Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
16 НЕ ГОРДИСЬ ЗВАНИЕМ, А ГОРДИСЬ ЗНАНИЕМ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 39 (463) 3 октября 2023 года ЕГЭ ЭТО НЕ МАТЕМАТИКА В преддверии Дня учителя «Первый номер» обсудил острые вопросы сферы образования с кандидатом педагогических наук Михаилом Подаевым В развития екторы современно го образования — одна из самых распространённых тем для роди телей, педагогов, чиновников и всех, кого так или иначе волнуют проблемы воспитания детей. Как научить ребён ка неординарно мыслить, как подго товить его к реальной жизни и при этом уделить внимание нравственным ценностям? Как учителю справляться с лавиной бумажных и электронных отчётностей? Что вообще ожидает школу в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы накануне Дня учите ля «Первому номеру» ответил кандидат педагогических наук доцент института развития образования Липецкой обла сти, магистр Высшей школы экономики Михаил Подаев. — Михаил Валерьевич, какие про блемы видите в современном обра зовании? И с чем они связаны? — Образование традиционно счи тается самой консервативной сферой. Как придумал Ян Амос Коменский урок длительностью 45 минут пару веков на зад, так до сих пор он столько и длит ся. Однако быстрый технологический прогресс, возрастающий темп жизни требует от образовательных систем гибкости и вариативности. Традици онная отечественная школа к этому не готова: стандартизированные програм мы, учебные планы ограничивают кре ативность и индивидуальный подход к обучению. Многие критики указывают, что современное образование не всегда эффективно готовит студентов к реаль ной жизни. Так, на уроках создаётся ис кусственная ситуация, которая никог да не встретится в действительности. И успешность в школе зачастую обратно коррелирует с успешностью в жизни. Школа в советское время отличалась знаниевым подходом: «выучить урок», как говорила моя бабушка. С появле нием интернета он сменился инфор мационным: не просто знать, но уметь искать информацию, отбирать, исполь зовать, работать с источниками. Учи тель, по словам Александра Асмолова, потерял монополию на знание — доста- ПРИСУТСТВУЕТ ДВОЙНАЯ ОБРАТНАЯ СЕЛЕКЦИЯ: ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЕ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ИДУТ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЕ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ ИДУТ В ШКОЛЫ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛИПЕЦКЕ 1789 год — первое учебное заведение Липецка — Малое народное училище. Его учителем стал Иван Протопопов. В течение двух лет обучали чтению, письму, рисованию, арифметике и основам православной веры. Закрыто в 1799 году. 1829 год — Липецкое духовное училище. Преподавали чистописание, грамматику российскую и славянскую, арифметику, священную историю, географию, латинский и греческий языки, церковный устав и нотное пение, краткую русскую историю, природоведение и черчение. С 1838-го по 1839-й в училище преподавал будущий священнослужитель, иеромонах оптинский старец Амвросий. 1871 год — открыта женская прогимназия, где девочки получали семилетнее образование. С 1908 года — гимназия, что давало выпускницам право преподавать. Содержалась гимназия за счёт средств казны, платы за обучение, из средств земства и городского общества. В 1918 году преобразована в школу № 1, которая с 1925 по 1931 годы была кузницей педагогических кадров — выпускникам присваивалось звание учителя. С 1997 года — гимназия № 1. 1880-е — в Липецке открываются церковно-приходские школы. К 1915 году в городе действовали воскресная церковно-приходская школа и пять одноклассных школ. В Липецком уезде в 1892 году проживало 23 473 ребёнка школьного возраста. В начальные школы ходили 4 275 мальчиков и 759 девочек. точно сказать «Ok, Google», задать во прос и получить ответ. Сейчас принято считать, что инфор мационный уклад сменяется постин формационным. Информации слишком много, каждый пользователь может выступить блогером — источником информации. Многие сайты являют ся агрегаторами таких новостей, кото рые генерируются самими пользовате лями. Любой может написать статью в Википедии. И, само собой, обратно пропорционально с ростом количества информации изменяется её качество: достоверность. Отечественное образование сегодня испытывает огромный кризис, прежде всего связанный с кадрами. Уровень оплаты труда гораздо ниже среднеры ночного, поэтому присутствует так на зываемая двойная обратная селекция: далеко не лучшие выпускники школ идут на педагогические специальности и далеко не лучшие выпускники вузов идут в государственные школы (учиты вая количество всевозможных частных и онлайн-проектов, предлагающих кон курентные условия, в разы превышаю щие бюджетные). Конечно, везде есть исключения, и за счёт них ещё можно найти и хорошую школу, и хорошего пе дагога. Проблему государственных школ ученики решают за счёт роста коли чества онлайн-услуг в образовании, дающих и возможности для персона лизации обучения — каждый курс под гоняется под конкретного слушателя. — Складывается какая-то нерадост ная картина. Может, поэтому в стар ших классах приходится нанимать репетиторов для ЕГЭ? Какие плюсы и минусы у этого экзамена? — Традиционный школьный курс рассчитан в лучшем случае на то, что бы научить школьника писать ЕГЭ на базовом уровне, то есть решать задания первой части и, возможно, одну-две задачи из второй с развёрнутым реше нием. Зачастую и эта задача оказыва ется непосильной в ряде школ в связи с озвученными выше проблемами. Всё 1908 год — открыто реальное училище. В нём было четыре класса, в которых учились 149 человек. Выпускниками липецкого реального училища были липецкие поэты Алексей Липецкий и Дмитрий Богданов, первый главнокомандующий ракетными войсками СССР Герой Советского Союза Митрофан Неделин и участник Парада Победы 1945 года генерал Николай Великолепов. 1918 год — открыта начальная школа № 2. Располагалась на Ленинской улице (ныне улица Ленина). В 1935 году получила новый номер — № 12. В 1955-м школу перевели в новое здание на улице Тельмана (с 1961-го Гагарина) и дали статус средней школы. В 1979-м на месте старого здания построили нынешнее. В настоящее время в Липецке 69 школ, в которых учатся более 63 тысяч человек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz