Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 15 августа 2023 года № 32 (456) 320 ЛЕТ ЛИПЕЦКУ 13 транспортной артерии, огораживают её с двух сторон и внутри этого пространства, как в метрополитене, разме щают остановочные павильоны с турникетами и терми налами. Чтобы автобусы не попадали в пробки, работа светофоров рассчитывается так, что им всегда горит зе лёный свет. Метробусы работают, например, во многих городах Южной и Северной Америки и справляются с перевозками пассажиров не хуже метро. Главное преи мущество метробуса в том, настаивал Новиков, что он не требует огромных расходов на строительство надземных сооружений, тяговых подстанций и сетей. Со слов Нови кова известно, что его предложение рассматривалось где- то наверху, но оно, видимо, никого не заинтересовало. Люди, причастные к этому проекту, до самого конца так и не смогли определиться, какому варианту отдать предпочтение. В 2017 году, когда проект липецкого метро, можно сказать, уже собирался лечь на смертный одр, мэрия Липецка разместила заказ на разработку сравнительного технико-экономического обоснования развития рельсового транспорта в областном центре. — В рамках проекта, который стоит 55 миллионов объяснял тогда председатель городского де- рублей, партамента транспорта Александр Алынин, — мы хотим получить от разработчиков ответ, каким должен быть рельсовый транспорт в Липецке. Либо это будет скорост ной трамвай, либо монорельс. Откуда и куда пойдём? Ещё больше, чем вариантов метро, было вари антов с тем, откуда и куда прокладывать его линии. Сначала речь шла о том, что первая станция метро будет находиться в городе Романово, который тог да планировали построить в районе села Ленино, а последняя — на улице 9 Мая, у проходных НЛМК. В общей сложности это около 20 километров. Потом кто-то предложил протянуть ветку метро до Грязей и на ней построить станцию или несколько станций рядом с ОЭЗ «Липецк» — тогда на Соборной, 1, очень сильно на деялись, что зона даст региону 12-15 тысяч рабочих мест. Разработчиков интересовал пассажиропоток, который что содержание метрополитена должно быть экономиче мог бы окупить проект стоимостью не меньше 30 млрд ру блей. Именно по этой причине одну из веток метро решили тянуть в Грязи. По данным администрации Липецка, около 70% трудоспособных грязинцев работали тогда на пред приятиях Липецка, в том числе на НЛМК. По этой же при чине на каком-то этапе работы над проектом отказались тянуть линию в Романово. В самом деле, кто бы стал ездить с липецкой Рублёвки в центр города на трамвае? Романо во заменили новыми юго-западными микрорайонами, где живёт много рабочих НЛМК. Оптимизировав пассажиропотоки внутри Липецка и на грязинском направлении, разработчики пришли к обеску раживающим результатам: или билеты на проезд в метро будут очень дорогими, или не дождёшься, пока оно окупит ся. Тогда на Соборной согласились с предложением опутать линиями метрополитена всю область. Теоретически пасса жирами метро могли бы стать не 500-600 тысяч человек, проживающих в Липецке и его окрестностях, а целый мил лион жителей региона. I В 2017 году мэрия Липецка разместила заказ на разработку сравнительного технико-экономического обоснования развития рельсового транспорта в областном центре « ЛИПЕЦК ПОПАЛ В ПРОГРАММУ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ, КОТОРУЮ РАЗРАБОТАЛИ МИНТРАНС И ВСЕМИРНЫЙ БАНК » — Разработчики, которые предложили этот вариант, — рассказывает Владимир Тучков, бывший в то время началь ником областного управления строительства, — считали, ски выгодным, и предлагали увеличить пассажиропоток за счёт строительства линии метро в отдалённые районы области. Мы тоже не исключали такого развития событий, потому что охватить скоростным общественным транспор том всю область было экономически более целесообразно. Русские и иностранцы ломали голову над проектом Над проектом липецкого метро работали российские, китайские и немецкие разработчики. Из российских были ГК «Мортон» и ГАУ «НИиПИ Генплана Москвы», которое предлагало недорогой — всего за 20 млрд рублей — про ект скоростного трамвая. Из немецких метростроевцев будут с его помощью передвигаться по городу. Конечно, под Липецком интересовалась компания Siemens, а в Китае над концепцией липецкого метро работали сразу две ком пании и China International Fund Limited. Как вспоминает Влади мир Тучков, и российские, и иностранные компании де нег за проекты не получали — работали за интерес, наде этот проект нужно много денег. Сегодня их нет, но завтра, возможно, бюджеты будут совсем другие, и мы сможем оси- China Railway Construction Corporation Limited лить такое строительство. ясь на то, что в Липецке одобрят их концепцию, поручат строительство метро, и они компенсируют свои затраты. Однако в начале 2015 года руководство области отка залось от помощи иностранцев и сосредоточилось на со трудничестве с НИиПИ Генплана Москвы, имевшим опыт строительства метро в Подмосковье. Если бы институт спроектировал метро для Липецка, это была бы наземная скоростная трамвайная ветка с переходами на эстакады, по которой трамвай перемещался со скоростью 75-80 км/ч. Правда, хотя иностранцев и отстранили от разработ ки концепции липецкого метро, никто не собирался отка зываться от их денег. Китайские компании планировали принять участие в софинансировании строительства. Олег Королёв даже собирался поехать в Китай, чтобы там окон чательно договориться с потенциальными инвесторами. Не все мечты сбываются Приступить к строительству метро в Липецке обещали в 2015-м, потом в 2016 году, но этого так и не случилось. Олег Королёв относился к идее метро с оптимизмом. В на чале 2015 года он назначал сроки старта строительных ра бот. Более рациональный Михаил Гулевский понимал, что в обозримом будущем метро в Липецке не появится. Он явно любил этот проект, не считал его утопией, но отдавал себе отчёт, что денег под него нет. — Это реальный проект, — говорил он примерно в те же дни, когда Королёв давал обещания начать строительство. — Мы ведь даже коридоры для надземного метро уже «про стреляли». Вполне возможно, что лет через 10-15 липчане Текст: Виктор Унрау Фото из соцсетей I ii'-l 1 'i №111^ ■I И C 6 1*? .9 ■ -э * j j .. _ ___________________________________ Для метробуса выделяют специальную полосу на дороге, огораживают её с двух сторон и внутри этого пространства, I как в метрополитене, размещают остановочные павильоны с турникетами -------------------------------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz