Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
6 августа 2024 года №30 ( 505 ) 9 ГОРОДСКАЯ СРЕДА поработать под руководством опытных коллег. Только после этого специалист может претендовать на внесе - ние своего имени во всероссийский реестр архитекто - ров, дающий право на самостоятельную творческую и руководящую деятельность. Да ведь надобно и строить — У нас страна развивается часто благодаря от- дельным специалистам, профессионалам. Вами и вашей группой в городе много было сделано и делается сейчас. — Я был приглашён в Липецк на должность глав - ного художника города по результатам всесоюзного конкурса. Получил приглашение от руководства горо - да и главного архитектора Липецка Бируты Канцане. До этого учился и затем преподавал в Новосибирске, прошёл все возможные ступени архитектурной про - фессии в крупном проектном институте Центрально - го Казахстана. Бирута Павловна говорила как-то, что считает большим, а может, главным своим достиже - нием то, что пригласила группу архитекторов из Си - бири и Казахстана в Липецк. Если представить себе на мгновение наш город без построек этой плеяды архи - текторов, то Липецк, особенно его центральную часть (площадь Петра Великого, проспект Победы, улицу Те - решковой), вообще было бы не узнать. Это были высо - коквалифицированные архитекторы, лауреаты многих творческих смотров и конкурсов. Да и местные липец - кие архитекторы, среди которых немало талантливых людей, оживились после такого вливания «свежей крови». Когда в конце девяностых годов к нам приез - жали коллеги из других городов, они говорили, что в Липецке произошла архитектурная революция! — Расскажите, пожалуйста, как преобразился лик города благодаря приезду группы архитекторов. — Мы, занимаясь проектированием каждого ново - го объекта, всегда старались внести не только нечто прогрессивное, но и зачастую даже новаторское. Так, например, было с жилым домом-комплексом на улице Московской, отличающимся от привычной застройки своими монументальными формами и маленькими квадратными, выходящими на транспортную маги - страль окошечками. Причём часть из них представля - ет собой просто ниши. Это первый в России дом, где вопросы шумозащищённости эффективно решались исключительно архитектурными средствами. Так, гаражи выполняют здесь своеобразную роль шумо - защитных экранов, а их фундаменты гасят вибрацию от проходящего колёсного транспорта и трамваев. Эксплуатируемая кровля гаражей была рассчитана на заезд тяжёлых пожарных машин, чьи лестницы до - тягивались бы до окон 10-го этажа. Ведь в те времена липецкий парк пожарных машин был оснащён лест - ницами, достающими лишь до окон 9-го этажа. Самое главное заключается в том, что жилые окна обращены на солнечную сторону, на южный горизонт, а на транспортную магистраль выходят только ма - ленькие окна кладовок и лестничных клеток. Прие - хавший в Липецк народный архитектор России, акаде - мик архитектуры и автор здания театра на Таганке Юрий Гнедовский впечатлился им настолько, что спросил: «Почему вы не выдвигаете этот дом на Госпремию?» Сейчас даже студен - тов-архитекторов из других городов сюда привозят, чтобы они посмотрели постройку. Это был хороший эксперимент, давший по - зитивный результат. Борьба с навязчивой безликостью — Если продолжать разговор о жилой застройке, то весьма интересен экспе - римент, инициирован - ный Бирутой Канцане, в ту пору занимавшей должность главного ар - хитектора Липецкой области. С целью раз - нообразить архитекту - рован так, что там могут гулять дети без присмотра ро - дителей, потому что туда не заехать машинам. То есть сделано всё, чтобы создать комфортную среду для про - живания и не нарушить существующие нормы. Профессия без права на ошибку — Сергей Алексеевич, архитектор — это про- фессия результата. Поэтому архитектор не име- ет права на ошибку. Проектируя здание или па- мятник архитектуры, вы же отдаёте себе отчёт в том, что он изменит облик города на десятиле- тия? Что чувствует при этом архитектор? — Есть такое выражение, что в архитектуру приходят не для того, чтобы оставаться незамеченным. Но от это - го чувство ответственности у адекватного архитектора только возрастает. Много можно говорить на эту тему, я скажу одно. Проблема в том, что настоящие творческие архитекторы смотрят на город из будущего в настоящее и думают о том, как бы не навредить грядущим поколе - ниям, а инвесторы, как и строители, порой видят лишь сегодняшний день. Проблема здесь не только в разных горизонтах планирования, но и в различной, зачастую оппозиционной мотивации своей профессиональной деятельности. Всегда надо помнить: по тому, что мы оставим нашим потомкам, будут судить обо всём нашем поколении. И здесь даже одно нелепо «воткнутое» в историческое сердце города без - грамотными архитекторами безликое здание способно навсегда испортить это впечатление. _____________________________ Беседовала Светлана Чеботарёва Фото из архива Сергея Сошникова ру домов микрорайон Университетский разделили на кварталы, и каждый квартал проектировали разные архитектурные мастерские: Сергея Высоцкого, Влади - мира Дмитриева, Геннадия Александрова. Нам, мастер - ской «Сошников/Аристовы — архитекторы», достал - ся небольшой квартал из трёх многоэтажных домов. И это, как показывает время, дало свой позитивный результат: получился такой своеобразный, интересный и какой-то узнаваемый район, где жителям невозможно заблудиться, как в известном фильме Эльдара Рязанова. Нужно строить так, чтобы в городе хотелось жить. Ещё у нас такой бич дворовых пространств сейчас существует: загруженность личным автотранспортом, который паркуется везде, где придётся. В 29-м микро - районе, где работала компания СУ-11, построен один из первых комплексов в Липецке, в котором все машины заезжают на парковку на уровне первого этажа, а на её кровле разбили зелёный благоустроенный двор с пло - щадкой для игр детей и отдыха взрослых. Двор изоли - « В АРХИТЕКТУРУ ПРИХОДЯТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМ « «Ривьера» не только крупнейший торгово-развлекательный комплекс региона. Это ещё и общественное пространство под уникальным стеклянным покрытием Многоэтажный жилой комплекс в 29-м микрорайоне не только выделяется на городском фоне своими арками. При проектировании и строительстве был применён принцип «двор без машин»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz