Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 сентября 2023 года № 36 (460) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 С тех пор, по словам друзей, он не выпускал из рук карандаш, кисть, мастихин, ручку и другие рисующие элементы. — Костик поразил меня с первого дня нашего знакомства. Вместе мы ходили на этюды. У него было ни на что и ни на кого не похожее творчество. Он мог рисовать чем угодно. Писал и красками, и землёй, и тра вой. Мог картиной повозить по чернозёму, что-то намазать и размазать, чтобы при липли листья, трава, частицы грунта. Всё это необычно входило в художественную ткань изображения. Получался шедевр, — вспоминает историю совместной работы на пленэре скульптор Андрей Сулин. Малахов считал, что настоящий жи вописец должен быть мостиком между социумом и средой. При этом создавал аб страктные картины, часто без названия и сюжета. Через всё его творчество прохо дят пять ключевых тем. Это лодки, челны, Дупик. Получив медицинское образование, рыбацкие баркасы, за что его прозвали «ло дочником». Потом рыбы, за что называли «рыбарём». Конечно, трубы завода — за это величали «трубачом». За соборы — окли кали «падре». А также портреты, за что он имел заказы «портретиста». Он несколько раз безуспешно пытался вступить в Союз художников в родном го роде. Сам себя считал художником-марги налом, а липецкие журналисты язвитель но наделили стиль его работ термином «арт-малаховщина». '>1 I* 'г Через всё творчество Малахова проходят пять тем: лодки, рыбы, трубы завода, соборы и портреты ■ молодой фармацевт приехала в наш город в поисках работы. — Костя подал мне руку и помог вый ти из троллейбуса. Мы познакомились. Он сразу же пригласил меня на свою выставку в небольшой магазинчик в центре города, где висело несколько его работ. Картины мне сразу очень понравились, — рассказы вает историю знакомства вдова художника. Она стала его музой и ангелом-храни телем, женой и матерью их сына, соратни- Фото с подсолнухом цей и верной спутницей в горе и радости. Семейная лодка со свободным художником и воспитанной в советских традициях Раей не разбилась о быт, вопреки прогнозам. На- 9 июля 2016 года Константина Малахова не стало. В последнее время он тяжело бо- • лел и уже не мог рисовать. I В семейном архиве хранится множе ство фотографий Константина. Но есть Король эпатажа среди них одна, пронзительно-подсолну- В лихие девяностые липчанам было не ховая, без названия, фоторепортёра Юрия до искусства. Выжить бы! Но всё же в этой оборот, Косте Малахову с этих пор стало осо- Ардашева. Выбирая главную фотографию безнадёге с безработицей, безденежьем, бенно везти в творчестве. для альбома о Косте, семья и организато- дефицитом и криминальными разборка- «Я просыпаюсь и знаю, что у меня есть ры выставки, не сомневаясь, взяли её. На ми люди жаждали зрелищ. И вот тут-то на обе-две руки и обе-две ноги, что на мольбер- звали «Два солнца — Человек-подсолнух». импровизированные сцены липецких улиц выходил он, неподражаемый король эпата жа, — художник Константин Малахов. — Костя был большим выдумщиком. Как-то летом на площади Революции, неда леко от кафе «Сказка», он устроил премьер- Признание в Париже ный показ своей скульптурной композиции. Конструкция состояла из старой ванны, за полненной розовой водой, двух гипсовых голов и пяти оцинкованных вёдер, скреп лённых верёвкой. Вокруг всего этого «безо бразия» он важно ходил с сигаретой за ухом и играл на флейте. Для особо непонятливых надпись на ватмане гласила: Инсталляция «Дорогой к Нерону», — вспоминает, улыба ясь, давний знакомый художника, фотограф Владимир Кулик. те стоит незаконченный холст, а если ещё Именно она, на их взгляд, отражала всю ты где-то возишься и слышен запах свежего кофе, что варится, я просто чувствую себя счастливейшим», — писал Костя супруге. Поездки в Македонию, контакты с ху дожниками из разных стран расширили творческие горизонты Малахова. Знаком ство с известной диссиденткой, поэтессой, коллекционером, парижанкой Аидой Хме лёвой стало поворотным моментом на пути к его признанию. — В 2000 году по приглашению Аиды мы посетили Париж. Вместе пешком исходили полгорода, прошли по всем известным му зеям и галереям, просто гуляли по ночным гут? улицам. Костя прожил там несколько меся цев. По возвращении он переосмыслил свои На Чистых прудах подходы к творчеству и начал пробовать другие техники, — вспоминает Раиса Дупик. — А осенью 2000-го мы переехали в Москву. номасштабная выставка Малахова. На ней экспонировались 90 работ. Фотография с подсолнухом, сделанная Юрием Ардашевым, стала главной в альбоме о художнике Знаменитые лодки, рыбы, трубы, со боры, портреты и другие шедевры ждали гостей на двух этажах. Картины «Завод», «Завод на закате», «Завод спит. Ночной широту души Кости. пейзаж», «Завод. Полночь», «Металлург. Потом, конечно, все захотели узнать Портрет Александра Васильева» передали побольше об авторе фотографии Юрии привет липчанам от НЛМК 1990-х. Трубы Ардашеве. Но информация об Ардашеве на картинах знакомо дымили, металлурги в интернете отсутствовала. На призыв о помощи в поиске сведений откликну лась Кристина Реука (Воробьёва) из Мо сквы. Она была фотомоделью Ардашева. Издавая альбом-каталог о творчестве Кости Малахова, московские редакто ры нашли в нём место для фоторабот Костя Малахов в своих картинах возвраща- и краткой биографии Юрия Александро вича Ардашева. Только, к сожалению, место захоронения фотографа так и не удалось узнать. Может, читатели помо- были сильными и красивыми. Как и сейчас. Выставка прошла с большим успехом — почти все полотна Кости были раскуплены. На закрытии экспозиции вдова художника подарила часть его работ Липецкому объе динённому музейно-выставочному центру. ется домой. Липецк, встречай! Текст: Людмила Дьяченкова Фото: Артём Киракосов и из архива Раисы Дупик Муза художника В 1996 году в жизни Костика произошла судьбоносная встреча в троллейбусе. Не иначе за все жизненные неудачи она была послана ему из рая... И звали её Рая, Раиса Навсегда. В «Галерее на Чистых прудах» была ши роко представлена первая посмертная пол- Текст опубликован в сокращении. Полная версия на сайте «Открытый Липецк » I «ЖИВОПИСЬ ЗИНОВИЯ ПОПОВА И ЮРИЯ ВНОДЧЕНКО» (6+), Дом Мастера Ул. Ленина, 2 Справки по телефону: 27-77-18 ЛИТЕРАТУРНЫ ДИКТАНТ / М ЕЖДУНАРОДНА^ ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ «ПРОВИНЦИАЛКА» (12+), мюзикл по пьесе Тургенева КЗ «Унион» имени Хренникова Ул. К. Маркса, 2 Справки по телефону: 22-56-57 I э 1* I $ 5 ё § «ОТЦЫ И ДЕТИ» (12+), премьера Липецкий драматический театр Пл. Константиновой, 3 Справки по телефону: 48-23-49 э i 1 5 I 22 сентября - 5 ноября ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ (12+), просветительская акция ЛОУНБ Ул. Кузнечная, 2 Справки по телефону: 27-02-60 23 сентября, 12:00 24 сентября, 17:00 30 сентября, 18:00
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz