Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 3 октября 2023 года № 39 (463) ЗНАНИЕ — ОПОРА В ЖИЗНИ 17 это не мате- это в совокупности приводит к тому, что для написа ния ЕГЭ на конкурентный балл необходимо идти или в онлайн-школу, или пользоваться услугами хороше го репетитора. Сам формат ЕГЭ, так много критикуемый с момен та его появления у нас в области 20 лет назад (я писал его в 2003 году), имеет свои плюсы и минусы. Минусы в том, что, как я часто говорю: «ЕГЭ матика». Это ограниченный набор задач, подготов ка к которым заключается в натаскивании, дрессуре. Здесь отсутствует главная составляющая математики — творческая. Любая задача (за исключением геоме трии и параметра во второй части) имеет алгоритм решения, который можно освоить, потратив больше времени на отработку навыков. Но большая часть са мой математики остаётся за кадром. А, как говорят ве дущие педагоги-математики, основная цель предмета — учить думать. В этом и есть главное противоречие. — А плюсы у ЕГЭ есть? — Конечно. Преимущество ЕГЭ в том, что на выхо де получается близкая к объективной картина. Если на первых порах ЕГЭ массово списывался, то сейчас это большинству недоступно — и можно видеть реаль ную картину по стране. Также с введением ЕГЭ стало проще поступать в крупные вузы выпускникам из ре гионов (изменилось соотношение москвичей/не мо сквичей в сторону последних), что является хорошим соцлифтом. — Обилие частных школ, репетиторов, курсов (в том числе дистанционных) — это тревожный звоночек, говорящий о несовершенстве общеоб разовательной школы, или нормальное явление в постинформационном обществе? — Любое общество сегрегировано, прежде всего экономически. В связи с этим это естественный про цесс — государственные школы искусственно стандар тизированы, отбора в них практически нет, и тем, кто хочет получить что-то большее, необходимо идти ку да-то ещё. Разнообразие в любой экосистеме положительное явление. — Уже не первый год педагоги говорят о том, что их буквально завалили компьютерной работой: ведение соцсетей, электронных дневников, бес конечные отчёты^ — Для ведения соцсетей в хороших школах нани мают специального человека. Не понимаю, зачем это должен делать учитель, у которого часто более 30 ча сов в неделю и классное руководство. скорее — Каким должен быть современный учитель? — Современным! Нужно понимать своих учеников, находить к ним подход. С одной стороны, владеть их языком, с другой — являться нравственным камерто ном и культурным ориентиром. — О наболевшем: небольшие зарплаты и падение престижа профессии педагога. Какими средства ми можно привить в обществе уважение к статусу учителя? — Учителя уважают не за высокий уровень зара ботной платы, а за профессионализм. Другой вопрос: что чувствует сам педагог, отдающий себя ученикам, Можно сказать о некоторых новшествах: введение но не имеющий достойной оплаты труда? Из общения теории вероятностей наравне с алгеброй и геометри- с коллегами сложилось мнение, что именно отноше ние общества — родителей, детей гов на их местах. и держит педаго- — Какой видите школу и в целом систему образо вания через несколько десятилетий? Изменится ли что-либо кардинально? Как математик, може те ли спрогнозировать, что учителей заменят ней росети и биороботы? ВИЖУ ИЗМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НО ПОДХОД ПЕДАГОГОВ ИЗМЕНИЛСЯ НЕ СИЛЬНО, КАК И САМО СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — Зависит от того, как изменится общество, какие будут запросы от него к системе образования. Я окон чил школу в 2003 году и, приходя сейчас в образова- — Пока не могу сказать: сам в этом году только тельные учреждения, вижу изменение материальной повёл дочь в первый класс. Немного позже попробую базы: наличие компьютеров, электронных досок, си стем для вебинаров. Но подход педагогов изменился не сильно, как и само содержание образования, несмо тря на опубликованные концепции и стандарты. ей, например. Но принципиально ничего не поменя лось. Система меняется, если есть конкурентная среда и необходимость привлекать клиентов. В отечествен ной традиции образование не рассматривается как предоставление услуг, а высокий уровень бюрокра тизма не позволяет быстро реагировать на изменения вокруг. — Как воспитывать детей в эпоху цифровых тех нологий? — Как и раньше: следить за их окружением и сре дой, а для этого надо понимать, чем себя ребёнок окружает, и ограничивать получаемую информацию. Конечно, это непросто, нужно понимать, как устрое ны соцсети, приложения. Есть много видеокурсов, на правленных на умение пользоваться ими. Например, можно включать детский режим на устройствах, ста вить приложения-экраны. — Сейчас говорят об инфантилизации нового по коления. Может, это мешает учиться? — Проблема незрелости существовала и в прошлом веке. Карл Густав Юнг называл современную ему эпо ху «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». Рост уровня жизни определённое число де тей приводит к гиперопеке и излишнему вниманию со стороны родителей. И ребёнок вырастает недоста точно самостоятельным, без осознания своего места в мире и без желания развиваться. Но, с другой стороны, есть и контрпримеры — сейчас много возможностей у молодых людей, что бы получить образование, поступить в хороший вуз и начать трудоустраиваться. И по своим ученикам я вижу, что уже с первых курсов они понимают, кем будут и чем хотят заниматься. И в этом срезе моло дёжи я вижу гораздо более быстрое взросление, чем в моё время. — Так как заставить учиться ребёнка, как объяс нить, для чего ему нужен тот или иной предмет? — Почитать «Алису в Стране чудес» и рассказать, что Льюис Кэрролл и математик Чарльз Доджсон — это одно лицо. Познакомить с творчеством Омара Хайяма, а затем со списком его математических до стижений. Софья Ковалевская говорит о математике так: «Это наука, требующая более фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе». Людей, составляющих задачи к математиче ским олимпиадам, принято называть задачными ком позиторами, так как творчества здесь нужно никак не меньше, чем в поэзии или музыке. — Насколько важно самим родителям правиль но выстраивать взаимоотношения «ребёнок-шко ла»? ответить Беседовала Анна Дикарева Фото из личного архива Михаила Подаева ОБРАЗОВАНИЕ В ЛИПЕЦКЕ 1922 год — на первом пленарном заседании Липецкого городского Совета создана секция народного образования — ныне департамент образования Липецка. 1931 год — открыт индустриально-педагогический комбинат для подготовки учительских кадров. В 1936 году переименован в Липецкий педагогический техникум имени Кирова, в 1937-м — в Липецкое педагогическое училище имени Кирова. В техникуме был трёхлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно экономический, политехнический и педагогический. В 1949 году техникум реорганизован в Липецкий государственный учительский институт ныне ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. 1960-е — Липецкий педагогический опыт. Его основоположником был преподаватель ЛГПИ Константин Москаленко. В то время на уроке учитель просто рассказывал материал, потом проводился опрос. Уровень знаний был низким: 15% учащихся оставались на второй год, 40% бросали учёбу, не окончив семи классов. Москаленко ввёл структурное усвоение материала, фронтальный опрос, творческие задания, поурочное оценивание — это сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. 2010 год — создан Центр поддержки одарённых детей «Стратегия». Задача центра — объединить лучшие практики образования и передовые методы преподавания, инновационные технологии и учителей, способных интересно и доступно подать учебный материал. 2022 год — открыта Школа креативных индустрий ( шки ) в рамках федерального проекта «Придумано в России». Здесь дети, интересующиеся современными цифровыми технологиями, получают дополнительное образование. 2023 год — возобновил работу «Прометей». Он был открыт в 1977 году. Располагается на площади 46 га в сосновом бору. Был единственным в СССР пионерским лагерем, где была своя конно-спортивная школа. Только в одну смену летом здесь отдыхали одновременно около 1 300 детей со всего Советского Союза. В 2000-е лагерь пришёл в упадок. В 2022-м началось его восстановление. На это потребуется более 3 млрд рублей. После полной реконструкции «Прометей» станет крупнейшим в ЦФО центром для детей и молодёжи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz