Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№44 (518) 12 ноября 2024 года 22 К инофестиваль «Липецкий выбор» (12+) за 22 года своего существования стал и брендом, как сказала о нём когда-то актриса Елена Цыплакова, и ста - тусным мероприятием, каким считают его «статусные» люди, и просто культурным событием, как говорят о нём те, кто его любит. «Внимание к людям — это главное» Фестиваль кино всегда сопряжён с открытиями. На 13-й в истории «Липецкий выбор» российские авторы представили 25 новых киноработ. Их оценили профес - сиональное конкурсное жюри игровых и документаль - ных фильмов и почти 3 тысячи липчан, способных рас - познавать и воспринимать коды и месседжи высокого искусства. Во всех картинах, которые посмотрели жюри и зри - тели, — это 16 документальных и 9 полнометражных игровых, — несмотря на различие жанров, тем, стилей, чётко просматриваются две темы — любовь и смерть. Бесконечное единство двух начал — Эроса и Танатоса, тайна, которая остаётся как привлекательной, так и не - познаваемой ещё со времён древних мифов. В этом двуединстве победную силу имеет любовь. Так было сказано когда-то в «Песни песней» (12+) царя Соломона: «Воды великие не смогут погасить любовь, и реки её не затопят…» Так оно и прочитывается у но - вых авторов кинофестиваля. Ирина Свешникова, сценарист и режиссёр докумен - тального кино, заслуженный деятель искусств России, председатель жюри документального кино «Липецкого выбора», ответила на вопрос о том, что было важнее все - го в работах, в которых авторы реализовали свой про - фессиональный и человеческий потенциал: «Все карти - ны объединяет любовь: к Отечеству, семье, делу, людям. И внимание к людям — это главное. Оно и делает кино настоящим». «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» Поэтому только о любви мы и будем говорить. Луч - шим документальным фильмом фестиваля признан «Паровозных дел мастер» (12+) режиссёра Павла Сели - на. Это фильм о единственном в России и уникальном в мире мастере, восстанавливающем старинные паровозы. Его зовут Александр Грук, он живёт среди нас, и он гений. Неотмирность этого человека видится в его глазах. Он прочёл всю классику, может водить экскурсии по Пе - тербургу, имеет отточенное мышление, которое отража - ется и в его речи. Но, будучи молодым, не отправил ни одного электронного письма и пользуется кнопочным телефоном. «Вы скажете, где такого мастодонта отко - пали? Но я даже рад, что молекулы вот так сложились во мне, — говорит он в фильме. — Письма мне поможет отправить жена или сын… Но у меня есть радость, что я хотя бы умнее котов, потому что умею пользоваться телефоном, а коты не умеют». Александр подходит к воскрешённому своими ру - ками и душой паровозу начала прошлого века, похло - пывает по его металлическому боку — и мир для него КУЛЬТУРНЫЙ КОД Искусство кино на фестивале «Липецкий выбор» представили кинематографисты России ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ исчезает: «Со вторым днём рождения тебя, дорогой!» Паровоз — живой организм, движущаяся историческая эстетика и просто невероятное счастье. — В кинодокументалистике часто бывает дефицит героя. А здесь представлен портрет, — восхищается Ирина Свешникова. — Аплодисменты были в зале, когда картина завершилась. Таких людей, как главный герой, — единицы. Он не просто мастер, рабочий — он художник, мыслящий академик. Авторы сумели кине - матографически, изобразительным языком оживить и конструкции старинных паровозов, и ткань фильма. …Что ж, поезда прибывают. А значит, российское кино живо. «Высокопарных слов не стоит опасаться…» Фильм «Владыка Никон» (12+) липецкого режис - сёра Геннадия Никитина жюри отметило дипломом «За документальный портрет духовного наставника». — Я хотел показать владыку Никона не как управ - ленца митрополии, а как человека, который любит людей, — раскрывает концепцию фильма Геннадий Никитин. — Это на самом деле любящий архиерей. Его смирение, его страх Божий знают люди, бывающие в Задонском монастыре, знаю и я, потому что давно знаком с владыкой Никоном. Он мой духовный отец. На мой вопрос о том, какими словами можно при - близиться к определению духовного уровня этого че - ловека, Геннадий Никитин ответил, что для владыки будет сейчас это неполезно. Скажем так: он представи - тель феномена православного старчества, имя которо - му — любовь. На экране двухсерийной картины, которую режис - сёр снял не в составе солидной группы, а практически в одни руки, зато движимый благословением старца, предстаёт наш владыка сначала как священник, а затем в сане митрополита. Ничего в его облике, поведении не изменилось. «Ты будешь монашкой? — спрашивает он у девочки-прихожанки, стоя в притворе храма. — Нет? А ты будешь монашкой?» — снова тревожится владыка, понимая, что духовная традиция может прерваться, из - мельчать. И вздыхает: «Кто же будет?..» Это не просто фильм, который смотрим мы, но фильм, который смотрит нас. Благодарим режиссёра и организаторов фестиваля, особенно Сергея Новожи - лова, за возможность посмотреть такое кино. «Ведь это всё любви счастливые моменты…» Из зрительного зала можно было наблюдать, что про - исходило даже в космосе. «Авдеев. Открытый космос» (12+) режиссёра Максима Кузнецова — фильм о человеке, который три раза побывал там, где Бог и тишина, космо - навте Сергее Авдееве, удостоился фестивальной награды «Герою нашего времени». Впрочем, и сам герой прибыл на фестиваль с супругой Марией Побединской, которая является профессиональ - ным журналистом и также была занята в съёмках. — Я в космосе, а Маша на Земле, — говорит космо - навт. — Так складывается работа и жизнь. Даже когда Сергей Васильевич выходил в открытый космос, то, вися на тросах, спрашивал: «Маша здесь?» У них с супругой была договорённость, что во время вы - хода из корабля она обязательно должна находиться в ЦУПе. Это придавало твёрдости и духовной гравитации, поскольку физическая гравитация в космосе отсутствует. Фильм о человеке, влюблённом в землю, звёзды и самую яркую звезду своей жизни — Марию Победин - скую — вызывает объективное доверие. — Я против фантастики и фантазий, которыми ча - сто грешат жёлтые СМИ, когда делают материалы на космические темы, — продолжает Сергей Васильевич. — Однажды я снял на фотокамеру космический му - Кинофестиваль «Липецкий выбор» дарит зрителю новые фильмы с 2002 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz