Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 августа 2023 года № 30 (454) АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 13 это двухслойное сграф Липецкий театральный зритель многим обязан Владимиру Пахомову, но любителям монументального искусства есть в чём упрекнуть режиссёра Для оценки сохранности сграффито «Сценические герои» приезжал преподаватель МГХПУ имени Строганова Денис Губарев. Он и будет руководить реконструкцией панно Провокация на движение Денис Губарев его прекрасно помнил и надеялся, что где-то там — под слоями отделки — панно сохранилось и его можно будет высвободить и восстановить. — Эдельштейн великолепно решил пространствен ­ ную задачу, — рассказывает художник, — панно смотрится и с улицы, работая как фасадное произведение искусства, и в интерьере. Композиция сграффито построена таким образом, что провоцирует зрителя на движение. Заинтере ­ совываешься панно с улицы, движешься по лестнице. У са ­ мого произведения тоже нельзя остановиться: ты видишь один сюжет, второй, третий. Один в другой перетекает и ведёт за собой дальше и дальше. Липецкое театральное панно — фито с фресковой подпиской. — Непосредственно сграффито выполнено двумя слоя ­ ми: оранжевым и светлым. И по обоим слоям фреской на ­ несён чёрный цвет, — поясняет Денис Губарев. — Местами она инкрустирована. Там, где нужно было сделать чёрный плотнее. Инкрустация фрески — это вообще очень необыч ­ но. Я раньше о такой экспериментальной технике читал только в книгах. Обратный эффект Главная беда липецкого сграффито в том, что его обнов ­ лением занимались не вполне компетентные лица. Из-за этого во многом утеряна вся суть техники с разнообразно ­ стью фактур. — Всё густо закрашено краской. Надо отметить, что это беда не только липецкого сграффито. Это в принципе по стране повсеместно, — сетует Губарев. К примеру, он припомнил сграффито, выполненное по эскизам Фаворского на жилом доме Наркомлеса и Большом театре в Москве. Изначальные цвета панно — тёмно-крас ­ ный и серый. Последний перекрасили в зелёный. Но разве требует произведение искусства одного художника таких «улучшений» другим? — Константин Витальевич хотел в Липецке добиться следующего эффекта: людской поток, поднимающийся по театральной лестнице на улице, не останавливается, а про ­ должает виражировать уже внутри театра, — комментирует Денис Губарев. — Ремонт конца 1990-х, когда окна закрыли шторами, а затем скрыли и сграффито, полностью убил эту идею. Наоборот, появилось стремление каждого остано ­ вить, усадить за лавки пить чай, занавесившись ото всех. » Забытые на 25 лет В апреле в театр зашли строители, которые занялись полномасштабным ремонтом. В начале июня они добра ­ лись до фойе второго этажа. Убрали обшивку, и на волю вы ­ рвались герои панно Эдельштейна, забытые на 25 лет. — Я прекрасно помню это сграффито, — делится заме ­ ститель директора и актёр театра Максим Заврин. — Я при ­ шёл в театр, когда мне было 18, и застал второй этаж с этим панно. Думаю, мы не обращали на него особенного внима ­ ния, воспринимали как должное. На стыке столетий театр логично подошёл ко времени перемен. Руководство решило, что облик зрительской части театра должен быть иным, чтобы быть в гармонии с новой эпохой. Обновлённое здание действительно выглядело ПОДАРОК К 70-ЛЕТИЮ ОБЛАСТИ Ирина Кремнёва, начальник управления культуры и туризма Липецкой области: — Дизайнеры вписали найденную на стене театра роспись в новый проект второго этажа с учётом рекомендаций эксперта по сграффито Дениса Губарева. Это будет реконструкция сграффито, поэтому в сроки ремонта подрядчик укладывается. После ремонта здание театра вновь обретёт свой первоначальный облик по задумке советского архитектора Марка Бубнова. Это будет подарок липчанам и гостям региона к 70-летию Липецкой области. в духе начала 2000-х: новаторски, стильно. Теперешний ре ­ монт преследует похожую цель, но его проводят бережнее к истории театра. — Когда панно на стене второго этажа увидели дизай ­ неры, они буквально «запищали» от восторга, — вспоми ­ нает заместитель директора, пресс-секретарь Липецкого государственного академического театра драмы имени Толстого Елена Борисова. — Инициировали корректировку проекта, чтобы суметь вписать в новую концепцию старое сграффито. Сейчас уже в голове не укладывается: как же так вышло, что панно «замуровали»? Настоящее произведение искус ­ ства видного мастера, энциклопедичный образец советско ­ го сграффито хладнокровно и отнюдь не бережно скрыли от глаз. Театр в это время жил, двигался, но по-другому. Ведь то самое движение, задуманное архитекторами и художни ­ ками-монументалистами, из театра ушло. С 2000-х липец ­ кий зритель попадал в «тёмную глухую коробку» с «хлебом и зрелищами»: ешь и смотри — не отвлекайся. С другой стороны, спустя почти четверть века нам легко вот так давать жёсткие оценки тому решению по измене ­ нию интерьера, которое принял художественный руководи ­ тель театра Владимир Пахомов. « РЕМОНТ КОНЦА 1990-Х, КОГДА ОКНА ЗАКРЫЛИ ШТОРАМИ, А ЗАТЕМ СКРЫЛИ И СГРАФФИТО, ПОЛНОСТЬЮ УБИЛ ЭТУ ИДЕЮ. НАОБОРОТ, ПОЯВИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВСЕХ ОСТАНОВИТЬ Решение Пахомова Владимир Михайлович приехал в Липецк в 1977 году. По воспоминаниям его вдовы народной артистки России Ольги Пахомовой (Овчинниковой), в его первый рабочий день на сцене шёл спектакль. Декорации выставлены, ак ­ тёры загримированы, а зал пуст... Директор тогда сказал Пахомову: «Пусть работают». Владимир Михайлович хотел тут же уехать, но остался. На 30 лет. Он сумел изменить те ­ атр, да и липчан. Помог зародиться в Липецке театральной культуре. Настоящей. Не для галочки. Конечно, не все его решения всем нравились. Но сколь- кого Пахомов сумел добиться благодаря им? Не для себя, а для театра, для артистов, для зрителя, для города. В 1981 году театру присвоили имя Льва Толстого. Это единствен ­ ный в России театр, который носит имя великого писателя. В 1994-м театр получил статус государственного академи ­ ческого. Почётный архитектор России Сергей Сошников в сво ­ ём интервью обозревателю нашей газеты Виктору Унрау (см. № 22 от 7 июня 2021 года) вспоминал: «Пахомова смущало, что люди, выходя в антракте в фойе, смотрят через огромные витражи на город и забывают, что было Окончание на 14 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz