Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
9 июля 2024 года №26 ( 501 ) 5 ТЕМА НЕДЕЛИ Умный пёс, ведя за собой хозяйку, несколько раз пе - ресёк проезжую часть, повинуясь сигналам светофора и голосу из динамика. В ночном режиме голосовое сопровождение вклю - чается только после соответствующего запроса через приложение. Умная программа может работать и со светофорами вызывного типа. Незрячему непросто найти на столбе кнопку, на которую нужно нажать для перехода улицы. Он нажмёт её на своём смарт - фоне. — В Питере такие устройства на светофорах рабо - тают везде, — рассказала заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Говорящий город» Алёна Болдышева. — Есть такие и в Москве. А начиналось всё 10 лет назад. К нам тог - да обратились члены общества слепых с просьбой по - мочь незрячим людям перемещаться по городу. Поедем кататься! Система «Говорящий город» теперь заработает и в одном из липецких автобусов. На маршруте № 28. Его выбрали не случайно. — Он проходит по улице Механизато - ров, где расположен Центр образования, реа - билитации и оздоровления для слепых и сла - бовидящих детей, — объяснил директор МУП «Липецкпассажиртранс» Дмитрий Мартыненко. — В ближайшее время автобус будет курсировать по маршруту, чтобы липчане смогли познакомиться с системой. Стоя на остановке, инвалид с помощью смартфона сообщает, что ему нужно войти в автобус. Зона дей - ствия оборудования — минимум 10 м, причём для его работы не нужен интернет. Звуковой маяк — неболь - шая пластиковая коробочка — крепится над средней дверью автобуса. И незрячим, и колясочникам удоб - нее входить в транспорт именно через эту дверь. Ос - новная часть оборудования — в кабине водителя. Если инвалид собирается войти в автобус или выйти из него, на пульте появляется соответствующий сигнал. — Система надёжная и удобная, — прокомменти - ровал водитель МУП «Липецкпассажиртранс» Дми - трий Воронов. — Я уже освоился, в принципе, никакой сложности. Мне подаётся сигнал, что на следующей остановке будет посадка инвалида, причём указыва - ется, колясочник это или инвалид по зрению. Прогресс на месте не стоит К представителям компании-разработчика было много вопросов. Как быть тем, кто не привык поль - зоваться смартфоном, например пожилым? Оказа - лось, программа подходит и для кнопочного телефо - на. Алёна Болдышева объяснила принцип системы: используются радиочастоты, а телефон сопрягается с оборудованием с помощью Bluetooth. Это особенно удобно, например, в Москве, где в целях безопасно - сти сейчас часто используют «глушилки». Испы - ТРЕЛИ ТРИОЛИ Систему голосовой помощи инвалидам на дороге назвали «Триоль». В музыке этот термин означает связку из трёх нот одинаковой длительности. На дороге «Триоль» переводит цветовые сигналы в звуковые. Объявляет о том, что переход разрешён, предупреждает, что зелёный скоро погаснет. На смартфон система передаст сообщение о том, что светофор отключён или о том, что в ночное время звуковое дублирование сигналов светофора не работает. По команде пользователя она может принудительно — на короткое время — включить воспроизведение речевых сообщений. Некоторые скептики сомневались, что ребята смогут пользоваться новинкой. Практика показала: сомневались зря. Даже учени - ки средних классов быстро поняли принцип действия системы. Старшеклассники уже через пару минут разо - брались в приложении. — И дети, и родители просто в восторге, — расска - зала заместитель директора ЦОРИО по информати - зации Юлия Карташова. — Нам, зрячим, невозможно представить, насколько такая система помогает людям с проблемами зрения ориентироваться на улицах. Те - перь город с ними заговорит. ____________________________ Текст: Марина Карасик Фото: Александра Пастушенко тания доказали эффективность системы «Говорящий город» в любых условиях. Роман Бирюков спросил, можно ли с помощью этого приложения оплачивать проезд? Для колясочника очень неудобно передвигаться по салону, а передавать дру - гим свою карту готов не каждый. Пока что такой функции нет, ответили ему, но тех - ническая возможность добавить её есть. Сейчас по маршруту № 28 курсирует только один автобус, оборудованный этой системой. Что дальше? — Тестируя эту систему, мы понимаем, что она «зашла», — прокомментировал Дмитрий Мартыненко. — Теперь планиру - ем обращаться в управление соцзащиты региона. Какое количество автобусов бу - дет оборудовано, зависит от финансов. — Проработаем вопрос совместно, — добавил пред - седатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — Я думаю, коллеги напишут письма в поддержку этой полезной инициативы, и мы решим, какие автобусы в первую очередь нужно оснастить системой. Да, ещё не - давно это казалось фантастикой. Но несколько лет назад и электробусы казались нереальной вещью. А сейчас они ездят у нас в городе. Прогресс на месте не стоит. В отпуск со смартфоном А после обеда систему «Говорящий город» протести - ровали дети — ученики Центра образования, реабилита - ции и оздоровления (ЦОРИО). Среди них много незрячих. >125 тыс. инвалидов зарегистрировано в регионе Первые дни работы системы в городском транспорте показали: у слабовидящих и инвалидов-колясочников она очень востребована Пилотным «говорящим светофором» стал светофор на переходе у остановки «Хлебозавод№ 3». Тут всегда много незрячих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz