Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 19 сентября 2023 года № 37 (461) БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК 13 I 112 S 5. ” ™ ■» - 5 ф $ 5 g )S о о Е О. (В 2 5 SC со S о о S 5 S 9- ■s 5. Ё 5 S ® АО (В 5 S ■О о И f :Ф САМОЛЁТ-РАЗВЕДЧИК Из книги воспоминаний полковника ВВС СССР Виктора Климова В небе над Онежским озером состоялась и моя очная встре ча с бывшими американскими союзниками. До этого я сталкивался с ними в Германии, в небе которой мы нес ли свою боевую вахту. Наш маршрут во время взлёта проходил над аэродромом Темпельхоф в американской оккупационной зоне. От Фалькенберга, где мы базировались, до Темпельхофа чуть больше сотни километров. И в воздухе, и на земле мы всё время видели массу транспортных самолётов. Вместо крас ных, как у нас, звёзд, тоже звёзды, но белые, фюзеляж и кры лья в оливковой раскраске. Уже тогда американские самолёты нагло нарушали режим воздушного пространства в советской зоне, сбрасывали над Восточным Берлином пропагандистские листовки. По ночам банды фашиствующих молодчиков, окопавшие ся в западных секторах, проникали в демократический Бер лин, били витрины, пытались устраивать демонстрации. Мы хорошо знали, что в руководстве беспорядками деятельное участие принимали представители американских оккупаци онных властей. Однако до откровенного столкновения дело не доходило — командования как-то договаривались между собой. В тот майский день в воздушном пространстве была обна ружена неопознанная цель, которая приближалась к охраня емому объекту. По тревоге я был поднят на перехват. Метео условия сложные — низкая облачность буквально придавила аэродром. Штурман полка с земли подавал мне короткие, отрыви стые команды, стараясь навести на цель. Расстояние сокраща лось медленно, будто мой истребитель завяз в облаках. Звучит команда: «Включить форсаж!» называемый «боевой потолок», а цели всё нет. Из динамика звучит новое указание: «Довернитесь, вправо на пять, цель впереди, на удалении десять, в облаках» — «Есть!» Вывел он меня почти идеально. Впереди по курсу показа лась цель — белёсая точка на северо-западе. Американский са молёт-разведчик шёл с погашенными аэронавигационными огнями. Докладываю об обнаружении цели. Слышу с земли: «Атакуйте, разрешает «Земля». Занимаю наиболее выгодное положение, имитирую начало атаки, но не тут-то было! Противник энергично рванул вправо и вверх, пытаясь сорвать мою атаку, и вовсе не думает уходить с курса. Помню, что тогда мысли сосредоточились на одном — преду гадать его следующий манёвр. И ведь угадал! Надо уметь ви деть в воздушном бою, знать, куда и зачем идёшь, чувствовать противника. Когда цель снова дёрнулась вправо, она лишь лучше впи салась в ромбики прицела. Даю предупредительный залп. «Понял!» Выхожу на так Только после этого нарушитель резко развернулся в сторону границы. Сопроводил его, доложил на землю как положено. Оттуда доносятся довольные интонации: «Молодец, номер такой-то, иди на привод, эшелон такой-то», — это уже не штурман, а сам командир полка Михаил Георгиевич Петров. Чувствую по голосу, переживает, рад, что с заданием я спра вился... Снижаюсь в плотной облачности. То и дело звучат ука зания штурмана, помогающего завести самолёт на полосу: «Вправо два градуса. Так держать!» Из плотной дымки чуть просвечивают огни взлётно-поса дочной полосы, пишет «позывные» неоновый маяк привода. Сбавляю обороты двигателя, выпускаю тормозные щитки, захожу на посадку. Вот уже и квадраты бетонки, сливаясь в сплошную ленту, бегут навстречу самолёту. Вырулил на стоянку, открываю фонарь и сижу неподвиж но — никак не могу отойти от полёта. К самолёту бегут лёт чики, техники, командиры с горячими поздравлениями. Да, было с чем поздравить^ Проявленная после полёта плёнка подтвердила правиль ность моих действий. Война была холодная, никем официально не объявленная, поэтому и вручали нам боевые награды «за большой налёт часов в сложных метеорологических условиях». В одном из журналов я прочёл, что, по признанию амери канских историков авиации, в 1950 году разведка военно-воз душных сил ЦРУ США совершила около 1 000 полётов, сопро вождавшихся нарушением границ Советского Союза. В 1959 году их было уже более 3 000. По меньшей мере 252 американских лётчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор. Сейчас все эти данные в открытом доступе. Фото: Липецкий областной краеведческий музей ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЕЛИКОГО ПОКОЛЕНИЯ Виктор Долгих, председатель Липецкого городского Совета ветеранов: — Виктор Николаевич Климов был представителем великого поколения советских людей, которое одержало Победу над фашистской Германией, восстановило разрушенное войной народное хозяйство и создало великую мировую космическую державу: Советский Союз! Работать и общаться с ним было большой честью и радостью. Для молодёжи Виктор Николаевич был мудрым учителем и ярким живым примером служения нашему Отечеству. Боевой лётчик 7 сентября исполнилось бы 100 лет со дня рождения почётного гражданина Липецка Виктора Николаевича Климова. В 1938-м, впервые попав в Липецк, куда переехала его семья, 15-летний Виктор на всю жизнь полюбил этот зелёный красавец город на берегу реки Воронеж и считал себя липчанином. Ещё подростком, курсантом Липецкого аэроклуба, он решил связать свою жизнь с авиацией, с небом, с защитой Отечества. Выбор не случаен: военная профессия была наследственной в роду Виктора. Отец Николай Фёдорович Климов — храбрый офицер, прошедший всю Гражданскую войну, командир пулемётной роты. Родные дяди по материнской линии, Иван и Григорий Безковы, тоже были офицерами: один — Рабоче-крестьянской Красной армии, второй — Русской императорской. И до этого на протяжении без малого трёх веков Безковы верой и правдой служили России. В годы Великой Отечественной Виктор Николаевич, курсант Борисоглебской авиационной школы пилотов имени Чкалова, служил в полку боевого применения, проходил боевую стажировку. Дальнейшая воинская служба Климова тесно связана с одной из элитных частей ВВС СССР: 63-м (позже 641-м) Виленским гвардейским истребительным авиационным ордена Кутузова полком. В нём служили такие асы, как Александр Числов (21 победа), Александр Воронько (20 побед), Александр Шишкин (20 побед), легендарный Алексей Маресьев (11 побед), — всего 12 Героев Советского Союза! Командовал дивизией Герой Советского Союза Алексей Катрич, совершивший 11 августа 1941 года первый в мире высотный таран. Катрич уделял особое внимание подготовке молодых пилотов, сам демонстрировал им комплекс фигур высшего пилотажа. Именно у этих асов лётчик Климов учился искусству воздушного боя, оттачивал своё лётное мастерство. Представление к первой боевой награде гвардии старшего лейтенанта Климова — медали «За боевые заслуги» (1951) — подписано первым трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, будущим маршалом авиации, командовавшим в ту пору 88-м истребительным авиационным корпусом ПВО. В 1959 году после окончания Липецких высших лётно-тактических курсов командир эскадрильи Виктор Климов был назначен старшим инспектором-лётчиком 95-й авиационной истребительной дивизии 26-й воздушной армии Белорусского военного округа. В 1961-м Виктор Николаевич вышел в запас и начал гражданскую трудовую деятельность, в том числе в родном для него Липецком аэроклубе и областном отделении ДОСААФ. Два десятилетия он трудился в городском Совете ветеранов войны и труда, отдав много сил и энергии защите интересов ветеранов и патриотическому воспитанию молодёжи. Не сосчитать, сколько молодых липчан уходили служить в армию с его тёплыми напутственными словами. Виктор Николаевич пользовался в Липецке авторитетом и уважением, являясь старшим другом и мудрым наставником для людей разных возрастов и профессий. Липецкой земле он посвятил немало восторженных поэтических строк, сочинив и неофициальный гимн города — «Липецкий марш». Виктор Николаевич думал об издании книги воспоминаний о годах детства и молодости, службе в авиации, друзьях-однополчанах. В «Первом номере» впервые опубликован фрагмент из готовящихся к изданию воспоминаний Климова. Они посвящены актуальной и сегодня теме воздушного противостояния советской и американской авиаций. Тогда, в годы холодной войны, как её называли политики, самая настоящая горячая война происходила в небе по всему периметру границ СССР. Текст: Сергей Голани
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz