Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 3 октября 2023 года № 39 (463) ЗНАНИЕ — ОПОРА В ЖИЗНИ 17 это не мате- это в совокупности приводит к тому, что для написа ­ ния ЕГЭ на конкурентный балл необходимо идти или в онлайн-школу, или пользоваться услугами хороше ­ го репетитора. Сам формат ЕГЭ, так много критикуемый с момен ­ та его появления у нас в области 20 лет назад (я писал его в 2003 году), имеет свои плюсы и минусы. Минусы в том, что, как я часто говорю: «ЕГЭ матика». Это ограниченный набор задач, подготов ­ ка к которым заключается в натаскивании, дрессуре. Здесь отсутствует главная составляющая математики — творческая. Любая задача (за исключением геоме ­ трии и параметра во второй части) имеет алгоритм решения, который можно освоить, потратив больше времени на отработку навыков. Но большая часть са ­ мой математики остаётся за кадром. А, как говорят ве ­ дущие педагоги-математики, основная цель предмета — учить думать. В этом и есть главное противоречие. — А плюсы у ЕГЭ есть? — Конечно. Преимущество ЕГЭ в том, что на выхо ­ де получается близкая к объективной картина. Если на первых порах ЕГЭ массово списывался, то сейчас это большинству недоступно — и можно видеть реаль ­ ную картину по стране. Также с введением ЕГЭ стало проще поступать в крупные вузы выпускникам из ре ­ гионов (изменилось соотношение москвичей/не мо ­ сквичей в сторону последних), что является хорошим соцлифтом. — Обилие частных школ, репетиторов, курсов (в том числе дистанционных) — это тревожный звоночек, говорящий о несовершенстве общеоб ­ разовательной школы, или нормальное явление в постинформационном обществе? — Любое общество сегрегировано, прежде всего экономически. В связи с этим это естественный про ­ цесс — государственные школы искусственно стандар ­ тизированы, отбора в них практически нет, и тем, кто хочет получить что-то большее, необходимо идти ку ­ да-то ещё. Разнообразие в любой экосистеме положительное явление. — Уже не первый год педагоги говорят о том, что их буквально завалили компьютерной работой: ведение соцсетей, электронных дневников, бес ­ конечные отчёты^ — Для ведения соцсетей в хороших школах нани ­ мают специального человека. Не понимаю, зачем это должен делать учитель, у которого часто более 30 ча ­ сов в неделю и классное руководство. скорее — Каким должен быть современный учитель? — Современным! Нужно понимать своих учеников, находить к ним подход. С одной стороны, владеть их языком, с другой — являться нравственным камерто ­ ном и культурным ориентиром. — О наболевшем: небольшие зарплаты и падение престижа профессии педагога. Какими средства ­ ми можно привить в обществе уважение к статусу учителя? — Учителя уважают не за высокий уровень зара ­ ботной платы, а за профессионализм. Другой вопрос: что чувствует сам педагог, отдающий себя ученикам, Можно сказать о некоторых новшествах: введение но не имеющий достойной оплаты труда? Из общения теории вероятностей наравне с алгеброй и геометри- с коллегами сложилось мнение, что именно отноше ­ ние общества — родителей, детей гов на их местах. и держит педаго- — Какой видите школу и в целом систему образо ­ вания через несколько десятилетий? Изменится ли что-либо кардинально? Как математик, може ­ те ли спрогнозировать, что учителей заменят ней ­ росети и биороботы? ВИЖУ ИЗМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НО ПОДХОД ПЕДАГОГОВ ИЗМЕНИЛСЯ НЕ СИЛЬНО, КАК И САМО СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — Зависит от того, как изменится общество, какие будут запросы от него к системе образования. Я окон ­ чил школу в 2003 году и, приходя сейчас в образова- — Пока не могу сказать: сам в этом году только тельные учреждения, вижу изменение материальной повёл дочь в первый класс. Немного позже попробую базы: наличие компьютеров, электронных досок, си ­ стем для вебинаров. Но подход педагогов изменился не сильно, как и само содержание образования, несмо ­ тря на опубликованные концепции и стандарты. ей, например. Но принципиально ничего не поменя ­ лось. Система меняется, если есть конкурентная среда и необходимость привлекать клиентов. В отечествен ­ ной традиции образование не рассматривается как предоставление услуг, а высокий уровень бюрокра ­ тизма не позволяет быстро реагировать на изменения вокруг. — Как воспитывать детей в эпоху цифровых тех ­ нологий? — Как и раньше: следить за их окружением и сре ­ дой, а для этого надо понимать, чем себя ребёнок окружает, и ограничивать получаемую информацию. Конечно, это непросто, нужно понимать, как устрое ­ ны соцсети, приложения. Есть много видеокурсов, на ­ правленных на умение пользоваться ими. Например, можно включать детский режим на устройствах, ста ­ вить приложения-экраны. — Сейчас говорят об инфантилизации нового по ­ коления. Может, это мешает учиться? — Проблема незрелости существовала и в прошлом веке. Карл Густав Юнг называл современную ему эпо ­ ху «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». Рост уровня жизни определённое число де ­ тей приводит к гиперопеке и излишнему вниманию со стороны родителей. И ребёнок вырастает недоста ­ точно самостоятельным, без осознания своего места в мире и без желания развиваться. Но, с другой стороны, есть и контрпримеры — сейчас много возможностей у молодых людей, что ­ бы получить образование, поступить в хороший вуз и начать трудоустраиваться. И по своим ученикам я вижу, что уже с первых курсов они понимают, кем будут и чем хотят заниматься. И в этом срезе моло ­ дёжи я вижу гораздо более быстрое взросление, чем в моё время. — Так как заставить учиться ребёнка, как объяс ­ нить, для чего ему нужен тот или иной предмет? — Почитать «Алису в Стране чудес» и рассказать, что Льюис Кэрролл и математик Чарльз Доджсон — это одно лицо. Познакомить с творчеством Омара Хайяма, а затем со списком его математических до ­ стижений. Софья Ковалевская говорит о математике так: «Это наука, требующая более фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе». Людей, составляющих задачи к математиче ­ ским олимпиадам, принято называть задачными ком ­ позиторами, так как творчества здесь нужно никак не меньше, чем в поэзии или музыке. — Насколько важно самим родителям правиль ­ но выстраивать взаимоотношения «ребёнок-шко ­ ла»? ответить Беседовала Анна Дикарева Фото из личного архива Михаила Подаева ОБРАЗОВАНИЕ В ЛИПЕЦКЕ 1922 год — на первом пленарном заседании Липецкого городского Совета создана секция народного образования — ныне департамент образования Липецка. 1931 год — открыт индустриально-педагогический комбинат для подготовки учительских кадров. В 1936 году переименован в Липецкий педагогический техникум имени Кирова, в 1937-м — в Липецкое педагогическое училище имени Кирова. В техникуме был трёхлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно ­ экономический, политехнический и педагогический. В 1949 году техникум реорганизован в Липецкий государственный учительский институт ныне ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. 1960-е — Липецкий педагогический опыт. Его основоположником был преподаватель ЛГПИ Константин Москаленко. В то время на уроке учитель просто рассказывал материал, потом проводился опрос. Уровень знаний был низким: 15% учащихся оставались на второй год, 40% бросали учёбу, не окончив семи классов. Москаленко ввёл структурное усвоение материала, фронтальный опрос, творческие задания, поурочное оценивание — это сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. 2010 год — создан Центр поддержки одарённых детей «Стратегия». Задача центра — объединить лучшие практики образования и передовые методы преподавания, инновационные технологии и учителей, способных интересно и доступно подать учебный материал. 2022 год — открыта Школа креативных индустрий ( шки ) в рамках федерального проекта «Придумано в России». Здесь дети, интересующиеся современными цифровыми технологиями, получают дополнительное образование. 2023 год — возобновил работу «Прометей». Он был открыт в 1977 году. Располагается на площади 46 га в сосновом бору. Был единственным в СССР пионерским лагерем, где была своя конно-спортивная школа. Только в одну смену летом здесь отдыхали одновременно около 1 300 детей со всего Советского Союза. В 2000-е лагерь пришёл в упадок. В 2022-м началось его восстановление. На это потребуется более 3 млрд рублей. После полной реконструкции «Прометей» станет крупнейшим в ЦФО центром для детей и молодёжи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz