Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

16 января 2024 года №02 ( 477 ) 7 ОБРАЗОВАНИЕ ИНЖЕНЕРОВ НУЖНО БОЛЬШЕ На 2024/2025 учебный год вузам выделено 620,5 тысячи бюджетных мест. В первую очередь — по программам подготовки инженеров. Их станет на 2 281 больше. На 772 бюджетных места больше выделено по группе «Здравоохранение и медицинские науки». Третье место — «Машиностроение» (+ 505 мест), далее — «Информатика и вычислительная техника» (+ 416 мест), «Электро- и теплоэнергетика» (+ 304 места). Места увеличились и в группах «Электроника, радиоэлектроника и системы связи», «Информационная безопасность», «Математические и естественные науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Биологические науки». ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ, ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫ, И ЗА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТОГО ПРОФИЛЯ ВОЗНИКНЕТ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА СРЕДИ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ « « Глава Рособрнадзора Анзор Музаев: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ ВЫПУСКНИКАМ 2024 ГОДА В сего две недели осталось до 1 февраля — это последний день подачи заявле- ния на сдачу ЕГЭ по выбору. К чему го- товиться выпускникам? Переведут ли Еди- ный в онлайн? Всё самое главное о Едином государственном экзамене рассказал руко- водитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Анзор Ахмедович, что выберет для ЕГЭ большинство школьников? Ваш прогноз. — В этом году, думаю, лидеры останут- ся те же — обществознание и информатика. И если обществознание далеко не первый год на первомместе среди предметов по вы- бору, то информатика буквально несколько лет назад была лишь шестой. А сейчас она уже на второмместе. И это понятно: мыжи- вём в век стремительно развивающихся тех- нологий. Обществознание будет постепенно отходить на второй план. Ещё один фактор, который, уверен, по- влияет на выбор предметов ЕГЭ, — бум импортозамещения. В экономике проис- ходят тектонические сдвиги, предприятия масштабно перестраиваются, востребован- ность специалистов сейчас колоссальная. Зарождается серьёзный глобальный тренд: спрос на инженеров всех отраслей, на специ- алистов естественно-научного направле- ния. Думаю, и профильную математику, и физику, и другие естественно-научные дисциплины, в частности химию и биоло- гию, начнут выбирать чаще. Инженерные специальности будут востребованы, высоко- оплачиваемы, и за специалистов этого про- филя возникнет конкурентная борьба среди ведущих компаний и предприятий. — Вы говорили, что ЕГЭ в онлайн в бли- жайшем будущем переводить не будут. А при каких условиях экзамен может стать виртуальным? — Вопрос в другом: насколько нам необ- ходим такой формат и сможем ли мы при этом обеспечить прозрачность и объектив- ность процедуры экзамена? Помните, во время ковида уже была дискуссия на эту тему. Сейчас у выпускника есть право подать документы в пять вузов на три специаль- ности в каждом. Фактически 15 вариантов. Если мы переходим в онлайн-формат, то не должны сокращать это окно возможно- стей. Но смотрите: у нас в среднем 600 ты- сяч выпускников школ текущего года, плюс около 100 тысяч выпускников прошлых лет. Для 700 тысяч человек надо сохранить все возможности, соблюсти объективность, и, главное, интернет везде должен быть стабильным и высокоскоростным, чтобы не было сбоев. У каждого сдающего должно быть рабочее место, откуда он может зайти в Сеть. Но у нас до сих пор не до конца ре- шён вопрос даже с оснащением техникой всех пунктов проведения экзаменов. — В штатном режиме российские школьники сдают ЕГЭ уже более 10 лет. Почему его до сих пор «кошмарят»? — Потому что ЕГЭ — экзамен с больши- ми ставками. Что это значит? Это не только аттестат об окончании школы, но и посту- пление в вуз. Заметьте, мы никогда не слы- шим от депутатов, от экспертов требований отменить ОГЭ, который сдают после девято- го класса. Но вот что хочу отметить особо. Все 11 лет, что работаю в Рособрнадзоре, мы полу- чаем звонки: «А может, можно...» Но в ЕГЭ всё решают только знания ребёнка. Этот мо- мент тоже часто раздражает некоторых ста- тусных родителей: нет возможности как-то повлиять на результат. В нашем советском прошлом при прекрасном качестве обра- зования эти возможности всё же были. А в 1990-е коррупция при поступлении в вузы приобрела невероятные размеры. Нужно было строить совершенно другую систему поступления, где бы не играл такой роли человеческий фактор. Если бы этого сдела- но не было, думаю, мы получили бы бунт родителей и талантливых школьников. —А сейчас нет ощущения, что бунт воз- можен уже из-за Единого? — Никакого абсолютно. Введение ЕГЭ было ориентировано тогда не только на объективный отбор в вузы, но и, как ни странно это сейчас прозвучит, на сохране- ние традиций и единства в системе образо- вания. Он помог сохранить всё то, что у нас было. Почему? Потому что в 1990-е и в на- чале 2000-х каждая школа могла занимать- ся по своей программе, было множество разных учебников, методик, программ. Все ем в вуз у меня был репетитор по физике. И у одноклассников, нацеленных на посту- пление в вуз, тоже были репетиторы. Тогда это называлось подготовкой к экзамену. Что касается школьных педагогов... Се- годня все оценки по предметам в каждой школе есть в информационных системах, которые изучают научные педагогические институты для дальнейшей работы с учите- лями ишколами. Но беда начинается, когда органы управления образованием, дирек- тор школы, руководитель муниципалитета или региональный департамент «цепля- ются» за какую-то цифру и объявляют, что это мало. Начинается гонка за результатом. Например, «средний балл по русскому язы- ку — 67» не устраивает местные власти ре- гиона. Даётся сигнал: «В следующем году довести средний балл до 70». И всё, пошла волна, последним звеном в которой оказы- вается педагог. Учителя накручивают и тре- буют результат. Но эта гонка не имеет ниче- го общего с объективными результатами. — Вы не так давно сказали, что необ- ходимо менять принцип поступления в колледжи. Родительская обществен- ность, мягко говоря, всколыхнулась. Давайте всё-таки разложим всё по по- лочкам. Чего ждать? — Первое, самое главное. Если мы пла- нируем какое-то серьёзное изменение, то об этом изменении ребята должны узнать заранее, как минимум в начале восьмого класса. Поэтому в этом году точно ничего не случится. Но система экзаменов в девятых классах создавалась 20 лет назад. Тогда тех- никумы и колледжи были переданы реги- онам и не пользовались большой популяр- ностью, местные власти не вкладывались в их развитие. Подавляющее большинство выпускников школ шли в вузы. В коллед- жи поступали по среднему баллу аттестата на основе пятибалльной шкалы. Тогда эта система нормально работала, так как кон- курса почти не было. Зато были тотальные недоборы. А сейчас? Около 60% выпускников де- вятых классов идут в среднее профобра- зование. Активное импортозамещение, предприятия начали сотрудничать с кол- леджами... Во многих субъектах поступить туда уже иногда престижнее, чем в реги- ональный вуз. Практически все успешные выпускники колледжей сразу находят ра- боту по специальности. Появился реальный конкурс при поступлении! Необходимо от- бирать ребят мотивированных, по профи- лю, а сейчас экзамены в девятых классах не носят прикладного характера. Выпускник просто не понимает, какой бонус получает от сдачи ОГЭ. Нужно помочь ребятам вы- брать верную траекторию при поступлении не только в вуз, но и в колледж. _________________________________________________ Текст: Мария Агранович Фото: Сергей Куксин Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и «Первого номера» о чём-то спорили, доказывали, предлагали реформы, нововведения — сплошной вине- грет. Учитель не понимал, куда двигаться. К чему это привело? Ни к чему, кроме падения общего уровня образования. ЕГЭ и его контрольные измерительные матери- алы стали для учителя ориентиром, к кото- рому нужно было привести своих учеников. — Привести или притащить? Ведь ната- скивание на ЕГЭ тоже вечная тема, как и репетиторы... — Я закончил школу в 1991 году. Школа была с хорошими традициями и качеством образования. Полгода перед поступлени-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz