Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№12 (487) 26 марта 2024 года 12 НАША ИСТОРИЯ НА ОКРАИНЕ РУСИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ Биение жизни наших предков — на выставке «Княжество Рязанское» в областном краеведческом музее Н а юго-восточной окраине Древней Руси, на гра - нице с «кочевой степью», лежало Великое Ря - занское княжество. В его состав входила и часть нынешней Липецкой области — Елецкое удельное кня - жество. Сотрудники Рязанского историко-археологиче - ского музея-заповедника выставляют поддержанный президентским фондом культурных инициатив проект о жизни и древнерусском быте «Княжество Рязанское» (6+) в музеях регионов, некогда княжеству принадле - жавших. Здесь всё и было В XII веке нынешняя Липецкая область, в частно - сти Елецкое княжество с центром в Ельце, входила в Великое княжество Рязанское. Первый елецкий князь Андрей Ростиславич был рязанского корня: сын рязан - ского князя Ростислава Ярославича. А все рязанские князья — урождённые Рюриковичи. Был и период по - литической автономии, когда Елецкое княжество на - зывалось просто Елецкой землёй. Но в 1414–1415 годах под стены Ельца подступили татары, не оставив в горо - де «ни челядина, ни скотины». Правда, Елец в своей истории неоднократно исче - зал, казалось, навсегда, но потом возрождался вновь, как, впрочем, и вся Русская земля имеет такую тягу к возрождению. После татарского набега удельное Елецкое княжество вновь отошло к Рязанскому и нахо - дилось в его составе до 1483 года, до своего вхождения в Великое княжество Московское. Токмо дым и пепел Вся Рязанская земля была окраинным форпостом Древней Руси и постоянно страдала от разрушитель - ных набегов соседей-кочевников. После опустошитель - ного нашествия Батыя в декабре 1237 года от Рязани остались «токмо дым и пепел»: все 8–10 тысяч жите - лей были истреблены. Угроза нападения татар и неже - лание строить столицу княжества на крови вынудили князей перенести её в более спокойное место — в Пе - реславль Рязанский (современная нам Рязань), а ста - рый город стал просто деревней Старая Рязань, кото - рая существует до сих пор в 50 километрах от Рязани. Погиб город, сгорели в пожарище все летописи. По - этому роль археологов в деле восстановления правды о проторусской земле чрезвычайно велика. Без них мы ничего не узнаем, а нам нужно об этом знать: у нас об - щий культурный код с жителями Великого княжества Рязанского, потому что мы впитали в себя традиции той земли, того древнерусского народа, который ока - зался в её пределах. Духовные основы Русская земля всегда была духовна и религиозна настолько, что вера держала её от окончательной по - гибели. Человек и должен жить в этом мире как бы поддерживаемый миром другим. Вспомним метафору о человеческой жизни и колесе: чтобы ехать, колесу нужно лишь одной точкой опираться о землю, а всеми другими тянуться к небу. — Они были очень зависимы от религии, — рас - сказывает о древних рязанцах сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Марина Лучинкина, подходя к экспонату — реконструированному княже - скому храму. — Такие домовые церкви есть в Москов - ском Кремле. Рязанцы по уцелевшему фундаменту и письменным источникам воссоздали храмик князей и привезли его нам. Это XIII век. Храм древний, белокаменный, точно такой же, как многие храмы северо-восточной Руси: те, которые ор - ганизовывали пространство окрест, придавали смысл любому месту. И мы, попав в его силовое поле, пусть даже в виде музейной реконструкции, как-то притиха - ем душой, чувствуя особую неслышную древнерусскую радость, хотя просто идёт экскурсия. Берестяная грамота В музейной витрине — рулончик берёсты. — В 2021 году Рязань стала десятым российским городом, в котором обнаружили берестяные грамоты, — поясняет Марина Лучинкина. — Здесь мы видим гра - моту в том виде, какой её достают из раскопа, — скру - ченную в трубочку. Именно поэтому грамоты долго не могли найти, пока в 1950-е годы в Новгороде одна из женщин, работая на раскопках, не заметила скопле - ние скрученной берестяной коры в почве. Опустили её в воду — она развернулась, и все поняли, что это от - крытие — берестяная грамота. Фрагмент, найденный в Рязани, необычен. Как видно, на нём писалом начер - тан библейский текст о конце света. В древности наши предки вели летоисчисление от сотворения мира. И когда наступал семитысячный год, они боялись этой круглой даты, полагая, что должно случить - ся что-то страшное, ведь Бог создал Землю за семь дней. По иронии судьбы семитысяч - ный год, если мы будем переводить на наше летоисчисление, — это 1492 год — год откры - тия Колумбом Америки. Духовное тело языческой Руси От ироничной аналогии возвращаемся к вещам серьёзным, которые лежали в осно - ве мировоззрения средневековых жителей Руси. — Славянское государство населяли и христиане, и язычники: в витрине мы ви - дим вещи личного благочестия — изготов - ленные по византийской технике каменные нательные кресты и различные иконки, с одной стороны, а с другой — предметы с языческими символами, которые должны привлечь судьбу на сторону хозяина, уберечь Сотрудник Липецкого краеведческого музея Марина Лучинкина рассказывает о княжеской домовой церкви Гребни для волос и некоторые предметы быта в то время делали из кости Некоторые экспонаты можно трогать руками, чтобы ощутить историю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz