Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 августа 2023 года № 30 (454) АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 13 это двухслойное сграф Липецкий театральный зритель многим обязан Владимиру Пахомову, но любителям монументального искусства есть в чём упрекнуть режиссёра Для оценки сохранности сграффито «Сценические герои» приезжал преподаватель МГХПУ имени Строганова Денис Губарев. Он и будет руководить реконструкцией панно Провокация на движение Денис Губарев его прекрасно помнил и надеялся, что где-то там — под слоями отделки — панно сохранилось и его можно будет высвободить и восстановить. — Эдельштейн великолепно решил пространствен ную задачу, — рассказывает художник, — панно смотрится и с улицы, работая как фасадное произведение искусства, и в интерьере. Композиция сграффито построена таким образом, что провоцирует зрителя на движение. Заинтере совываешься панно с улицы, движешься по лестнице. У са мого произведения тоже нельзя остановиться: ты видишь один сюжет, второй, третий. Один в другой перетекает и ведёт за собой дальше и дальше. Липецкое театральное панно — фито с фресковой подпиской. — Непосредственно сграффито выполнено двумя слоя ми: оранжевым и светлым. И по обоим слоям фреской на несён чёрный цвет, — поясняет Денис Губарев. — Местами она инкрустирована. Там, где нужно было сделать чёрный плотнее. Инкрустация фрески — это вообще очень необыч но. Я раньше о такой экспериментальной технике читал только в книгах. Обратный эффект Главная беда липецкого сграффито в том, что его обнов лением занимались не вполне компетентные лица. Из-за этого во многом утеряна вся суть техники с разнообразно стью фактур. — Всё густо закрашено краской. Надо отметить, что это беда не только липецкого сграффито. Это в принципе по стране повсеместно, — сетует Губарев. К примеру, он припомнил сграффито, выполненное по эскизам Фаворского на жилом доме Наркомлеса и Большом театре в Москве. Изначальные цвета панно — тёмно-крас ный и серый. Последний перекрасили в зелёный. Но разве требует произведение искусства одного художника таких «улучшений» другим? — Константин Витальевич хотел в Липецке добиться следующего эффекта: людской поток, поднимающийся по театральной лестнице на улице, не останавливается, а про должает виражировать уже внутри театра, — комментирует Денис Губарев. — Ремонт конца 1990-х, когда окна закрыли шторами, а затем скрыли и сграффито, полностью убил эту идею. Наоборот, появилось стремление каждого остано вить, усадить за лавки пить чай, занавесившись ото всех. » Забытые на 25 лет В апреле в театр зашли строители, которые занялись полномасштабным ремонтом. В начале июня они добра лись до фойе второго этажа. Убрали обшивку, и на волю вы рвались герои панно Эдельштейна, забытые на 25 лет. — Я прекрасно помню это сграффито, — делится заме ститель директора и актёр театра Максим Заврин. — Я при шёл в театр, когда мне было 18, и застал второй этаж с этим панно. Думаю, мы не обращали на него особенного внима ния, воспринимали как должное. На стыке столетий театр логично подошёл ко времени перемен. Руководство решило, что облик зрительской части театра должен быть иным, чтобы быть в гармонии с новой эпохой. Обновлённое здание действительно выглядело ПОДАРОК К 70-ЛЕТИЮ ОБЛАСТИ Ирина Кремнёва, начальник управления культуры и туризма Липецкой области: — Дизайнеры вписали найденную на стене театра роспись в новый проект второго этажа с учётом рекомендаций эксперта по сграффито Дениса Губарева. Это будет реконструкция сграффито, поэтому в сроки ремонта подрядчик укладывается. После ремонта здание театра вновь обретёт свой первоначальный облик по задумке советского архитектора Марка Бубнова. Это будет подарок липчанам и гостям региона к 70-летию Липецкой области. в духе начала 2000-х: новаторски, стильно. Теперешний ре монт преследует похожую цель, но его проводят бережнее к истории театра. — Когда панно на стене второго этажа увидели дизай неры, они буквально «запищали» от восторга, — вспоми нает заместитель директора, пресс-секретарь Липецкого государственного академического театра драмы имени Толстого Елена Борисова. — Инициировали корректировку проекта, чтобы суметь вписать в новую концепцию старое сграффито. Сейчас уже в голове не укладывается: как же так вышло, что панно «замуровали»? Настоящее произведение искус ства видного мастера, энциклопедичный образец советско го сграффито хладнокровно и отнюдь не бережно скрыли от глаз. Театр в это время жил, двигался, но по-другому. Ведь то самое движение, задуманное архитекторами и художни ками-монументалистами, из театра ушло. С 2000-х липец кий зритель попадал в «тёмную глухую коробку» с «хлебом и зрелищами»: ешь и смотри — не отвлекайся. С другой стороны, спустя почти четверть века нам легко вот так давать жёсткие оценки тому решению по измене нию интерьера, которое принял художественный руководи тель театра Владимир Пахомов. « РЕМОНТ КОНЦА 1990-Х, КОГДА ОКНА ЗАКРЫЛИ ШТОРАМИ, А ЗАТЕМ СКРЫЛИ И СГРАФФИТО, ПОЛНОСТЬЮ УБИЛ ЭТУ ИДЕЮ. НАОБОРОТ, ПОЯВИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВСЕХ ОСТАНОВИТЬ Решение Пахомова Владимир Михайлович приехал в Липецк в 1977 году. По воспоминаниям его вдовы народной артистки России Ольги Пахомовой (Овчинниковой), в его первый рабочий день на сцене шёл спектакль. Декорации выставлены, ак тёры загримированы, а зал пуст... Директор тогда сказал Пахомову: «Пусть работают». Владимир Михайлович хотел тут же уехать, но остался. На 30 лет. Он сумел изменить те атр, да и липчан. Помог зародиться в Липецке театральной культуре. Настоящей. Не для галочки. Конечно, не все его решения всем нравились. Но сколь- кого Пахомов сумел добиться благодаря им? Не для себя, а для театра, для артистов, для зрителя, для города. В 1981 году театру присвоили имя Льва Толстого. Это единствен ный в России театр, который носит имя великого писателя. В 1994-м театр получил статус государственного академи ческого. Почётный архитектор России Сергей Сошников в сво ём интервью обозревателю нашей газеты Виктору Унрау (см. № 22 от 7 июня 2021 года) вспоминал: «Пахомова смущало, что люди, выходя в антракте в фойе, смотрят через огромные витражи на город и забывают, что было Окончание на 14 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz