Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

27 февраля 2024 года №08 ( 483 ) 11 АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ В редакцию «Первого номера» обратилась 33-летняя Анастасия (имя изменено по просьбе героини), став - шая жертвой телефонных мошенников. И теперь хо - чет предостеречь липчан, чтобы они не попались на крю - чок, как она. У вас заблокируют сим-карту В одну из суббот у Анастасии зазвонил телефон. Она кру - тилась в своей обычной суетливой обстановке многодетной семьи: старший учится в шестом классе, средний — перва - чок, младшему всего 2 месяца. — Женский голос в телефоне обратился ко мне по име - ни и отчеству. Девушка представилась сотрудницей моего мобильного оператора и предупредила: «У вас сегодня в 12 часов ночи заблокируется сим-карта!»— пересказала разго - вор Анастасия. —Уменя сразу паника: школа, родительские чаты. Как же я останусь без связи?! Ведь вся жизнь в теле - фоне… И я сама же начала у неё просить помощи. Спасибо за предоставленные данные Мошенница вошла в положение многодетной мамы и предложила сделать всё дистанционно. Анастасия согла - силась, удобно же, когда не нужно никуда ходить. Без толи - ки сомнения сказала собеседнице цифры кода из СМС. —И ведь я тысячу раз читала и слышала эту мантру «не сообщайте никому код». И всё равно сказала, — сокрушается Анастасия. Мошенница закончила разговор издевательской фра - зой: «Спасибо за предоставленные данные. Мне вас искрен - не жаль». Служба безопасности «Госуслуг» Моментально на телефон Анастасии пришло СМС о том, что в личный кабинет на «Госуслугах» произошёл вход с другого устройства. В сообщении говорилось, что это мо - гут быть мошенники, в чём раздосадованная Анастасия уже не сомневалась. А значит, обманутой женщине срочно нуж - но связаться со «службой безопасности «Госуслуг». В состо - янии стресса липчанка даже не обратила внимания, что номер телефона, на который ей «посоветовали» позвонить, странный. Она уже была обманута и теперь искала спасе - ния. Но не там. — И я позвонила, — удивляется сама себе Анастасия. — Мне ответил приятный молодой человек: «Здравствуйте, я Дмитрий. Служба безопасности «Госуслуг». Он мне так сочувствовал. Посетовал, что участились случаи мошенни - чества. Заверил: «Не беспокойтесь, мы вам поможем». В это время на телефон Анастасии стали приходить СМС из различных банков — якобы на её имя пытаются взять крупные кредиты. Дмитрий сказал, что главное — «забло - кировать все счета и отменить все эти заявки», и в этом поможет свой человек в Центробанке. Он предупредил, что Центробанк не работает с физическими лицами, только с юридическими (тут мошенники были правы). Поэтому он Липчанка рассказала о преступной схеме, где её обманули дважды ТЕЛЕФОННЫЕ ПОМОГАТОРЫ БАНК РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: —Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведёт их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов; —при поступлении телефонного звонка от мошенника немедленно прервите разговор и по возможности заблокируйте его номер; —при возникновении любых сомнений самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на обороте банковской карты, и уточните информацию. Также нужно знать, что у Центрального банка России нет «специального» (или «безопасного») счёта, на который мошенники нередко убеждают человека перевести свои деньги якобы для сохранности средств. На самом деле счёт, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют упоминание Центробанка, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ УМВД по Липецкой области напоминает: —если в ходе телефонного разговора собеседник завёл речь о деньгах, прервите разговор; —никому не давайте данные своей карты, не сообщайте коды, поступившие в СМС, и не переходите по ссылкам. Помните, полиция, ФСБ России, прокуратура, Следственный комитет никогда не обращаются к гражданам за помощью в поиске и поимке преступников. Не звонят сообщить о взломанных счетах или мошеннических действиях с вашими счетами или документами. Если вам позвонил якобы сотрудник полиции или силового ведомства, запишите его звание, Ф.И.О. и место службы. Окончите разговор и перезвоните в своё отделение полиции, чтобы выяснить, работает ли такой сотрудник. свяжется с Центробанком от имени своего ведомства, и для Анастасии выделят сотрудника, который ей поможет. — Дмитрий продиктовал мне текст, который надо было отправить «сотруднице Центробанка»: «Здравствуйте, ваш телефон мне дал Дмитрий с «Госуслуг», помогите обезо - пасить счета», — продолжает свой рассказ Анастасия. — Он предупредил, что общаться с ней нужно будет по видео- звонку, чтобы подтвердить свою личность. Когда мы созво - нились, она меня видела, а я её — нет. Секретные процедуры в Центробанке Анастасии сразу сказали, что «сейчас будут происхо - дить совершенно секретные процедуры». Для пущей важ - ности выслали договор о неразглашении информации. Всё это время Анастасию продолжали запугивать: якобы мошенники сделали заявки на крупные кредиты уже в 13 банков, но то ли ещё будет — всего-то банков 326! — «Сотрудница из Центробанка» руководила моими действиями, которые по всем признакам должны были натолкнуть на мысли о неладном, но этого снова не про - исходило, и я продолжала вестись и выполнять инструк - ции, — говорит Анастасия. Липчанке предложили сделать запрос на кредит. — Не переживайте, эти деньги останутся, мы просто делаем заявку, — по-лисьему увещевала свою жертву «центробанкесса». — Заявка позволит увидеть, сколько денег взяли мошенники — через сумму одобренного кре - дита. Заём был одобрен на 88 тысяч рублей. Но настоящая служба безопасности банка заявку заблокировала, отме - тив в СМС, что эти действия могут выполнять мошен - ники. Если же клиент банка уверен, что всё чисто, то по - вторить заявку Анастасия сможет через четыре часа. Но великодушная «центробанкесса» заверила, что не оста - вит женщину в беде и доведёт «спасательную операцию» до конца. Наметили все завершающие операции на поне - дельник. Чей Крым? Уже ночью в субботу Анастасия решила зайти в свой мобильный банк. В спокойной обстановке она вновь пере - читала сообщения от своего банка, где её предупреждали о подозрительных операциях и о том, что это могут быть мошенники. Анастасия начала прозревать. Несмотря на подписанный (конечно же, липовый) «до - говор о неразглашении», она позвонила старшему брату и рассказала обо всём. Он заверил, что все её собеседники — мошенники. Поэтому в воскресенье Анастасия обратилась с заявлением в полицию. В понедельник отправилась в МФЦ восстанавливать доступ к «Госуслугам». Когда же ей вновь прислали сообщение из якобы Цен - тробанка, Анастасия ответила одной фразой: «Крым наш?». Дальше с разрешения нашей читательницы приводим переписку, из которой ясно, из какой страны мошенники. «Крым наш?» — спрашивает липчанка. «Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за клевету, т. е. распространение заведомо ложных сведений», — ответила собеседница. «А Крым наш», — написала со смеющимся смайликом Анастасия. «А у вас денег на него хватит? Воспитателем на него не заработаешь», — язвила «центробанкесса». «Муж уже Авдеевку проходит. Скоро будет», — подска - зал супруг Анастасии ответ. «Там и похороните», — не унималась «центробанкесса», раздосадованная сорвавшейся с крючка «рыбкой». Карнавальный силовик Минут через 10 после этой переписки Анастасии посту - пил видеозвонок с номера с подписью «УБЭП». Мужчина в форме сообщил, что поступили жалобы: якобы Анастасия «дискредитирует армию России». На этот раз вмешался супруг липчанки и быстро вы - вел мошенника на чистую воду: форма явно ненастоящая, а в кабинете мнимого силовика ни российского триколора, ни портрета главнокомандующего. —Да и говор, конечно, хоть они старался, а всёжефрика - тивное «г» чувствовалось, — вспоминает Анастасия. — Муж взял телефон и стал с ним разговаривать уже по-мужски. Тогда мнимый убэповец перестал скрываться и перешёл на самые низкие оскорбления всех русских. На раз, два, три У истории Анастасии, можно сказать, хэппи-энд. Она не лишилась денег, но потратила массу нервов и времени на общение с мошенниками. Правда, Анастасия приобрела важный опыт: — Телефонные мошенники мастерски усыпляют бди - тельность — на раз, два, три. Может, обучение какое-то специальное психологическое для этого проходят? Могла ли я — неглупый человек с двумя высшими образования - ми, повышениями квалификаций—даже подумать, что по - ведусь когда-нибудь на всю эту ерунду? ________________________________________________ Текст и фото: Елена Мамцева Доверившаяся мошенникам липчанка попросила не показывать её лица

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz