Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

3 декабря 2024 года №47 ( 521 ) 19 НАШИ ЛЮДИ после сегодняшнего мероприятия мне дышалось легко! Потому что, когда де - тей привозят перед концертом, на одну репетицию, это небольшая музыкальная афера. Но мы её в зал не продемонстри - ровали, потому что дети — и липецкие, и областные, и москвичи — все старались. И у нас такое ощущение, что мы сегод - ня сыграли большую детскую симфонию в исполнении наших любимых детей-со - листов. — На выступлениях бывали срывы и у великих музыкантов. Рассказывают, что у Артура Рубинштейна казус случил - ся, когда он играл одну из сонат Шопе - на, во второй части «заплыл» так, что не мог попасть в среднюю. Потом что-то сымпровизировал, «вылез», и вышло всё, как нужно. На следующий день на кон - ференции для студентов консерватории он сказал: «Я дал очень хороший урок вам, молодые люди, как выпутываться из безнадёжных положений». У вас же на «Камертоне…» — дети и незнакомый им оркестр. Присутствует волнение… — Без волнения не бывает!.. И вооб - ще аккомпанемент — это всегда сложная история. Легче даже сыграть целостное произведение симфонического плана. Всё, что исполнялось сегодня с деть - ми-солистами, наш симфонический ор - кестр сыграл не один десяток раз. Но, казалось бы, исполняемый 16-летним Захаром Атаманенко концерт Рахмани - нова для фортепиано с оркестром № 2 до-минор (0+) узнаваем не только музы - кантами, но вообще всеми, даже если его сыграть наоборот. Однако каждый солист играет его по-своему, особенно в каких-то каденциях. У каждого исполнителя своё чтение музыкального текста. Это всё рав - но, что по-разному прочитать «казнить нельзя помиловать». У каждого собствен - ная интерпретация музыки, свои интона - ция, темп. К этому всему оркестру нужно привыкнуть, в данном случае быстро: не помешать детям, создать комфорт, не на - вязывать своё. Они — лидеры. «Как умеют эти руки эти звуки извлекать?» Лидировали с симфоническим орке - стром Дома музыки 11 юных талантов. Следует назвать их и поблагодарить пе - дагогов за знания и… смелость. Наталья Сосновская, которая вела концерт, поде - лилась своим видением: — Региональные педагоги часто с робостью смотрят на подобные концер - ты-проекты: оценивается игра учеников, которые вручили им себя. Фактически это показ работы преподавателя. А вдруг что-то не понравится виртуозам или сто - личным преподавателям? Но это абсо - лютно напрасное опасение, потому что конкурс даёт ориентир, куда нужно дви - гаться дальше, к чему стремиться. Поэтому начнём со своих. Пианистки из Липецка Ранда Алакад и Карина Тоно - ян сыграли произведения двух компози - торов, которые при жизни отказывали друг другу в таланте, — Вольфганга Ама - дея Моцарта и Георга Фоглера. Варвара Познышева и Дарья Шевченко из Усмани в четыре руки исполнили музыку Глин - ки. Ещё один замечательный дуэт, толь - ко скрипичный, из Ельца — Никита Кри - воносов и Сергей Пустохин — погрузил зрителей в музыку Антонио Вивальди. Виолончелистка из Усмани София Язы - кова блистала с Камилем Сен-Сансем. «Арию» Эжена Бозза сыграл на саксо - фоне также усманец Кирилл Ситбата - лов. И другой ученик усманской школы искусств Дмитрий Коробкин исполнил «Аргентинское танго» Р. Пераззоли так зажигательно, что зритель получил осо - бенное удовольствие от звуков его ак - кордеона. Трубач Андрей Калинин, кото - рому конкурсы дали огромный рост как музыканту, хотя и вырос в музыкальной семье (мама — теоретик, папа работает в «Казаках России», в липецких джазо - вом и симфоническом оркестрах), сейчас уже студент Академии искусств Липецко - го областного колледжа искусств имени Игумнова. На «Камертоне регионов» он играл сложный концерт для трубы с ор - кестром Александра Арутюняна. Во второй части проекта фонда Спи - вакова дал открытый урок по скрипке дирижёр, ректор Государственного му - зыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова, художе - ственный руководитель Московского мо - лодёжного камерного оркестра профес - сор Валерий Ворона. Учениками на урок маэстро пришли дети из музыкальных школ Липецка и области. Талант и кровь В липецком «Камертоне регионов» приняли участие юные музыкантыМосквы, уже отмеченные стипендиями фонда Вла - димира Спивакова. Они стали лауреатами престижных музыкальных конкурсов, со - лировали с именитыми оркестрами России. — Мне очень понравилось играть с Ли - пецким симфоническим оркестром и ди - рижёром, — делится впечатлениями Юна Гурьянова. Ей 12 лет, но за плечами — вы - ступления с российскими и международ - ными коллективами, победы во флейтовых конкурсах России, Италии и Норвегии. Юна учится в Москве, в средней му - зыкальной спецшколе имени Гнесиных. Играет на флейте, подаренной фондом Спивакова. Исполняя Концертино для флейты с оркестром Отара Гордели, она была похожа на воздушную фею. — Больше нравится играть с орке - стром или одной? — С оркестром, — говорит Юна и при - знаётся: — Чувствуется поддержка и то, что на сцене не одна. Дирижёр здесь слу - шал наши пожелания: где замедлиться, где, наоборот, усилить темп. И нравится само звучание: когда играет много ин - струментов, звук интереснее. — Сколько времени нужно готовиться к выступлениям? — По-разному. В зависимости от того, какой будет концерт, как к нему отно - сишься. И зависит от того, сколько уро - ков в школе. Так что в день можно играть и 15 минут, а можно и пять часов. Ну вот сейчас, когда такое мероприятие, уроки в школе можно пропустить… Ребята, стоящие рядом, улыбаются, понимающе кивают. Захар Атаманенко, ученик 9-го класса ЦМШ — Академии ис - полнительского искусства, добавляет: — Если нужно что-то выучить за две недели, занимаюсь 6–7 часов в день. А в целом для пианиста норма — еже - дневных четыре часа. Репертуар подби - рает педагог, но он продиктован рам - ками конкурса, то есть категориями произведений,которыенеобходимоиграть. А утверждаю окончательно репертуар я. Только, готовясь к конкурсам, не так много времени остаётся на то, чтобы играть, что хочешь. Вот Рахманинова я хотел играть сам. Сложную музыку Сергея Прокофьева пела и скрипка в руках ученицы ЦМШ Софьи Харитоновой, создавая ощущение чего-то нереально-космического. Вспом - нились древние пифагорейцы, считав - шие, что весь космос пронизан звучащей мелодией, и эта музыка божественна и прекрасна. — Первый концерт Прокофьева для скрипки с оркестром сложно написан, его сложно учить наизусть: много факту - ры, деталей, которых с первого момента трудно уловить, не везде есть мелодия, — рассказывает Софья. — Потребовались усилия, чтобы сыграться, чтобы ритми - ческая сетка была понятна всем: и мне, и оркестру. Вверх, к исключительности У этих детей, как принято говорить, ранняя специализация. Музыка — это не только искусство, но и труд, тем более что на начальных этапах учиться музыке нудновато. Но если нет того благодатно - го материала, который называется та - лантом, то всё может закончиться с пер - выми гаммами. Есть и другая тенденция: остаться на уровне ученичества, то есть когда «пальцы злы, смычок остёр» — и только: чётко, технично играть. У этих 10–17-летних лауреатов меж - дународных конкурсов есть исключи - тельные способности, которые прояв - ляются не столько в технике, сколько в понимании музыки. Дело здесь не в музыкальном слухе и воспетом труде, а в предрасположенности к художествен - ному мышлению, к художественному творчеству. Иными словами, можно тех - нично сыграть с оркестром или без, но без тонкого эмоционального слуха му - зыкант оставит слушателя абсолютно холодным к музыке. Концерты, подоб - ные «Камертону регионов», способны эту исключительность высветить, показать и зародить понимание важности высоты и уважения к ней. Чтобы понять вообще назначение искусства и его роль в чело - веческой жизни. ________________________ Текст: Светлана Чеботарёва Фото: Анастасия Михальцова ОРКЕСТРУ НУЖНО ПРИВЫКНУТЬ: НЕ ПОМЕШАТЬ ДЕТЯМ, СОЗДАТЬ КОМФОРТ, НЕ НАВЯЗЫВАТЬ СВОЁ. ДЕТИ — ЛИДЕРЫ « « Скрипичный дуэт из детской школы искусств № 1 Ельца Усмань представила свои таланты: аккордеонист Дмитрий Коробкин Карина Тоноян (Липецк) солирует с симфоническим оркестром Дома музыки, исполняя Моцарта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz