Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
10 декабря 2024 года №48 ( 522 ) 19 НАШИ ЛЮДИ скому отпуску. Заказала его портрет с антивандальным и антикоррозийным покрытием: на нём писатель сидит, об - нимая собаку. Улыбаются оба: Пришвин и пёс. Он любил собак, даже дом выбирал с расчётом, будет ли он удобен собакам, и однажды признался: «Собаки меня вывели в люди». Чтобы этот портрет не летал по кладбищу, гонимый ветрами, с креплением мне помог знакомый мо - сковский инженер-конструктор. Также писатель «разжился» вазой со штырём: неужели Пришвин достоин не - ряшливых, обрезанных пластиковых бу - тылок?! Из цветов — ландыши, всё те же незабудки, с которыми ассоциировал себя писатель, — искусственные, но реалистич - ные в дополнение к живым розовым гвоз - дикам. Собрав всё и вооружившись меш - ками для мусора, перчатками и совковой лопатой, двинулась по привычному ком - пасу — на Введенское кладбище. Рядом с входом в метро «Семёнов - ская» — стремительная магистраль, пре - вращающая поток машин в бесконечную ленту. До Лефортова, где расположено Введенское кладбище, ехать несколько остановок наземным транспортом. Пока ждала автобус, опустила свою объёмную кладь на скамейку, поглядела на сизые затёкшие следы на ладошках. Начался сеяный осенний дождь. Вдруг прямо передо мной на скамей - ку села птица — серая, похожая на пере - пёлку. Лесная. Откуда ей было взяться в шумящей Москве? К тому же птицы в дождь не летают, а эта явилась и усе - лась, любопытно поглядывая на меня, единственную стоящую у скамьи. Считается, что ушедшие люди там знают, что мы здесь делаем и говорим о них. А птицы — это всегда вестники. «Ну вот, к вам еду, Михаил Михайло - вич», — улыбнулась про себя, глядя на птицу. «Чив!» — пискнула лесная гостья, с лёгкой хитринкой ещё раз на меня по - смотрела и улетела, будто и не было её вовсе… …На кладбище картина не перемени - лась за три месяца, разве что борщевик вырасти не успел. Чтобы понять масшта - бы очередного запустения, скажу, что приводила в порядок место покоя писате - ля три часа. Взамен обрезанной пополам пластиковой поллитровки, опять упрямо появившейся на захоронении, установи - ла вазу перед мраморной птицей Сирин. Из кустов папоротника выгребла фанти - ки от конфет и выудила размокшую от дождей, оборванную книжицу «Лисич - кин хлеб», выбросила испорченные ис - кусственные цветы «времён очаковских и покоренья Крыма», отмыла гранитные плиты и скамью. Сгребла мусор, который носила с могилы в несколько подходов. Установила фотографию, оставила цве - ты. Стало как-то уютно, свежо и молодо. По-пришвински. Memento mori «Memento mori», — говорили древ - ние римляне. То есть «помни о смерти». О том, что это непременно случится с каждым из нас, кажется, помним. Так ведь сказано помнить не о своей смер - ти, а вообще, об уходе из жизни других людей тоже. Об уважении к смерти, как бы непривычно это ни звучало. Особен - но непривычно это крылатое выражение, судя по всему, для тех, кто отвечает за благоустройство могилы писателя. Елецкая гимназия, а ныне школа № 1 имени Пришвина. Здесь учился и работал писатель Дом Вильгельмины Шмоль на ул. Советской, 133 в Ельце, где жил гимназист Пришвин «ТЫ ГОВОРИШЬ, РАЗВЕ НАМ НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ?..» Комментарий Департамента культурного наследия города Москвы: «Надгробный памятник знаменитому писателю представляет собой глыбу белого известняка, на которой расположена скульптура «Птица сирин». Монумент установлен на гранитном постаменте. Перед ним располагаются две прямоугольные плиты из гранита с памятными надписями и мраморными крестами. Специалистами проделана большая подготовительная работа. Первым этапом стало проектирование. Предварительно полностью изучено состояние памятника и все его особенности, что позволило разработать проект будущих работ. На сегодняшний день проект согласован Департаментом культурного наследия города Москвы. Ко второму этапу, а именно к непосредственной реставрации, планируется приступить в 2025 году. Работы пройдут под контролем Мосгорнаследия. Реставраторам предстоит провести демонтаж всех элементов памятника: скульптуры, постамента, мемориальной плиты с крестами, скамьи и цветника. После этого специалисты очистят скульптуру из мрамора от пыли и почвы, а также обработают элементы памятника защитными составами и дополнительно укрепят фундамент. Затем монумент установят на историческое место с помощью новых крепёжных элементов. Территорию вокруг памятника благоустроят». НАС НЕ ЗНАЮТ, А ПРИШВИН — ВЕЧНЫЙ « « Мы послали два официальных запро - са. Один — в Департамент культурного наследия города Москвы, отвечающий за реставрацию памятника, к состоянию ко - торого, к слову, нет никаких претензий. Конечно, нужно расчистить могильные плиты с уже полустёртыми надписями имён похороненных рядом Михаила Ми - хайловича и его супруги. Забота о памят - нике тоже важна — время и надгробный камень точит, и такую сказочную скульп- туру. Ответ по предстоящим реставра - ционным работам могилы Пришвина и ещё 36 могил Введенского кладбища столичный Департамент культурного наследия предоставил исчерпывающий. А вот добиться у ГБУ «Ритуал», кто имен - но должен убирать мусор и заросли на могиле нашего писателя-земляка, явля - ющейся объектом культурного наследия федерального значения, не получилось и с двух раз. «Не положено по закону да - вать информацию о владельце могилы третьим лицам», – был ответ «Ритуала». Так мы не такие уж и третьи! Когда я «очищала от скверны» пришвинский погост, работник Введенского кладбища, немножко помогший мне носить мусор, спросил, не родственница ли я писате - лю. Ответила полушуткой: «В некотором роде». Вспомнились слова Михаила Ми - хайловича из «Кащеевой цепи» (16+): «В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится род - ственником». Я не ельчанка, но Елец мне дорог настолько, что при виде издали Вознесенского собора учащённо бьётся сердце. Отсюда просится вопрос, но поставлю точку, потому что он больше похож на вывод: если ответственных за уборку мо - гилы Михаила Михайловича Пришвина de-facto нет, значит, в ответе за порядок на ней я. Ведь теперь вряд ли смогу это оставить. Нас не знают, а Пришвин — вечный. _______________________________ Текст: Светлана Чеботарёва Фото автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz