Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

14 АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР №30 (454) 1 августа 2023 года « I Уже 26 сентября театр будет ждать зрителей ,* uSS- 1 на открытие 103-го сезона и 39-й фестиваль «Липецкие театральные встречи На капитальный ремонт из областного бюджета выделили 76,6 млн рублей. Заменят __ кровлю, систему отопления, отремонтируют фойе, сделают архитектурную подсветку здания По QR -коду можно посмотреть видео, как сграффито выглядит сейчас — до реконструкции. фито. Нет практически ни одной фигуры на панно, которая бы не была «ранена». В роли пуль когда-то выступили свёрла и саморезы. Убитым лежит рыцарь, ко ­ торого не спасли даже доспехи. У пре ­ красной барышни ранены шея и нога: она пала на колени, запрокинув голову, её удерживает возлюбленный. С левого торца стены в воинственной позе, гото ­ вый защищаться, замер японец в кимоно и гэта (деревянных сандалиях). Но его, Эксперт отмечает, что состояние подобно самурайскому мечу, рассекает сграффито на удивление хорошее. Панно с головы до пят электропровод. Рядом будут реконструировать: то есть восста- — полностью повреждённое место панно с электрощитовым шкафом. Такая вот СГРАФФИТО БУДУТ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ: ТО ЕСТЬ ВОССТАНОВЯТ ПОВРЕЖДЁННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СКРОЮТ МЕСТА, НЕ ПОДДАЮЩИЕСЯ РЕМОНТУ, ЭСТЕТИЧНЫМИ ПЛИНТУСАМИ » в первом отделении спектакля, а когда возвращаются в зал, якобы выпадают из процесса. Пахомов даже хотел наглухо за ­ ложить кирпичом эти огромные окна. Все архитекторы возражали категорически, и Бубнов тоже был против. Тогда режис ­ сёр закрыл окна плотными светонепро ­ ницаемыми шторами». Почему Пахомов решил убрать сграффи- была бойня не на жизнь, а на смерть. Но то, неизвестно, но, видимо, и оно, по мне- они — герои Эдельштейна — всё равно нию режиссёра, отвлекало зрителя. Поэто- живы! И ведь будут жить! му вот так один художник обидел другого художника, перетянув зрительское одеяло Реконструкция/реставрация на себя. Но повторюсь: этично ли обижаться После обнаружения сграффито управле- сегодня на Владимира Пахомова, который ние культуры и туризма Липецкой области в непростых условиях своими подчас пре ­ дельно жёсткими решениями вывел липец ­ кий театр на высокий уровень? новят повреждённые элементы, скроют места, не поддающиеся ремонту, эстетич ­ ными плинтусами. — К сожалению, эскизов Эдельштейна сается и техники сграффито, которую он уже около пяти лет успешно вводит, к примеру, в храмовую архитектуру. — Мне сразу полюбилась техника сграф ­ фито за свою лаконичность, — делится ху ­ дожник. — Удивительно, когда при нали ­ чии такого малого спектра выразительных не сохранилось, поэтому будем работать средств получаются такие мощные образы. на месте с тем, что есть в театре, — отме ­ тил Денис Губарев. бы непомерно дорогостоящей с учётом всех обстоятельств. Восстанавливать сграффито будут ученики Губарева: начнут Анна Ивашки ­ на и Валерия Трефилова, позже присое- всегдашний под неукоснитель ­ ным руководством учителя. с восстановленным сграф- Как на поле боя В театре я побывала 12 июля. Пока здесь как на поле боя — масштабный ре ­ монт, особенно начальные его этапы, ча ­ сто сравнивают с военными действиями. Полностью разобраны стеклянные витра ­ жи, части стен, всё в строительных лесах. Впечатление смертельной схватки увлечённого именно техникой сграффито, у меня сложилось и от лицезрения сграф- связалось с Денисом Губаревым, чтобы он дал экспертную оценку состоянию панно. Для художника-монументалиста это мож ­ но назвать воплощением в жизнь заветной динится Игорь Проценко мечты: он давно грезил о высвобождении помощник Губарева на волю панно и его восстановлении. — Я очень благодарен управлению куль ­ туры за то, что обратились ко мне, — расска ­ зал Денис Губарев. и как для художника в области монумен ­ тального искусства, и как для специалиста, и как для липчанина, конечно же. Возвращение Для меня это важно монументального искусства Денис Губарев уверен, что советское монументальное искусство сегодня абсо ­ лютно неоправданно ушло на задворки и страдает от недооценённости. Это ка- К счастью, всё мощнее становится информа- Реставрация была ционный фон в защиту сграффито: это кра ­ сиво и может работать в любой архитектуре, как исторической, так и современной. Липецк вскоре станет ярким тому примером фито на 200 кв. м. 103-й театральный сезон театра Толсто ­ го начнётся с 39-го фестиваля «Липецкие театральные встречи». 26 сентября его от ­ крывают опера «Алеко» и 2-я симфония в исполнении Государственного академиче ­ ского Большого театра России. Текст: Елена Мамцева Фото: ОКУ «ГАЛО», автора и из архива театра Толстого КАМЕРНАЯ СЦЕНА Малая сцена в театре особенная. Камерная и загадочная. Возможно, не все помнят, но и здесь есть своя «сграффитовая» тайна — ещё одно панно Эдельштейна. Часть его можно увидеть на архивном фото 1990 года Государственного архива Липецкой области. На сграффито элементы артистической гримёрной: парики, профиль в зеркале, подсвечник. Сейчас всё это густо забелено. Когда, кем, по чьему решению? Уже и не вспомнить. Но техника «процарапывания» сохранила силуэты. И если люди и животные на панно в фойе жестоко «расстреляны» дрелями и саморезами, то неодушевлённые изображения сграффито малой сцены целы. Но восстановлением этого панно сейчас заниматься не будут. Его бережно прикроют, без повреждений. Саму же малую сцену полностью переделают. Она станет трансформером — посадочные места можно будет убрать и проводить мастер-классы, творческие вечера, камерные спектакли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz