Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 24 января 2023 года № 03 (427) ТЕМА НЕДЕЛИ 17 вание: несколько мешковатый костюм серого цвета, пе рехваченный поясом с пряжкой. На голове обязательно должна быть фуражка. Форма девочек напоминала дореволюционную: строгое коричневое платье, сатиновый фартук, тёмные манжеты. Образ советской школьницы дополнялся тёмными лентами в косах. В праздники надевали бе лый фартук и вплетали белые ленты в волосы. Позже, в 1950-е, появились и белые манжеты. Новый стандарт Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась более свободной. В 1973 году ввели новый стандарт: брючный полушерстяной костюм синего цвета — старшеклассникам, а младшим школьникам — брюки и куртку. Девочки младших и средних классов, вплоть до 8-го, носили по-прежнему кашемировое коричневое платье и чёрный фартук, а белый передник надевали в торже ственных случаях. Правда, длина юбки стала немно го выше колен. Старшеклассницам предлагался ко стюм-тройка, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, жилетки и жакета с накладными карманами. На рукавах были нашиты эмблемы: для младших школьни ков — оранжевые раскрытые книги, для старших — голу бые, озарённые солнечным светом просвещения. Так форма просуществовала до 1992 года, когда вме сте с развалом СССР официально упразднили и ношение школьной формы в Российской Федерации. Однако неко торые школы всё-таки оставили за собой право регламен тировать одежду учеников. Липецкий дресс-код Свободная форма одежды просуществовала в липец ких школах вплоть до 2013 года, когда на ассамблее ро дительской общественности решили ввести дресс-код во всех школах. Тема широко обсуждалась в Липецке не сколько лет. Ряд школ, например гимназия № 12, лицей Оксана Кулешова, мама ученицы 11 класса гимназии № 12: — Я сама застала школьную форму, когда училась в младших и средних классах. Мне она нравилась. Платья не были безликими: можно выбирать фасон, вариант воротничков, фартуков. Помню, фартуки были шерстяными, гипюровыми или даже сшитыми из широких капроновых лент. Смотрелось это очень красиво. Форма мальчиков не отличалась разнообразием, но выглядела сдержанно и достойно. В школе моей дочери есть установленная форма одежды. Считаю её удачной. Форма подчёркивает статус и достоинство ученика. Галина Меркулова, учитель русского языка и литературы школы № 4: — Я однозначно за школьную форму. Она дисциплинирует. Сразу видно, что это школьный коллектив, а не группа подростков, непонятно с какой целью собравшихся. Форма — это красиво. Посмотреть на прилично одетых людей всегда приятно. Разноцветные лохмотья сегодняшние безвкусные — они не показатель свободы, а элементарная распущенность. Одетые в балахоны подростки не индивидуальные, а безликие. Вроде в разном, а все на одно лицо. № 44 и школа № 55, обязывали своих учеников носить определённую форму. В 2013 году появились поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». В ста тье 38 говорится, что каждая школа может устанавливать свои требования к школьной одежде. Сейчас свой дресс- код существует у каждого учебного заведения, чаще всего в гимназиях, лицеях, специализированных школах, явля ясь своеобразным брендом. Правда, в 2020-м в ряде школ Липецка в рамках реги онального проекта «Гуманная школа» отменили обяза тельную форму, ввели так называемый «нарядно-повсед невный» стиль — smart casual. Так, в школе № 2 можно носить джинсы, но только тёмных цветов и без дизайнер ских дырок. Можно ходить на уроки в футболках, но толь ко без надписей и неярких цветов. Под запретом спортив ные костюмы не на физкультуре. Инициатива введения единой школьной формы как возврат к корням, истории, разуму и практичности витает в обществе перманентно, вызывая множество за и против. Текст: Светлана Кушакова Фото: Сергей Паршин Согласно опросу «Первого номера», 64,92% участников заявили о необходимости введения единой формы: Да, во всех школах страны нужна единая форма, как это было в СССР 31,58% Да, но у каждой школы может быть своя форма, свой дресс-код 33,33% Нет, школьная форма не нужна 33,33% Затрудняюсь ответить 1,75% Ирина Клименко, мама ученика 8 класса гимназии № 12: Школьная форма нужна детям! Как человек рождается в определённой «одежде», так и, переживая следующий важный этап своей жизни, школьный, он ходит в определенной одежде — школьной форме, которая не должна выделять его, отвлекать от дела. Пусть это будут разные фасоны платьев: приталенные или прямые, юбки в складку, трапеции, на разные фигуры нужны разные фасоны — но это будет форма одного цвета, и благодаря этому дети будут выглядеть единой командой. Школа — это место, где нужно стараться выделиться умом, а не модной вещицей. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Ирина Выходцева, преподаватель: — Я за введение в образовательных учреждениях обязательной школьной формы, так как она: • дисциплинирует учащихся, настраивает на занятия, не позволяет подросткам одеваться вызывающе, помогает сохранять дистанцию «учитель — ученик», • вырабатывает коллективизм у учащихся (позволяет им чувствовать себя частью опредёленного школьного коллектива), • исключает конкуренцию между учащимися в одежде, сглаживает социальные различия между учениками (устраняет визуальную разницу между учащимися из семей различного материального достатка, позволяет родителям экономить деньги), • решает проблему и родителей, и учеников «в чём пойти в школу?», • позволяет работникам школы, охране отследить посторонних людей. Наличие школьной формы способствует созданию безопасных условий в школе. Кроме того, отсутствие единой школьной формы может привести к психологической травме у детей, родители которых не имеют достаточного количества денег, поскольку неравенство в одежде способно развивать чувство социальной несправедливости. КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ Наталия Лодеева, психолог, член Союза писателей России: — К идее общей школьной формы я отношусь положительно. Во-первых, это практично. Во-вторых, форма эмоционально дисциплинирует, настраивает на учебный процесс. Например, одеваясь в спортивный костюм, мы невольно ощущаем готовность к более высокой физической активности. Так же и школьная форма имеет своё психологическое воздействие. Не секрет, что подчас конфликтные ситуации в современной школе могут быть спровоцированы дорогой одеждой учеников из семей с высоким уровнем доходов. С одной стороны, это может вести к хвастовству, выпендрёжу, с другой — к неприятию из-за банальной зависти. Кстати, многие российские гимназии сегодня уже перешли на общую форму одежды, нося которую, ученики ощущают свою принадлежность к любимому учебному заведению, его корпоративный дух. Объединяющим фактором могут служить также значок, эмблема школы. А принадлежность к какой- то референтной группе для подростков особенно необходима (такой группой и может выступить учебное заведение с хорошо построенным образовательным процессом, школа, которую любят дети). Я думаю, что школьная форма — это «не про уравниловку или муштру». Это про жизненный период, связанный с образованием, обучением детей. Возвращаясь ко временам советской школы, отмечу, что школьная форма не мешала творческому развитию, получению медалей, учебным успехам. На мой взгляд, идея введения школьной формы хороша, но лишь с условием, что её реализация будет воплощена с обязательным учётом непременных факторов: • форма должна быть удобной, красивой, выполненной только из натуральных материалов (а не искусственных, пусть даже и «дышащих»). Синтетику использовать нельзя, ведь главное — забота о детском здоровье; • костюмный ансамбль должен включать в себя различные варианты. Например, для девочек • юбки, брючки, платья, сарафаны. Могут быть жилеты, пиджаки. То есть должен быть выбор, соответствующий предпочтениям ребёнка. И уж, конечно, неприемлемы никакие карательные меры из-за отсутствия школьной формы по какой-то причине. Таким образом, звучащая нынче идея про общую школьную форму в нашей стране интересная, но всё зависит от реальных возможностей и качества её воплощения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz