, любовь побеждают. От себя добавим: если думать, что каждый индивид — это продукт детства и семьи, то можно смотреть в бу - дущее с оптимизмом, вложенным в постановку автора - ми и юными актёрами. Для них участие в спектакле — опыт, который они точно не забудут. Это сладкое слово «виртуальность» Жизнь человека наполняется смыслом, когда к нему относятся с вниманием. Ребёнок, который не чувству - ет любви родителей и которому некому больше отдать свою любовь и не от кого любовь получить, вырастает несчастным, часто неспособным любить человеком. Поэтому считается, что судьбы мира вершатся в дет - ских. В спектакле «Карлсон, который живёт в подвале» Женя, или Малыш, не имеет детской вовсе — «слоня - ется из угла в угол». А единственным другом детства у него был плюшевый медведь. Есть ещё одна проблема — виртуальность. Интернет и гаджеты — это гениальные изобретения. Но за каждое Спектакль «Карлсон, который живёт в подвале» — история глубокого одиночества подростка в семье

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz