Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
12 АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 30 (454) 1 августа 2023 года КУЛЬТУРНАЯ АМНИСТИЯ К открытию 103-го сезона театру Толстого вернут первоначальный облик, задуманный советскими архитекторами Т еатр Толстого не даёт спектаклей без малого три месяца из-за капитально го ремонта здания. Но это только на первый взгляд: ведь горожане стали свиде телями самого настоящего представления в духе «театра абсурда», когда строители обнажили стены второго этажа, многие, те, у кого на слуху прежде было только слово «граффити», впервые встретились с терми ном «сграффито». Но обо всём по порядку. 3k,. S Йй 6L' i I у, 1,1 i '1-Й ( .f ' I , Рождение визитной карточки г Своим большим и узнаваемым зданием t тогда ещё областной театр драмы: обзавёлся I только в 1968 году. До этого он долгое вре- I мя ютился в бывшем здании курзала Ли пецкого курорта на площади Карла Маркса. Тот был слабо приспособлен под театраль ные цели: ни тебе рампы: (осветительного устройства), ни арьерсцены (задней части _ сцены для декораций), ни трюма для сце- | нических механизмов. Масштабную стройку развернули не | где-нибудь, а на Красной площади. Здание тут же стало одной из визитных карточек | города и является ею до сих пор, а площадь | переименовали — в Театральную. Корре спондент газеты «Ленинец» Чернышов пи шет в № 134 от 7 ноября 1968 года: «Первое, что поражает, — это размеры здания, изящ ность внутренней отделки, стенная роспись, где воедино слились простота, лаконизм, современность». Это был первый культур ный проект архитектора Марка Бубнова, позднее он получит Госпремию и звание «Заслуженный архитектор РСФСР». Q: Большое здание для областного театра построили не где-нибудь, а на Красной площади, которую позднее переименовали в Театральную I J ва I, Ь ” '*' :ef^ "" Театр Толстого стал первым культурным L проектом для архитектора Марка Бубнова! Константин Эдельштейн (крайний справа) JlBIlfcwiiHi с коллегами-художниками в липецком театре на фоне своего сграффито Ill ™Q. № -Ci :5| Sj @l Ш L I новоезданиетеатравлипецкепостроиливрекорднокороткиесроки — l ? за 27 месяцев. В 19б8 году его признали лучшим культурным объектом СССР Н Липе пост в рекор кор т с L « ЭДЕЛЬШТЕЙН ВЕЛИКОЛЕПНО РЕШИЛ ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ: ПАННО СМОТРИТСЯ И С УЛИЦЫ, И В ИНТЕРЬЕРЕ. КОМПОЗИЦИЯ ПОСТРОЕНА ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ПРОВОЦИРУЕТ ЗРИТЕЛЯ НА ДВИЖЕНИЕ Этот метод использовали в эпоху Возрожде ния, а в СССР он получил новый виток попу- Забытый художник забытого искусства Марк Бубнов — не единственный творец, которому липчане обязаны жемчужиной городской архитектуры. Над внутренней отделкой театра, ставшей его изюминкой, трудилась бригада Московского художе ственного фонда под руководством Кон стантина Эдельштейна. Художник-мону менталист вместе с коллегами отобразил лярности в 1960-е, когда в архитектуре ца- в фойе второго этажа историю развития театра от драматургии «плаща и шпаги» Карло Гольдони до «Оптимистической тра гедии» Всеволода Вишневского. В технике «сграффито». Что в буквальном переводе с итальянского означает «процарапывание». заслуженно забыто, хотя его картины хра нятся в Третьяковке и Пушкинском музее. «Сграффитчики» XXI века Об Эдельштейне и его работах мы по говорили с художником и преподавате лем МГХПУ имени Строганова Денисом Губаревым. Он с детства жил в Липецке и получил первое художественное обра зование в нашем педагогическом инсти туте. Продолжил обучение в столичной Строгановке уже по более узкой специ альности «монументально-декоративная живопись». Главными столпами этого ис кусства, тесно связанного с архитектурой и окружающей средой, липчанин называ ет Владимира Фаворского и Бориса Чер нышёва. Они вместе начинали работать со сграффито и привлекали своих учени ков, среди которых был и безусловный мастер Константин Эдельштейн. Эдельштейн оформлял ряд павиль онов на ВДНХ, ресторан «Прага», Цен тральный стадион имени Ленина в Мо скве и Дворец пионеров в Калинине (ныне Константина Эдельштейна не знает даже вездесущая «Википедия». Он был худож ником знаковым и знаменитым, но в кругу рил модернизм. Со временем сграффито у художников. Для широких масс его имя не- нас позабыли-позабросили на долгие годы. В газете «Ленинское знамя» от 3 ноября 1968 года сохранилось фото с Эдельштей- Для современных же художников Эдель- Тверь). Липецкое театральное сграффито ном в липецком театре. Найти прилично- штейн — безусловный корифей монумен- мастера казалось утерянным. го качества портрет в Сети не вышло. Имя тального искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz