Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№21 (496) 4 июня 2024 года 18 как старинная мельница превратилась в современное творческое пространство В Липецке, на Заводской площади, возрождён и живёт культурной жизнью исторический арте- факт, потому что его поднял и не бросил человек. Для сподвижника Александра Хрюкина «это здание на- моленное, как храм». Пласт культуры прошлого Я иду по кованой лестнице, которой уже больше ста лет, как и зданию мельницы, построенной бельгийцами в на- чале прошлого века на месте села Сокольского. Сейчас это Заводская площадь на Соколе, а тогда бельгийское акцио- нерное общество — «Тамбовское анонимное горно-метал- лургическое общество» — начало строительство чугунопла- вильного завода, будущего «Свободного сокола». 10 октября 1900 года заработали первые доменные печи, но из-за неудачного проекта домны останавливались, про- стаивали. На заводе в 1918 году оставалось работать всего 80 человек, а само предприятие перешло на отливку и сбор- ку чугунных молотилок, конных приводов, соломорезок и даже на изготовление горшков и сковородок. Для того чтобы расплачиваться с работниками, была построена па- ровая мельница для размола зерна — для самих рабочих и крестьян. За услуги размола завод платил зерном и му- кой. Зерно же подвозили на баржах по реке и сухопутно. Сложная судьба В конце 1918 года бельгийские руководители и вовсе навсегда отбыли в родные палестины, оставив завод без денег, сырья и топлива. А мельница с толстыми стенами в 1,7 м пережила век, служа то фабрично-заводским учи- лищем№26 (с 1926 года), то зданиемшколы№3, то воен- ным госпиталем во время Великой Отечественной войны, и даже успела побывать институтом «Агроспецпроект». Четырёхэтажное старинное мельничное здание не является объектом культурного наследия, но от этого не менее ценно, самобытно и своей историей, и архитек- турно-инженерным решением. Отопления в основной, производственной, части мельницы не было, но темпе- ратура +8 градусов сохранялась в ней круглый год. Это происходило потому, что в стенах постройки проделаны дымоходные отверстия, идущие сверху к земле. Подвалы в мельнице отсутствовали, она обогревалась природным образом: от тепла земли, которая в свою очередь нагре- валась от тепла отапливаемой пристройки. И сама по себе КУЛЬТУРНЫЙ РЕПОРТАЖ « РАЗРУХА БЫЛА ТАКАЯ, ЧТО ЗАЙДЁШЬ, ПОСМОТРИШЬ НА ЭТУ ЛЕСТНИЦУ И ПОДУМАЕШЬ ПОНАЧАЛУ, ЧТО ЗРЯ ОНА ЗДЕСЬ УЦЕЛЕЛА мельница интересна тем, что она часть истории метал- лургического города и Заводской площади, которая орга- низовывала пространство окрест. Энтузиазм и настойчивость Такие же мысли были и у Александра Хрюкина, решив- шего однажды своими силами привести в порядок старую мельницу, чтобы не потонула она в серой, безликой за- стройке, заселённой людьми, не знающими своей истории. А чем можно помочь Липецку и людям, которым он дорог? — С начала 1990-х годов все предприятия, которые арендовали площадь мельницы, начали закрываться, а здание — хиреть. Разруха была такая, что зайдёшь, посмотришь на эту лестницу и подумаешь поначалу, что зря она уцелела здесь, среди текущей крыши, вы- веденных из строя систем отопления и электричества, полуразрушенных этажей. И выход был только один — защищать то, что не успели разрушить окончательно, — рассказывает Александр Михайлович. Михалыч решает всё Единомышленники зовут егоМихалычем—просто и за- мечательно. И говорят, что Михалыч решает всё. Он и решил, когда арендовал только одну комнату под свою оптовую базу, выкупать другие, которые продавались собственниками. Так, комнатку за комнаткой, он выкупил большую часть здания и тем самым его спас. Как? Было два пути. Первый — вложение больших средств, чтобы слож- ную историческую постройку лишить индивидуальности: оштукатурить, сделать ремонт, современные окна вставить — как во всех зданиях. И второй путь, которым пошёл Алек- сандр Михайлович: при минимальных вложениях сберечь В России креативные кластеры в малых городах пока находятся в процессе становления, но уже понимают важность коллабораций. Среди реализованных в стране есть яркие примеры. Один из самых известных кластеров Санкт- Петербурга — «Новая Голландия» — нередко становится партнёром в реализации разных благотворительных мероприятий. С самого начала введения режима самоизоляции в 2020 году «Новая Голландия» объединила несколько ресторанов во временную фабрику-кухню, которая ежедневно кормила более 1 500 человек обедами. «Лето на заводе» — пространство под Екатеринбургом в формате летнего кемпа, которое задействует профессиональных кураторов, дизайнеров, художников. В данный кластер на мероприятия стекаются представители креативного и активистского сообщества города и близлежащих поселений. В авангарде креативного развития промзон России стоят яркие и устойчивые проекты: Центр творческих индустрий «Фабрика» (Москва), Центр современного искусства «Винзавод» (Москва), Центр дизайна ARTPLAY (Москва), Творческий индустриальный кластер «Октава» (Тула), Культурный центр «Октябрь» (Белгород), Креативный кластер «КАМЕНКА» (Красноярск), Центр креативных индустрий SVOBODA2 (Челябинск), Креативный кластер «Дизайн Центр» (Саратов), Центр графической культуры «Графит», Городской центр «Арт-КВАДРАТ» (Уфа), ДК Кирова (Санкт-Петербург) и Арт-завод «Доренберг» (Иркутск). ОПЫТ РОССИИ ПОДНЯТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ « Лестнице в здании мельницы более 100 лет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz