Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
СЛОВО ХУДОЖНИКА Текст: Наталья Горяйнова Фото: Сергей Паршин ПЕРВЫЙ НОМЕР 29 августа 2023 года № 34 (458) очень Вице-губернатор Анатолий Якутин открыл выставку и рассказал, что с творчеством Юрия Татьянина познакомился в Таиланде, где увидел его картину в одном из кафе шло больше всего русских авангардистов. Но бунтарский нрав даже это очень либе ральное учебное заведение не позволил окончить. Юрий Татьянин (1963) хотел стать пи сателем, а поступил в машиностроитель ный техникум. Стал техником-техноло гом литейного производства, но работал машинистом сцены в театре. Потом на волне 1990-х открыл свою книжную точ ку: интеллектуальная литература и доро гие живописные альбомы. Высокоэстети ческий бизнес шёл плохо, зато Татьянин много общался с художниками и однаж ды взял в руки кисточку. Сергея Бугровского с его изломанны ми цветами, оплывающими бутылками и танцующими рюмками в неизменно серых тонах, где оттенков больше, чем 40, можно было бы назвать и экспресси онистом, и отнести его живопись к бру тальному искусству. Юрия Татьянина с его уродливо-привлекательными зай цами, толпой котов, лозунгами в стиле Маяковского и язвительным сарказмом позднего Салтыкова-Щедрина условно к наивному искусству. Но, как и свойственно вольным людям, в рамки ни они, ни их живопись не зажимаются. В простую формулу-формулировку их не уложить. Сергея Бугровского московский искусствовед Тамара Зиновьева в одной из своих статей назвала современным ре алистом, обозначая, что любая картина — это ответ, зеркало реальности, и даже не кривое. По большому счёту и Юрия Татьяни на, который то про Романа Абрамовича картину напишет, то про COVID-19 весело расскажет, а то и на веганов слегка наедет, тоже можно обозначить современным реалистом. Слишком уж сейчас разроз ненная, распадающаяся реальность. Зна комый и понятный мир рушится, рвутся казавшиеся прочными связи, привычные слова затёрты и уже не несут исходных смыслов. Мир слишком сегментирован. Нет былой эстетической общности. Бу- гровский и Татьянин математически точ но свидетельствуют это — каждый под своим углом зрения. На выставке картины так и распо ложены двумя параллелями. Но в ка Ольга Буева, заведующая филиалом «Художественный музей — Выставочный зал» Липецкого областного краеведческого музея: — Я много лет знала Бугровского. Если бы у него спросили, что такое для него живопись, с чем её можно сравнить, он бы сказал: с математикой. У Бугровского было мощное абстрактное мышление, чувственная живописная пластика, сложная организация пространства, тонкая живопись. Бугровский был колористом. У Татьянина же открытый цвет. Бугровский повёрнут в себя. Татьянин прямо разговаривает со КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 зрителями. При кажущейся разности художников и подходов — это два вектора: художники говорят о современных темах, исследуют жизнь. Прийти на выставку современного художника — это как посмотреть современный фильм или прочесть книгу современного автора — художники всегда впереди общества и рассказывают нам о нас же, иногда нелицеприятные вещи. Художники не должны заниматься украшательством жизни. Он должны говорить о том, что их волнует. Зритель не обязан любить или не любить Бугровского и Татьянина. Но они сказали своё слово — два хороших художника в общероссийском пространстве. кую бы точку зала вы ни встали, смотря на картины Бугровского, будете видеть и Татьянина. Желая приглядеться внима тельнее к Татьянину, споткнётесь взгля дом о Бугровского. Журналист Юлия Кондратьева замети ла: «Эта выставка помогает принять, что мы разные. Что каждый имеет право на свой взгляд на реальность». А потом сказа ла: «Хорошо бы на эту выставку дошколь ников водить, чтобы они учились: рамок нет. В рамки мы их потом вгоним». Ответом на её замечание стал радостный детский крик: «Посмотрите, индейцы идут!» — «Это же кошечки. Посмотри внимательно», — внушали взрослые ребёнку, разглядывая стаю воинственно наступающих деревян ных котов. «Вы, что, не видите? Это же ин дейцы», — настаивала пятилетняя девочка. И, насмешливо уступая ребёнку, мы ещё раз посмотрели на котов в боевой раскраске: «А ведь действительно коты-индейцы». Вот такая она, реальность, вот такая она, мате матика цвета. ОТКРЫТИЕ 66-ГО КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА (6+) КЗ «Унион» имени Хренникова Ул. К. Маркса, 2 Справки по телефону: 22-56-57 «АЛЕКО» (12+), открытие сезона Театр драмы имени Толстого Театральная площадь, 2 Справки по телефону: 25-01-36 «ОТЦЫ И ДЕТИ» (12+), премьера Липецкий драматический театр Пл. Константиновой, 3 Справки по телефону: 48-23-49 17 сентября, 17:00 26 сентября, 19:00 30 сентября, 18:00 Все мероприятия в городе — в специальном разделе на сайте «Открытый Липецк»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz