Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
12 марта 2024 года №10 ( 485 ) 5 Чтобы добиться такого эффекта погружения, шко- ла закупила специальное оборудование: 3D-проектор, светильники заливного света, качественную звуковую аппаратуру. И в этом помогли деньги гранта. Дойти до каждого сердца — В прошлом году мы придумали патриотический проект «Подвиги моей страны: тогда и сейчас», — рас- сказала директор школы № 72 Елена Вячеславовна Андреева. — Фонд культурных инициатив, куда мы на- правили проект, поддержал нашу идею. Нам выделили более 2 млн рублей на реализацию. И мы решили со- здать иммерсивный театр, в котором будут задействова- ны и учителя, и ученики. Непривычный пока для липецких школ вид теа- трального искусства позволяет максимально вовлечь как актёров, так и зрителей в действо. Ведь сценой ста- новится и зрительный зал. Рассказывать о героях на уро- ках — стандартная тема, но это редко находит отклик в юных умах и сердцах. Сыграть их историю жизни на сцене, да ещё подключая к действию зрителей, — совсем другое дело. — Спектакль «Герои моего города» — это рассказы о земляках-героях, — поясняет заместитель директо- ра школы № 72, учитель русского языка и литературы Юлия Сергеевна Ирзаева. — Их именами названы улицы города. Наша школа носит имя Феодосия Григорьевича Гануса. Однако часто ни сами ребята, ни их родители даже не имеют представления, кто эти люди: Папин, Водопьянов, Литаврин, Ганус. Создать сценарий Художественного произведения, которое легло бы в основу спектакля, не было. И Юлия Сергеевна сама села за сценарий. Лето ушло на запросы в архивы и му- зеи. По крупицам собрала истинные, а не вымышленные или домысленные факты из биографии четырёх героев. Письма, мемуары, дневниковые заметки, вырезки из газет — пересмотрела сотни документов, чтобы создать живую историю про них. Но стоило ли перегружать юных актёров-школьни- ков и школьников-зрителей тяжёлыми по своей сути событиями, страницами истории, буквально залитыми кровью? И учитель нашёл выход — четыре истории по- казывают эпизоды из жизни, в которых больше надеж- ды, чем боли, больше мира, чем войны. Постановкой спектакля занимался профессионал — Евгений Власов служит в Липецком академическом теа- тре больше 13 лет. — Мне уже доводилось работать с детьми. Однако в столь серьёзном ключе — впервые, — делится Евге- ний Викторович. — Школьникам-артистам пришлось рассказывать трагичные по своей сути истории. Они должны были эмоционально проникнуться в свои роли, почувствовать персонажей. Я считаю, им это удалось. А некоторые даже во время репетиций, которые дли- лись больше двух месяцев, так увлеклись театром, что теперь мечтают стать артистами. Система воспитания Премьерный показ спектакля прошёл ещё в феврале. Сначала «Героев моего города» увидели родители: при первом показе зал пустовал, во время второго — не хватило мест в зрительном зале, публике пришлось тесниться на широкой лестнице. В этот раз на спек- такль пригласили всех учеников школы и «Первый номер». — Сегодня я не так волновалась, — признаётся ученица 8 «В» класса школы № 72, актриса иммер- сивного театра Елизавета Попова, сыгравшая глав- ного врача госпиталя. — А тогда было очень страшно. Но теперь я уже нуждаюсь в зрителях, аплодисмен- тах. Живу сценой и мечтаю стать актрисой. Уже ре- шила: буду поступать в театральный. — Ядумаю, намудалось добиться главного резуль- татапроекта:театрпозволяетсоздатьсистемупатрио- тического воспитания в школе, — говорит Елена Вя- чеславовна. — Когда у каждого ребёнка: и у артиста, и у зрителя, появляется живой интерес к истории своего города и его героев, к истории своей страны. _____________________________ Текст: Елена Красилова Фото: Сергей Паршин ТЕМА НЕДЕЛИ СПРАВКА Иммерсивный театр — один из самых молодых видов театрального искусства. В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение, вовлечение». Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» в Центре имени Мейерхольда. За основу сюжета режиссёр Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Рецензия В 2023 году наша школа стала победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив, выиграв большой грант на реализациюи открытие иммерсивного театра. И уже осеньюребята проходили кастинги в новую театральную студию «Вне формата», руководителем которой стал один из актёров театра драмы имени Толстого Евгений Власов. Он же поставил самый первый спектакль студии, носящий красноречивое название «Герои моего города». Постановка повествует нам о подвигах уроженцев Липецкого края в период Великой Отечественной войны, в частности Гануса Феодосия Григорьевича, именем которого названа наша 72-я школа. Одной из главнейших задач спектакля стало пробуждение интереса к истории Отечества, знание которой, особенно в условиях сложившейся геополитической обстановки, необходимо каждому образованному человеку. Именно историческая основа постановки пробудила во мне искреннее к ней любопытство, которое, к счастью, было вскоре удовлетворено, поскольку мне как журналисту школьной газеты удалось присутствовать на показе не один раз. Разумеется, студия, находящаяся у самых истоков своей истории, не выдаст максимум в момент показа первого спектакля. Ребята только начинают набираться опыта, в то время как сама школа постепенно оснащается новым оборудованием и материалами. Но стоит признать, что уровень, показанный ребятами уже сейчас, количество проделанной работы удивляют и восхищают одновременно. Актёры действительно вложились в данные им роли. Каждый по-своему, но все от горящего трудолюбием и любовью к своему делу сердца. Как зритель я не смогла не выделить для себя сцену, запавшую в душу чуть больше остальных, —фрагмент трагической гибели Папина. Мне пришлось сдерживать слёзы. Причиной тому—актёрская игра ребят, которая вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Также нельзя не сказать про интерактив со зрителями на протяжении всего спектакля. Во время просмотра у вас будет возможность научиться складывать фронтовые письма, попробовать «блокадный» хлеб, над которым трудятся повара нашей столовой, поговорить с персонажами постановки, —всё это усиленное специальным освещением и звуковым сопровождением вовлекает и погружает зрителя в атмосферу событий, которые проживают актёры на сцене. На результат помимо актеров работала вся школа: студия танца «Сантарана», показавшая красивейший танец, наши художники, создавшие прекрасные декорации, руководство школы и, конечно, студия вокала «Остров детства», давшая спектаклю трогательный финал, заключительным лозунгом которого являются важные слова, отражающие посыл всей постановки, — «Мир без войны»… Спектакль «Герои нашего города» определённо заслуживает вашего внимания. Ребята — огромные молодцы, их работа и вложенные силы, создающие чудесную форму юношеского искусства, достойны уважения и искренней похвалы. Ученица 9 «Г» класса школы№ 72 Мария Зверева Светлана Бедрова, председатель департамента образования администрации города Липецка: —Я впервые увидела этот спектакль, и он меня поразил своей реалистичностью, вовлечённостью. В первые минуты на верхних рядах ребята ещё переговаривались между собой, но очень скоро зрители замерли, и тишину в зале нарушали только аплодисменты. В такие моменты видишь, как меняется настроение ребят. Как по-настоящему их трогают истории, которые нам рассказал школьный театр. Я не считаю себя сентиментальным человеком, но от слёз удержаться не смогла. Уверена, опыт 72-й школы нужно транслировать на другие образовательные учреждения города. УВЛЕЧЬ РЕБЯТ ИСТОРИЕЙ В школьном иммерсивном спектакле «Герои моего города» задействованы 50 человек, в том числе 18 артистов-школьников Всё в иммерсивном театре было по-настоящему: от военной одежды до атмосферы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz