Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

6 ЗНАНИЯ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА ПЕРВЫЙ НОМЕР № 39 (463) 3 октября 2023 года СО ШКОЛЬНОЙ П АРТЫ В Липецкой области в 47 школах организовано 49 педагогических классов и 8 групп едагогическое направление в при оритете. В этом году государство вы ­ делило вузам 75 тысяч бюджетных преподавателей, что знакомят школьни ­ ков с основами педагогики, психологии и вожатской работы, а школа — подготов ­ ленных и сознательных абитуриентов. Школа уже сделала четыре выпуска. По словам директора Нины Алексеев ­ ны Огневой, каждый второй выпускник педкласса сейчас учится или в ЛГПУ, или в ЕГУ имени Бунина, или в Воро ­ нежском педагогическом. По сути, отсев по принципу «нравится-не нравится» произошёл ещё в школе. — Можно сказать, что ребята посто ­ янно участвуют в практических пробах, где можно, что называется, и руками по ­ щупать профессию, и понять, правильно ли её выбрал, евна. школьных мероприятий. С лидерами ученического самоуправления проводят П мест для подготовки учителей. Однако, по данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных эко ­ номических исследований РАНХиГС, лишь 10-20% выпускников педвузов приходят в школу. И многие из них увольняются в течение первого года работы, разочаро ­ вавшись в профессии. При этом педагоги ­ ческий состав стремительно стареет. Чтобы в педагогические вузы шли ребята, уже на ­ строенные на работу в школе, и чтобы ак ­ тивизировать приток молодых учителей, в Липецке, как и во всей России, возродили опыт педагогических классов Педагогический союз Первыми психолого-педагогические классы в наше время появились в шко ­ ле № 9 имени Водопьянова. В 2019 году, когда кадровая проблема встала особенно рейды по школе. Следят на переменах остро, там решили выращивать учите ­ лей со школьной скамьи. К тому же забор в забор со школой — ЛГПУ имени Семё- нова-Тян-Шанского. Получилось такое педагогическое сотрудничество: вуз даёт говорит Нина Алексе- Учащиеся педклассов в жюри за порядком. Организуют подвижные перемены для младших школьников. В летнем лагере работают вожатыми. Школьная база Не нужно думать, что педагогические классы — явление нового времени. В Рос ­ сии они появились ещё в 1870-е, как от ­ вет на отмену крепостного права. Страна мый учитель определили выбор профессии. тогда встала на промышленные рельсы, У Дмитрия Поленникова мама препода- требовались грамотные люди, учителей ёт в Липецком индустриальном колледже. не хватало. Именно выпускницы женских гимназий восполнили кадровый про- «« РЕБЯТА ПОСТОЯННО УЧАСТВУЮТ В ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБАХ, ГДЕ МОЖНО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, И РУКАМИ ПОЩУПАТЬ ПРОФЕССИЮ, И ПОНЯТЬ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ЕЁ ВЫБРАЛ бел. Окончив дополнительный восьмой класс, они получали звание домашней учительницы с правом преподавания в начальной школе. Это они ехали в сёла, где за небольшую плату учили крестьян ­ ских детей грамоте. Это они стали осно ­ вой общего образования. К 1915-му в так называемых педагогических классах при женских гимназиях обучалось свыше 20 тысяч человек. В 1920-е, когда молодая советская республика поставит своей главной за ­ дачей борьбу с неграмотностью, именно педагогические классы станут базой для формирования советского учительства. В Липецке школа № 1 (ныне гимназия № 1) в 1925 году была даже реорганизова ­ на в девятилетнюю школу с педагогиче ­ ским уклоном. Её выпускникам присваи ­ валось звание учителя начальных классов. В 1960-е выпускники педклассов, даже без вузовского образования, становились воспитателями яслей и детских садов, пионервожатыми. Только в 1980-1990-е педклассы стали не самостоятельным этапом профильно ­ го обучения, а подготовкой к поступле ­ нию в институт. Их выпускники имели преимущества на экзаменах, а то и вовсе освобождались от них, сдав на «пять» пе ­ дагогику в школе. До 2018 года педагогические классы были отдельным явлением в современ ­ ной России. Но как только учительство снова стало идеологической основой го ­ сударства, как только школе вновь пере ­ дали воспитательную функцию, потреб ­ ность в подготовленных педагогических кадрах возросла — и вновь потребова ­ лись и педклассы. В стране уже открыты 3 364 таких класса. К концу 2024 года их будет создано 5 000. Неслучайный выбор Как такового отбора в педагогический класс нет. Но, как говорит классный руко ­ водитель педкласса школы № 9 Наталья Алексеевна Горсунова, случайных людей здесь тоже нет: или родители, или люби- — Нет, — улыбается Дмитрий. — Мама не отговаривает идти в учителя. Это мой » ётся Дарья. выбор. Она в чём-то помогает. Я сам иду по своему пути. Дарья Булычёва уже имеет «опыт на ­ ставника», как говорит сама: подтягивает по математике свою подопечную. — Вряд ли я буду учителем, — призна- Возможно, пойду препода- Г- УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ Дарья Игоревна Баева, учитель физики и математики лицея № 3 имени Москаленко — Мой классный руководитель — пример искренности и честности. Эльмира Евгеньевна Ряснова верила в нас и всегда наставляла: «У тебя всё получится! Я в тебя верю, и ты поверь». Ученицей я очень любила читать, интересовалась литературой, мечтала стать журналистом. Но у меня был математический склад ума. Именно мой классный руководитель сказала: «Я верю, что из тебя получится отличный учитель математики, и ты поверь». В то время это казалось нереальным, но такие простые слова, искренне сказанные, окрылили меня. Прошли годы, всё изменилось, скромная девочка с книжкой под мышкой стала учителем математики и физики. А в голове всё та же фраза: «Я в тебя верю, и ты поверь!» Только теперь я говорю её своим ученикам. Любовь Михайловна Смородина, заместитель директора гимназии № 12 — С благодарностью вспоминаю учителя Татьяну Николаевну Петрову и директора школы Николая Ивановича Тарана. Они удивительные педагоги. Воспитали огромное количество ребят, вложив в них частичку своей души. Многие, и я в том числе, стали учителями. У этих педагогов я училась мастерству и терпению, любви к детям, умению преодолевать трудности. И сейчас в каждом моём слове или действии на уроке незримо присутствует их образ, их опыт, который они передали. Они учили, что каждый ребенок уникален и неповторим. Это стало основой моего педагогического кредо. Наставники учили главному: любить. И я люблю. Детей, с которыми работаю, их инициативу и творчество. Спасибо, мои учителя, всем лучшим во мне я обязана вам! Ирина Анатольевна Старостенко, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы! школы! № 5 — Меня как наставника определили три человека. Первый — Валентина Владимировна Батеха, учитель русского языка. Благодаря ей я со средних классов знала, что буду учителем русского. После вуза вернулась в свою школу, бегала к ней за советами. Второй наставник, открывший меня в творческом плане, — Юлия Донецкая. Она сначала поставила со мной один танец, другой. И потом я стала ставить их сама, и так понравилось, что в результате создала свой танцевальный коллектив, ему уже 32 года. По её примеру также стала сочинять и писать «капустники». И третий — мой «папа» в хореографии Андрей Квон. Он меня поддерживал на конкурсах, радовался моим удачам. Его оценка всегда воодушевляла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz