Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 25 июля 2023 года № 29 (453) НАШИ ЛЮДИ 21 ное явление, когда музыкант мирового масштаба не переехал в столицу, а остал- ; ся в провинции. Есть ребята и в Архан ­ гельске. Все они создали плотную среду в своих городах и сумели привлечь к ней ' гастрольные маршруты. Мы можем воспитать плеяду слушате ­ лей, но многое зависит от быта: что люди 1 играют в ресторанах, какая музыка сопро ­ вождает их вечеринки, застолья, корпора ­ тивы. Какая потребность? Любая художе ­ ственная сфера должна иметь фундамент, как правило, это быт. У нас нет джаз-кафе, клубов, в которые люди приходят именно на джазовую музыку. В Липецке нет это ­ го фундамента. Сложится? Не факт. Хотя есть молодые ребята, концерты играются. Это длительный процесс, возможно, он увенчается успехом. I I Л йй I № 2i W «6 — Можно ли сформулировать по ­ нятие «липецкий джаз»? — Не скажу, что у нас есть что-то свое ­ образное, что отличало бы от любого другого города. Могу сказать, что Лео ­ нид Винцкевич своеобразен не только в России, но и в мире. Карина Кожевни ­ кова из Воронежа, гастролирующая по всему миру, тоже нечто особенное по сво ­ ему уровню, дарованию. В Липецке по ­ добного нет. «1 :Джазовая провинция» в Липецке, 1998 год нормы лексики, морфологии, орфоэпии, но при этом не уметь говорить. Язык — это наработка приёмов, типовых, ситуа ­ тивных фраз, умение вести диалог. То же самое в импровизации — это длительный процесс закладывания наработанных схем. Чем больше заложишь информа ­ ции, тем продуктивнее результат. Джаз — это интеллектуальная музыка. В отличие от академической музыки в нём приняты более простые формы, а степень обобще ­ ния действительности более сиюминут ­ на, так как джазовая импровизация — это реакция на то, что происходит сейчас, и каждый раз она новая. « Подготовка к восприятию — Вы сказали, что джаз — музыка сложная по исполнению, воспри ­ ятию. Может, это и есть тот самый нюанс, из-за которого в Липецке не так много людей его слушают? — Это вопрос не только для Липецка. Любая хорошая, крепкая музыка требу ­ ет подготовки для восприятия. Нельзя после сказки, былины перейти к Тол ­ стому, Драйзеру, Гессе. Не получится. Из «Страны птиц» Нужно пройти путь роста: интеллекту ­ ального, художественного, культурного, музыкального. Нужно от колыбельных прослушать целый пласт музыкальных произведений: академических, классиче ­ ских, современных. Чем больше слуша ­ ешь, тем шире для тебя мир искусства, больше открывается глубин. Это путь познания, порой он непрост. ЛЮБАЯ ХОРОШАЯ, КРЕПКАЯ МУЗЫКА ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. НУЖНО ПРОЙТИ ПУТЬ РОСТА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, КУЛЬТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО » дил крупные концерты на больших пло ­ щадках города. Не могу сказать, что были аншлаги. Они пришли позже. Были и другие фестивали, на которых для себя сделал много открытий, когда заворожённо слушал, например, сканди ­ навов, швейцарцев. в «Джазовую провинцию» — Став солистом Липецкой филар ­ монии, вы создали свою джазовую программу «В стране птиц». Она ста ­ ла шагом в «Джазовую провинцию»? — Дело в том, что, когда я приехал, ни ­ чего подобного в Липецке не было. Джа ­ зовые концерты устраивались очень ред ­ ко. Во-первых, некому было их устраивать, во-вторых, тогда филармония не была та ­ — Есть на этих ступенях что-то кой камерной концертной организацией, выше джаза? — Джаз находится на высших ступе ­ нях по сложности, необходимости много ­ гранной подготовки. Просто читать ноты не получится. Сопоставлю с лингвисти ­ кой: есть язык, а есть речь. Можно знать — Вместе с цией»™ — В этом году будет фестиваль? — В 1994 году я пригласил на кон- — Не знаю. Боюсь, что вряд ли. церт Леонида Винцкевича и Саарсалу У фестиваля никогда не было государ- Лембита. Потом я приезжал в Курск. Так ственного финансирования, он всегда родилась мысль сделать передвижной существовал за счёт билетов, помощи фестиваль. В лучшие годы «Джазовая провинция» объезжала 20 городов Рос ­ сии. В 2020 году пандемия поломала всю систему. «Джазовой провин- местных властей и меценатов. как сейчас. Она была одной из организа ­ ций, которая могла устраивать концерты популярных звёзд. И её более интересова ­ ли выступления Магомаева и Ротару, чем джазовый вечер. Мне дали возможность этим заняться, и раза три в год я прово- — Можете выделить лучший се ­ зон? и» ! I Игорь Верещагин и джазмен Сергей Манукян EF йиШ __ . ____ А на юбилейном концерте к 50-летию липецкого музыканта, 2013 год -.*Х I 1 I- "т i! ■1 Мечты из «тумбочки» — К вопросу об открытиях. В Доме музыки у вас есть свой «ЛИД-про ­ ект». В его рамках вы выходили в качестве органиста. Какие-то ещё — Могу. Они были не все ровные по открытия были сделаны? своему составу, не все удачные по своей организации, ведь финансовая состав ­ ляющая менялась. В 1998-м фестиваль прошёл под эгидой одной крупной ком ­ пании. Был затяжной, непростой тур с большим количеством городов. В 2008 ­ м приезжали мегазвёзды — джаз-квартет New York Voices, в 2010-м — саксофонист Эрик Мариенталь, в 2012-м нист Билл Эванс. Я не мог даже мечтать, что с такими людьми буду стоять рядом. — Конечно. Были произведения, ко ­ торые раньше не знал, но главное — те мысли, идеи, желания, которые долго складывал в «тумбочку», исполнил. Чем и сейчас занимаюсь. Сделал аранжиров ­ ки к ряду пьес. Также, к примеру, была хорошая программа, посвящённая па ­ мяти Шарля Азнавура. Исполнили его саксофо- произведения с органом, струнным ор ­ кестром, вокальными ансамблями, соли ­ стами. Хотелось бы к его столетию через год подготовить интересный проект. ВЫБОР ГЕРОЯ • Любимый фильм — «Новый кинотеатр Парадизо» (16+) Торнаторе (полная версия). • Любимая книга — «Мастер и Маргарита» (16+) Булгакова. • Любимые исполнители — гитарист Пет Метени, пианист Кит Джарретт. — Игорь Фёдорович, у вас недав ­ но был день рождения, подводили какие-то итоги? — Итоги — это когда чего-то достиг или что-то закончилось. У меня вроде пока ничего не закончилось. Раньше в 60 лет у людей наступала пенсия — это был этап (улыбается). Мне ещё рано. Всё про ­ должается как было. • Композитор — Гия Канчели. Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин и из архива героя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz