Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
2 июля 2024 года №25 ( 500 ) 21 Пианистка Валентина Лисица о концертах в Донецке: «Здесь понятно, для чего стоит жить» ГЕРОИ Z ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ В ЛЮБУЮМИНУТУ ПОГИБНУТЬ, МУЗЫКА ОЗНАЧАЕТ ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ. ОНИ ПРИКАСАЮТСЯ К ВЕЧНОСТИ « « ДАМА ДО И ПОСЛЕ МАЖОРА И мя пианистки Валентины Лисицы в России по-на - стоящему прозвучало в 2014 году, когда она, киев - лянка, эмигрировавшая в США ещё в начале 1990-х, вдруг «сошла с ума»: она не стала ни молчать, ни радовать - ся тому, что происходило на Украине. И нет бы ей остановиться — но она поехала в Донецк и выступила с концертомпрямо в центре города. По меркам западным шаг опрометчивый. И честный, если говорить по-русски. Так пианистка Валентина Лисица оказалась пер - вой, испытавшей на себе «отмену культуры». Сегодня она живет в Москве. Вместе с Донецким сим - фоническим оркестром имени Сергея Прокофьева дважды проехала по всей стране с программой «Оркестр непокорён - ных». Недавно сыграли концерт в Рахманиновском зале столичной филармонии. — Валентина, вы сравнивали свою карьеру в США с американскими горками: то затишье, то взлёты, а после 2014-го кривая успеха пошла вниз. Причина — в гражданской позиции... — Причём всё случилось неожиданно и для меня са - мой. Я стала замечать, что информация о происходящем на Украине в американских СМИ и комментариях властей рас - ходится с той, что я слышу по телефону от наших с мужем родных. Эти расхождения с реальностью майдана были на удивление очевидны. Банальный пример: девушка на площади читает стихи, прямо восхваляющие нацизм, — а здесь всем рассказывают, что это стихи о «трагедии голодомора». Я стала просто пе - реводить с украинского всё, что звучалонамайдане и вокруг него, честно полагая, что этим помогу американцам, в том числе журналистам, разобраться, что происходит на самом деле на Украине, о которой они прежде и слышать-то не слышали. Первое время на меня даже ссылались какие-то американские издания — но потом вдруг резко перестали. — Вы действительно не подозревали, что такая «помощь» —разобраться в том, кто есть кто на самом деле, — вам будет стоить карьеры в США? — Понимаете, я приехала в Америку в 22 года, ког - да СССР рухнул вместе со всеми идеалами, к которым мы стремились. США представлялись страной свободы, где ценят правду. Если в политику не лезть, а я никогда этим не занималась, действительно, в это можно верить долго. И я верила во всё, что говорили там про Ирак, даже в «гу - манитарные бомбардировки Югославии» верила. И только с Украиной стала прозревать: нам нагло врут. При этом меня спрашивали: почему бы вам не дать концерт в Киеве? Я переспрашивала: а вы точно понимаете, что там проис - ходит? Мне в ответ: вы сами ничего не понимаете, вы сами лжёте. Почему? А потому. Нашла коса на камень. Тогда я ещё подумать не могла, что это коснется моей карьеры. Громом среди ясного неба стала отмена концерта в Торонто. —Об этой отмене концерта написали и у нас — тог- да как раз про вас узнали в России и в Донбассе... — Выяснилось, что мои концерты стали отменять по письму из офиса Хиллари Клинтон. За меня заступились высокопоставленные республиканцы, вокруг моего имени начались какие-то политические игры, это всё подогрело интерес ко мне... Да, а до всего этого в России меня почти не знали. — Хорошо, вот вы жили в Киеве — и что, вы сами или ваши родственники сталкивались с тем, чемобер- нулся сегодня украинский национализм? — У меня отец в паспорте записан как украинец, а мама — русская. Всё, с чем мы сталкивались когда-то, казалось мелочами, досадными, но вроде несмертельными. Иду по - лучать паспорт, доброжелатели подсказывают: запишись украинкой, так будет легче в вуз поступить... Или история с мамой. Она была стахановкой, работала на прядильной фа - брике, портреты в газетах, Доска почёта. Выдвинули маму по профсоюзной линии в депутаты, а потом вдруг вызыва - ют: нет, товарищЛисица, мы думали, что вы украинка, а вы русская, по квоте в депутаты не проходите... А год назад мой концерт отменили в Венеции. Почему? Мне написали: хо - тели пригласить играть Рахманинова как украинку, в под - держку Украиныпротив русских, а вы... По квоте не прошла. — 22 июня 2015 года вы с симфоническим орке- стром Донецкой филармонии выступили в парке Ленинского комсомола, и всё это в прямом эфире... Вы же сознательно шли на это, знали, что вас ждёт — и все-таки поехали. Не опрометчиво? — После отмены канадского концерта мне написал ди - ректор Донецкой филармонии Александр Парецкий: «Ва - лентина, не хотите приехать поиграть?» Я говорю: «С удо - вольствием, 21 июня у меня концерт в Париже, а 22 я могу быть в Донецке». Тут же договорились о репертуаре. Никто не думал, что это вызовет такой интерес дончан. Народшёл и шёл, никто не испугался обстрелов. Этот концерт у многих за границей вызвал культурный шок. Им рассказывают про какой-то дикий Донбасс с негра - мотными алкоголиками-шахтёрами — а тут классическая музыка, тысячи интеллигентных лиц, красивые дети. Ко - му-то это открыло на многое глаза, и мы с музыкантами, понимая, что сделали, долго обнимались и плакали. — Могли бы поставить галочку и больше не при- езжать: как минимум опасно. Но вы стали в Донбассе частой гостьей. — Всё поменялось с того момента. И даже отношение к профессии. В Донбассе понимаешь: ты тут не развлека - ешь. Для людей, которые могут в любую минуту погиб - нуть, музыка означает что-то большее. Они прикасаются к вечности. — Вы объехали десять регионов большой Рос- сии с «Оркестром непокорённых». Почему вам было важно ещё и поддержать коллег? — «Оркестр непокорённых» — не просто красивые слова. Они никуда не уехали, в отличие от футбольной команды «Шахтёр», которую все любили в Донбассе. Музыканты не смалодушничали. То, что они остались и продолжили играть, для меня настоящий подвиг. Помню репетицию перед выступлением в том же до - нецком парке в 2018-м. Организаторы решили прове - рить салют, дали пробный залп — и только послышался свист вылетающих снарядов, все музыканты оркестра кинулись на пол, представляете? За четыре года войны инстинкт уже срабатывал автоматически. Встали и про - должили играть. Кто поверит, что это — реальность? Что мужчины из оркестра шли воевать в реальные окопы, а потом возвращались, доставали свои флейты и испол - няли Прокофьева? Я бы сказала, что донецкие музыканты играют не просто музыку. Они передают эмоцию Донбасса. И пу - блика это чувствует. Даже утончённая публика, принци - пиально отстраняющаяся от темы СВО, после концертов удивлённо спрашивает: что, у вас действительно стреля - ют? А для донбасских музыкантов это не громкие слова, а правда: культура сильнее варварства. _____________________ Текст: Максим Васюнов Фото: Александр Корольков Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер» Валентина Лисицина выступала в Липецке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz