Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№19 ( 494 ) 21 мая 2024 года 22 «ЛИПОВОГО ЦВЕТА» ЛЕПЕСТКИ КУЛЬТУРНЫЙ КОД АФИША «ВСПОМИНАЯ НАСТОЯЩЕЕ» (6+), выставка Доммастера Ул. Ленина, 2 Справки по телефону: 27 - 77 -18 3 мая — 14 июля Фото с сайта museums-48.ru «ДЕТСТВО В ОБЛАКАХ» (6+), выставка Липецкий Дом музыки Ул. Осипенко, 18 Справки по телефону: 43-10-31 26 мая — 30 июня Фото с сайта доммузыки48.рф «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУТИНКА» (0+), развивающее занятие КЗ «Унион» имени Хренникова Ул. К. Маркса, 2 Справки по телефону: 22 -56-57 25 мая, 11:00 и 12:30 Фото с сайта unionzal.ru ГОВОРИМ ПО-РУССКИ Светлана Чеботарёва, собственный корреспондент Дошедшая до нас грамота Святые братья Кирилл и Мефодий, в честь которых 24 мая в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры, принесли на Русь грамоту и грамотность. Так повелось, что русский язык с благословенной лёгкостью не учится. Листая учебники, задумываюсь о том, что в нашем языке много правил, необъяснимых с точки зрения его современного состояния. Поэтому и педагоги часто используют фразу «так исторически сложилось». Се ля ви (такова жизнь)… Пресловутые ЖИ-ШИ попадают в эту обойму. Скажите, зачем мы пишем «И» после «Ж», «Ш», если произносим твёрдо, со звуком «Ы»? Дело в том, что когда-то давно эти согласные были мягкими, поэтому написание с «И» сохранилось. Редкое орфографическое правило русского языка существует без исключений. Для них методика преподавания языка подготовила мнемонические (запоминательные) стишки и присловья. Часто они представляют собой набор слов-исключений. Так, дореволюционные гимназисты учили стишок, в которых писалась буква: Замѣшу в посѣв мѣрило, Ѣду грѣх исповѢдать… Или вспоминаю из своей школьной жизни рифмованную «окрошку», в которой представлен набор слов-исключений с правописанием О после шипящих в корнях: Шов, крыжовник и обжора, Шомпол, чопорный и шорох и т. д. Против исключений нет никаких аргументов. Хотя… Вот, например, слово «обжора». Обжора — это кто такой? Кто ест без меры. Грубо говоря, жрёт. Пожирает, обжирается… Стоп! А что такое происходит с корнем? В нём уже появляется другая гласная. Попробуем дальше. Огонь пожирает всё на своём пути. Жертвами огня стали многие. Жертвами… То есть тех, кого пожрал огонь. Вот вам и трагический родственник к слову «обжора». С «е» после шипящего. То есть идёт типичное в русском языке чередование «нуль звука — о — е». Какое отношение имеет солдат к монете? Помните, когда Буратино пошёл в школу, то папа Карло купил ему на деньги, вырученные от продажи своего кафтана, азбуку с картинками, которую деревянный сын продал за четыре сольдо? Была такая монета — сольдо, от которой, к слову, произошёл и бухгалтерский термин «сальдо». А ещё произошло слово «солдат». Солдатами изначально были наёмники в Италии, купленные за мелкую серебряную монету сольдо. Слово это имело уничижительную окраску, потому что средневековые наёмники были непрофессиональными, случайными людьми. То есть soldato был таким человеком, чья квалификация и даже жизнь ничего не стоили. В России термин «солдат» появился при царе Алексее Михайловиче, который учредил полки иноземного происхождения и назвал их на иностранный манер солдатскими. В современном смысле слово «солдат» стало употребляться только при Екатерине II и имело значение «военнослужащий низшего чина». Так или иначе, если школьники будут помнить происхождение слова «солдат» от «сольдо», то никогда не ошибутся в написании. Что же из этого следует? То, что всякий пытливый, внимательный носитель языка должен, как говорили в XI–XVII веках, «зазогнувъ книгу… и приникнувъ, и видевъ, яко зело къ нынешнему времени ключаемо». М еждународный фестиваль «Липовый цвет», посвящён - ный театру кукол, впервые состоялся в Липецке. Он утолил куль - турный голод, тоску по настоящему, доброму и стал статусным событием, презентируя культурную значимость города. Все куклы в гости к нам Организаторы фестиваля подарили зрителям роскошный праздник, в кото - ром приняли участие 10 кукольных те - атров. Приехали артисты-кукловоды из Бразилии, Китая, Ирана, Армении. Уча - ствовали коллективы из Москвы, сра - зу два — из Санкт-Петербурга, а также Белгорода, Дзержинска и, разумеется, Липецка. Семь фестивальных дней они демонстрировали жюри и зрителям свои постановки. Филипп Янко, директор Липецкого государственного театра кукол и чело - век, который этот фестиваль задумал, создавал, совершенствовал, — словом, чей вклад трудно переоценить, отвечая на вопрос: «Как возникла идея между - народного кукольного фестиваля в Ли - пецке?», сказал: В нашем городе расцвёл мир прекрасного кукольного искусства — Родилась идея в голове. Мне по - казалось, что пришло время для того, чтобы в Липецк приехали коллективы из разных городов, стран мира и пока - зывали в Липецком театре кукол своё искусство. Миру нужен мир — Название фестиваля возникло случайно? — Мне хотелось найти какие-то сло - ва, имеющие отношение к весне, ведь фестиваль решили проводить в мае, во время цветения. А в нашем городе очень много лип. И хотелось, чтобы все понимали, что фестиваль проходит именно в Липецке. Поэтому «Липовый цвет» — как-то сразу легло название. — У каждого фестиваля есть своё лицо, свои задачи, своя философия. Ка - кие они у «Липового цвета»? — Целью нашего фестиваля явля - ется объединение кукольных театров не только России, но и мира, а также продвижение прекрасного кукольного искусства. Мы стремимся, чтобы оно радовало зрителей, чтобы актёры дру - жили, обменивались опытом. Вы же сами чувствуете, какая здесь волшебная атмосфера: это и общение актёров меж - ду собой, которое помогает понять, куда и как развивается искусство кукольного театра. И контакт с залом, с прекрас - нымюным зрителем. В зале нет свобод - ных мест, это и есть критерий качества фестиваля. Армянский режиссёр и заслужен - ный артист республики Армен Барсе - гян, привёзший вместе с Ванадзорским театром сказку «Доктор Айболит» (0+), говорил, что мы постоянно слышим «миру нужен мир», но это должно ра - ботать: — Между кукольными театрами этот мир есть. И главное, кукольный спектакль всегда существует для детей — наших ангелов, нашего мира храни - телей. Для них мы должны делать всё возможное и невозможное. «Говорит Ленинград» (12+) — спектакль Белгородского кукольного театра Фестивальные показыоценивали зрители и именитое жюри: драматург Анна Константинова, режиссёр Амела Вученович и доктор искусствоведения драматург Борис Голдовский (на фото—второй ряд)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz