Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№18 (493) 14 мая 2024 года 22 КУЛЬТУРНЫЙ КОД Т ак немецкая сказка интерпрети- ровалась режиссёрами-постанов- щиками Антоном Калипановым и Ольгой Шайдуллиной в серьёзном фэн- тези-спектакле, который нужно смотреть не только подросткам, но и взрослым. Сказка, да в ней намёки Все старые сказки, особенно немецкие или Андерсена, писались — по умолчанию — в старых домах, по сказочным адресам. Затакт же сказочной истории о Крабате лежал в легенде, которую развил немец- кий писатель Отфрид Пройслер… Во время Второй мировой войны, несо- вершеннолетним, он попал на фронт и вое- вал на стороне фашистской Германии. Ока- зался в советском плену. Освободившись, Пройслер стал известным писателем у себя в Германии и не раз приезжал в СССР, общался с маленькими читателями. Сказку «Крабат, или Легенды старой мельницы» (12+) он считал важнейшей в своём творчестве. В её основу легла сред- невековая легенда западных славян — лу- жицких сербов — о парне-сироте Крабате, который учился чёрной магии на старой мельнице. За сказочным повествованием писа- тель спрятал много иносказаний. Сам он говорил, что эта история его поколения: всех молодых людей, которые соприкаса- ются с властью, её соблазнами и запутыва- ются в них. А ещё она имеет христианский подтекст. Неслучайно число учеников мельника-колдуна равняется 12-ти, а дей- НЕ ТАК ТРУДНО ЛИШИТЬСЯ БЕДНОСТИ, КАК СВОБОДЫ « Московский театр «Таратумб» показал в Липецке премьеру «Ученик колдуна» (12+) о победе Света над тьмой СОЛНЦЕ ВЗОЙДЁТ « АФИША «НОЧЬ МУЗЕЕВ» ( 12+ ), экскурсии, мастер-классы Краеведческий музей Ул. Ленина, 25 Справки по телефону: 28 -01-73 18 мая, 18:00 Фото с сайта museums-48.ru «ZАВЕТАМ VЕРНЫ: ТЫЛ И ФРОНТ» (6+) Библиотека имени Есенина Ул. Космонавтов, 15/3 Справки по телефону: 35-35-51 8 мая — 31 декабря Фото: Александра Пастушенко «МАКСИМЫМАКСИМА МИТЛЯНСКОГО» Галерея Назарова Ул. Желябова, 4 Справки по телефону: 27- 12 - 82 26 апреля — 26 мая Фото: Галерея Назарова «ШЕКСПИР. ФИЛОСОФИЯ СТРАСТИ» (6+) Липецкий Дом музыки Ул. Осипенко, 18 Справки по телефону: 43-10-31 23 мая, 19:00 Фото с сайта доммузыки48.рф ствие происходит на временном отрезке между Пасхой и Рождеством. Да и иску- шения Крабата колдовской властью над людьми можно сравнить с искушениями гётевского Фауста, которому дьявол обе- щал всемогущество в обмен на его душу. Плеснули колдовства «Мельница, мельница, что же здесь мелется? Что за зерно?» — поют актёры спектакля. И мы не можем не обратить- ся к символу «мистической мельницы» Средних веков, откуда пришла легенда о Крабате. Возле такой мельницы обычно ветхозаветный пророк Исаия насыпает пшеничные зёрна в воронку, а новоза- ветный апостол Павел подхватывает по- лучаемую при этом муку. В некоторых красочных средневековых изображениях эти зёрна насыпают четыре евангелиста, а двенадцать апостолов подводят реки, приводящие мельничное колесо в движе- ние. Христос, который есть хлеб жизни, распределяет выпеченный из этой муки хлеб среди народа. Что же происходит на старой мель- нице, куда боятся попадать дети-сироты, оставшиеся без родителей во время чумы XVII века, свирепствовавшей в Европе? Крабат потерял родителей и теперь с такими же голодными и оборванными подростками идёт колядовать по деревням в рождественские дни, чтобы иметь хотя бы кусок хлеба. И вдруг он слышит неведомый голос, который называет его по имени и зо- вёт на зловещую мельницу (все в его дерев- не и окрестностях знают, что там нечисто). Ведомый голосом, он оказывается на мель- ничном холме, где незнакомец предлагает ему работу, за которую обещает еду, кров, правда, обмолвившись, что работа может обойтись подростку дорого. Крабат не пони- мает, как можно лишить человека чего-то, если у него ничего нет. Ина слова мельника: «Не так трудно лишиться бедности, как сво- боды» — соглашается стать подмастерьем странного незнакомца с перевязанным гла- зом и ледяными руками. А дальше Крабат видит мир, выверну- тый наизнанку. Его встречают одиннадцать подростков-подмастерьев — людей, покры- тых мучной пылью и от этого имеющих как бы второе лицо. Здесь использованы куклы, которые пришитык ногами туловищу актё- ров. Крабат становится двенадцатым, и на- чинается работа. Подмастерья мелют зерно, очищают от наледи мельничные колёса. Но зерно привозят не из соседних деревень, а каждое новолуние на мельницу приезжает незнакомец с алым петушиным пером. Его повозка почему-то не оставляет следов на земле, а мельник называет его Господином. Это такой всадник Апокалипсиса, который держит в своей власти мельника. Однажды Крабат увидел содержимое мешков Госпо- дина: в них были человеческие кости и че- репа. Но более опытный подмастерье Тондо посоветовал Крабату забыть о том, из какого материала делают муку на мельнице две- Театр впервые совместил игру актёров с анимацией
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz