Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 25 июля 2023 года № 29 (453) НАШИ ЛЮДИ 21 ное явление, когда музыкант мирового масштаба не переехал в столицу, а остал- ; ся в провинции. Есть ребята и в Архан гельске. Все они создали плотную среду в своих городах и сумели привлечь к ней ' гастрольные маршруты. Мы можем воспитать плеяду слушате лей, но многое зависит от быта: что люди 1 играют в ресторанах, какая музыка сопро вождает их вечеринки, застолья, корпора тивы. Какая потребность? Любая художе ственная сфера должна иметь фундамент, как правило, это быт. У нас нет джаз-кафе, клубов, в которые люди приходят именно на джазовую музыку. В Липецке нет это го фундамента. Сложится? Не факт. Хотя есть молодые ребята, концерты играются. Это длительный процесс, возможно, он увенчается успехом. I I Л йй I № 2i W «6 — Можно ли сформулировать по нятие «липецкий джаз»? — Не скажу, что у нас есть что-то свое образное, что отличало бы от любого другого города. Могу сказать, что Лео нид Винцкевич своеобразен не только в России, но и в мире. Карина Кожевни кова из Воронежа, гастролирующая по всему миру, тоже нечто особенное по сво ему уровню, дарованию. В Липецке по добного нет. «1 :Джазовая провинция» в Липецке, 1998 год нормы лексики, морфологии, орфоэпии, но при этом не уметь говорить. Язык — это наработка приёмов, типовых, ситуа тивных фраз, умение вести диалог. То же самое в импровизации — это длительный процесс закладывания наработанных схем. Чем больше заложишь информа ции, тем продуктивнее результат. Джаз — это интеллектуальная музыка. В отличие от академической музыки в нём приняты более простые формы, а степень обобще ния действительности более сиюминут на, так как джазовая импровизация — это реакция на то, что происходит сейчас, и каждый раз она новая. « Подготовка к восприятию — Вы сказали, что джаз — музыка сложная по исполнению, воспри ятию. Может, это и есть тот самый нюанс, из-за которого в Липецке не так много людей его слушают? — Это вопрос не только для Липецка. Любая хорошая, крепкая музыка требу ет подготовки для восприятия. Нельзя после сказки, былины перейти к Тол стому, Драйзеру, Гессе. Не получится. Из «Страны птиц» Нужно пройти путь роста: интеллекту ального, художественного, культурного, музыкального. Нужно от колыбельных прослушать целый пласт музыкальных произведений: академических, классиче ских, современных. Чем больше слуша ешь, тем шире для тебя мир искусства, больше открывается глубин. Это путь познания, порой он непрост. ЛЮБАЯ ХОРОШАЯ, КРЕПКАЯ МУЗЫКА ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. НУЖНО ПРОЙТИ ПУТЬ РОСТА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, КУЛЬТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО » дил крупные концерты на больших пло щадках города. Не могу сказать, что были аншлаги. Они пришли позже. Были и другие фестивали, на которых для себя сделал много открытий, когда заворожённо слушал, например, сканди навов, швейцарцев. в «Джазовую провинцию» — Став солистом Липецкой филар монии, вы создали свою джазовую программу «В стране птиц». Она ста ла шагом в «Джазовую провинцию»? — Дело в том, что, когда я приехал, ни чего подобного в Липецке не было. Джа зовые концерты устраивались очень ред ко. Во-первых, некому было их устраивать, во-вторых, тогда филармония не была та — Есть на этих ступенях что-то кой камерной концертной организацией, выше джаза? — Джаз находится на высших ступе нях по сложности, необходимости много гранной подготовки. Просто читать ноты не получится. Сопоставлю с лингвисти кой: есть язык, а есть речь. Можно знать — Вместе с цией»™ — В этом году будет фестиваль? — В 1994 году я пригласил на кон- — Не знаю. Боюсь, что вряд ли. церт Леонида Винцкевича и Саарсалу У фестиваля никогда не было государ- Лембита. Потом я приезжал в Курск. Так ственного финансирования, он всегда родилась мысль сделать передвижной существовал за счёт билетов, помощи фестиваль. В лучшие годы «Джазовая провинция» объезжала 20 городов Рос сии. В 2020 году пандемия поломала всю систему. «Джазовой провин- местных властей и меценатов. как сейчас. Она была одной из организа ций, которая могла устраивать концерты популярных звёзд. И её более интересова ли выступления Магомаева и Ротару, чем джазовый вечер. Мне дали возможность этим заняться, и раза три в год я прово- — Можете выделить лучший се зон? и» ! I Игорь Верещагин и джазмен Сергей Манукян EF йиШ __ . ____ А на юбилейном концерте к 50-летию липецкого музыканта, 2013 год -.*Х I 1 I- "т i! ■1 Мечты из «тумбочки» — К вопросу об открытиях. В Доме музыки у вас есть свой «ЛИД-про ект». В его рамках вы выходили в качестве органиста. Какие-то ещё — Могу. Они были не все ровные по открытия были сделаны? своему составу, не все удачные по своей организации, ведь финансовая состав ляющая менялась. В 1998-м фестиваль прошёл под эгидой одной крупной ком пании. Был затяжной, непростой тур с большим количеством городов. В 2008 м приезжали мегазвёзды — джаз-квартет New York Voices, в 2010-м — саксофонист Эрик Мариенталь, в 2012-м нист Билл Эванс. Я не мог даже мечтать, что с такими людьми буду стоять рядом. — Конечно. Были произведения, ко торые раньше не знал, но главное — те мысли, идеи, желания, которые долго складывал в «тумбочку», исполнил. Чем и сейчас занимаюсь. Сделал аранжиров ки к ряду пьес. Также, к примеру, была хорошая программа, посвящённая па мяти Шарля Азнавура. Исполнили его саксофо- произведения с органом, струнным ор кестром, вокальными ансамблями, соли стами. Хотелось бы к его столетию через год подготовить интересный проект. ВЫБОР ГЕРОЯ • Любимый фильм — «Новый кинотеатр Парадизо» (16+) Торнаторе (полная версия). • Любимая книга — «Мастер и Маргарита» (16+) Булгакова. • Любимые исполнители — гитарист Пет Метени, пианист Кит Джарретт. — Игорь Фёдорович, у вас недав но был день рождения, подводили какие-то итоги? — Итоги — это когда чего-то достиг или что-то закончилось. У меня вроде пока ничего не закончилось. Раньше в 60 лет у людей наступала пенсия — это был этап (улыбается). Мне ещё рано. Всё про должается как было. • Композитор — Гия Канчели. Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин и из архива героя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz