Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 15 августа 2023 года № 32 (456) 320 ЛЕТ ЛИПЕЦКУ 13 транспортной артерии, огораживают её с двух сторон и внутри этого пространства, как в метрополитене, разме ­ щают остановочные павильоны с турникетами и терми ­ налами. Чтобы автобусы не попадали в пробки, работа светофоров рассчитывается так, что им всегда горит зе ­ лёный свет. Метробусы работают, например, во многих городах Южной и Северной Америки и справляются с перевозками пассажиров не хуже метро. Главное преи ­ мущество метробуса в том, настаивал Новиков, что он не требует огромных расходов на строительство надземных сооружений, тяговых подстанций и сетей. Со слов Нови ­ кова известно, что его предложение рассматривалось где- то наверху, но оно, видимо, никого не заинтересовало. Люди, причастные к этому проекту, до самого конца так и не смогли определиться, какому варианту отдать предпочтение. В 2017 году, когда проект липецкого метро, можно сказать, уже собирался лечь на смертный одр, мэрия Липецка разместила заказ на разработку сравнительного технико-экономического обоснования развития рельсового транспорта в областном центре. — В рамках проекта, который стоит 55 миллионов объяснял тогда председатель городского де- рублей, партамента транспорта Александр Алынин, — мы хотим получить от разработчиков ответ, каким должен быть рельсовый транспорт в Липецке. Либо это будет скорост ­ ной трамвай, либо монорельс. Откуда и куда пойдём? Ещё больше, чем вариантов метро, было вари ­ антов с тем, откуда и куда прокладывать его линии. Сначала речь шла о том, что первая станция метро будет находиться в городе Романово, который тог ­ да планировали построить в районе села Ленино, а последняя — на улице 9 Мая, у проходных НЛМК. В общей сложности это около 20 километров. Потом кто-то предложил протянуть ветку метро до Грязей и на ней построить станцию или несколько станций рядом с ОЭЗ «Липецк» — тогда на Соборной, 1, очень сильно на ­ деялись, что зона даст региону 12-15 тысяч рабочих мест. Разработчиков интересовал пассажиропоток, который что содержание метрополитена должно быть экономиче мог бы окупить проект стоимостью не меньше 30 млрд ру ­ блей. Именно по этой причине одну из веток метро решили тянуть в Грязи. По данным администрации Липецка, около 70% трудоспособных грязинцев работали тогда на пред ­ приятиях Липецка, в том числе на НЛМК. По этой же при ­ чине на каком-то этапе работы над проектом отказались тянуть линию в Романово. В самом деле, кто бы стал ездить с липецкой Рублёвки в центр города на трамвае? Романо ­ во заменили новыми юго-западными микрорайонами, где живёт много рабочих НЛМК. Оптимизировав пассажиропотоки внутри Липецка и на грязинском направлении, разработчики пришли к обеску ­ раживающим результатам: или билеты на проезд в метро будут очень дорогими, или не дождёшься, пока оно окупит ­ ся. Тогда на Соборной согласились с предложением опутать линиями метрополитена всю область. Теоретически пасса ­ жирами метро могли бы стать не 500-600 тысяч человек, проживающих в Липецке и его окрестностях, а целый мил ­ лион жителей региона. I В 2017 году мэрия Липецка разместила заказ на разработку сравнительного технико-экономического обоснования развития рельсового транспорта в областном центре « ЛИПЕЦК ПОПАЛ В ПРОГРАММУ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ, КОТОРУЮ РАЗРАБОТАЛИ МИНТРАНС И ВСЕМИРНЫЙ БАНК » — Разработчики, которые предложили этот вариант, — рассказывает Владимир Тучков, бывший в то время началь ­ ником областного управления строительства, — считали, ски выгодным, и предлагали увеличить пассажиропоток за счёт строительства линии метро в отдалённые районы области. Мы тоже не исключали такого развития событий, потому что охватить скоростным общественным транспор ­ том всю область было экономически более целесообразно. Русские и иностранцы ломали голову над проектом Над проектом липецкого метро работали российские, китайские и немецкие разработчики. Из российских были ГК «Мортон» и ГАУ «НИиПИ Генплана Москвы», которое предлагало недорогой — всего за 20 млрд рублей — про ­ ект скоростного трамвая. Из немецких метростроевцев будут с его помощью передвигаться по городу. Конечно, под Липецком интересовалась компания Siemens, а в Китае над концепцией липецкого метро работали сразу две ком ­ пании и China International Fund Limited. Как вспоминает Влади мир Тучков, и российские, и иностранные компании де нег за проекты не получали — работали за интерес, наде этот проект нужно много денег. Сегодня их нет, но завтра, возможно, бюджеты будут совсем другие, и мы сможем оси- China Railway Construction Corporation Limited лить такое строительство. ясь на то, что в Липецке одобрят их концепцию, поручат строительство метро, и они компенсируют свои затраты. Однако в начале 2015 года руководство области отка ­ залось от помощи иностранцев и сосредоточилось на со ­ трудничестве с НИиПИ Генплана Москвы, имевшим опыт строительства метро в Подмосковье. Если бы институт спроектировал метро для Липецка, это была бы наземная скоростная трамвайная ветка с переходами на эстакады, по которой трамвай перемещался со скоростью 75-80 км/ч. Правда, хотя иностранцев и отстранили от разработ ­ ки концепции липецкого метро, никто не собирался отка ­ зываться от их денег. Китайские компании планировали принять участие в софинансировании строительства. Олег Королёв даже собирался поехать в Китай, чтобы там окон ­ чательно договориться с потенциальными инвесторами. Не все мечты сбываются Приступить к строительству метро в Липецке обещали в 2015-м, потом в 2016 году, но этого так и не случилось. Олег Королёв относился к идее метро с оптимизмом. В на ­ чале 2015 года он назначал сроки старта строительных ра ­ бот. Более рациональный Михаил Гулевский понимал, что в обозримом будущем метро в Липецке не появится. Он явно любил этот проект, не считал его утопией, но отдавал себе отчёт, что денег под него нет. — Это реальный проект, — говорил он примерно в те же дни, когда Королёв давал обещания начать строительство. — Мы ведь даже коридоры для надземного метро уже «про ­ стреляли». Вполне возможно, что лет через 10-15 липчане Текст: Виктор Унрау Фото из соцсетей I ii'-l 1 'i №111^ ■I И C 6 1*? .9 ■ -э * j j .. _ ___________________________________ Для метробуса выделяют специальную полосу на дороге, огораживают её с двух сторон и внутри этого пространства, I как в метрополитене, размещают остановочные павильоны с турникетами -------------------------------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz