Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
16 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №03 (427) 24 января 2023 года ШКОЛЬНЫЙ ДРЕСС-КОД Единая форма для учеников: за и против 2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника. В том числе и для того, чтобы обсудить накопившиеся проблемы в сфере образования. «Первый номер» запускает серию публикаций по этой тематике и по просьбам наших читателей открывает большое общественное обсуждение школьной темы. Чего достигла современная российская школа? Что она потеряла с переходом на Болонскую систему? Новые успешные практики и неудавшиеся эксперименты. Будущее России воспитывается сейчас в школе. И от всех нас зависит, каким оно будет и какой станет Россия. Ждём ваших писем: 398050, Липецк, ул. Плеханова, 34, редакция газеты «Первый номер» или gazeta1n@yandex.ru . ЛИПЧАНЕ ГОВОРЯТ О ФОРМЕ Ш кольную форму в России отменили 30 лет на зад, но не упразднили саму идею. Именно поэтому все эти годы возникали споры о её возвращении. В прошлом году министр просвещения Сергей Кравцов в очередной раз напомнил о школьной форме как о хорошо забытом старом, намереваясь сде лать её обязательной школьной одеждой. Роскачество уже начало работать над новым ГОСТом. Предвари тельный стандарт на школьную форму планируется ут вердить к концу 2024 года. При этом поправки в закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уже внесены в конце 2022-го. Чёрного платья раструбы Когда речь заходит о прошлом, оно неизбежно окра шивается в розовые тона. Вот и при словах «гимназисты», «институтки» нам представляются жантильные барышни в передниках с лентами в косах или подтянутые юноши в застёгнутых на все пуговицы гимназических мундирах. Но так ли органична и удобна была форма для учащихся царской России? Внешнему виду институток придавалось большое зна чение. Воспитанницы Смольного института носили платья определённых цветов, в зависимости от возраста. В 6-9 лет надевали форму кофейного цвета, 9-12-летние — голубого, а барышни 15-18 лет облачались в белое форменное платье. Такая одежда для девочек стала регламентироваться поло жением о гимназической форме с 1896 года. Закон, утверж дающий ношение гимназического и студенческого мунди ра для юношей, приняли раньше, в 1834-м. До нас дошли мемуары воспитанниц институтов благо родных девиц, где они свидетельствуют об испытываемых трудностях в ношении казённой одежды. Зимой темпера тура в классах Смольного института не превышала +16°С, часто термометр опускался и до 11-12-градусной отметки. Девочки-смолянки сидели на занятиях в декольте с корот кими рукавами, а на голые руки надевали белые рукавчики, подвязанные тесёмками под рукавами платья. Рукавчики во время занятий требовалось по этикету снимать. На голой шее оставалась лишь пелерина. Повязывался также перед ник из белого хлопка с лифом, который застёгивался сзади. Такой наряд был совсем не приспособлен к условиям жиз ни: холщовая пелерина не защищала обнажённые плечи формы отменили соответствующим декретом. Гимнази воспитанниц от зимнего холода. Немудрено, что барышни часто оказывались в лазарете вместо учебных классов. Мужская форма по сравнению с женской была более ща дящей. Она состояла из фуражки, гимнастёрки и шинели, которые также имели разные цвета. В 1913 году слегка изме нился только фасон формы, но не кардинально. ВАШЕ МНЕНИЕ ВАЖНО ] Сразу после того, как Сергей Кравцов заявил о планах внедрения единой школьной формы, в обществе развернулась дискуссия. По данным опроса рекрутингового портала Superjob, 60% участников опроса выступают за введение единой формы. Опрос был проведён 17-18 ноября 2022 года. В опросе участвовали 1 600 респондентов. • 42% родителей выступают за введение единой школьной формы. Самое интересное, что с каждым годом число сторонников единообразия растёт. Так, согласно данным Superjob, в 2006 году только 30% россиян были за школьную форму, в 2012-м таковых стало уже 39%; • 18% придерживается той же точки зрения, но считает, что школа должна самостоятельно решать, какую именно униформу вводить. И снова в форму После революции, в 1918 году, ношение школьной ческая одежда стала атрибутом царизма. Да и в после революционной разрухе школьная форма смотрелась бы роскошью. Только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, форма в школе вновь становится обязательной. Для мальчиков она была похожа на военное обмундиро- Александр Плотников, ученик 9 класса школы № 20: — Я не против школьной формы в целом. Мне нравится деловой стиль одежды, главное — не перегибать палку: дети не хотят быть одинаковыми, лишёнными индивидуальности. Не знаю, допустимо ли словосочетание «индивидуальная форма», но я именно за такую! То есть пусть будет определённый норматив для школьной формы, например пиджак и брюки синего, форму, не отвлекаются на гардероб, или серого, или ещё какого-то цвета, но они должны подходить по фасону, по фигуре. Взрослые же не носят одежду, которая не подходит, портит их, и дети не должны страдать от такой одежды в школе. Анна Юшина, мама ученика 2 класса школы № 34: — Вижу преимущество школьной формы в том, что она обеспечивает некое социальное равенство. Если без школьного дресс-кода ребята могут хвастаться яркой одеждой или брендовыми вещами, тешить свой эгоизм, то с формой все унифицированы. Ещё мне кажется, что ребята, которые носят учатся более ответственно. Да, считаю, что форма необходима. Но я за ту форму, которую покупают сами родители, а не бескомпромиссно навязывают сверху, заставляя приобретать единственно возможную одежду. Алина Мишина, ученица 8 класса школы № 63: — В нашей школе есть не форма, а стандарт школьной одежды: верх — нежных оттенков (голубые, розовые, бежевые и другие неяркие тона блузок), а низ можно надевать любых цветов. От введения строгой чёрно белой формы я была бы не в восторге. Это однообразно, тоскливо. Считаю, форма нужна в том случае, если она будет удобной и элегантной одновременно. Не знаю, создадут ли такую^ Если нет, то форму в школе вводить не нужно. Взрослые же в своём большинстве — не берём во внимание медиков, военных, полицейских — не ходят на работу в форме, и это никак не влияет на результаты их деятельности. Карина Акопян, ученица 10 класса школы № 69: — Я не за и не против того, чтобы была форма в школе. Если ученик будет сидеть за партой, например, в ярком свитере или пиджаке, то неужели это как-то скажется на усвоении материала или станет помехой ведения урока для учителя? Разве неуспевающий ученик станет усваивать знания лучше, надев строгий костюм? Я в этом очень сомневаюсь. Мне кажется, человек должен одеваться так, как он считает нужным, но со вкусом, без вычурности. Красоте учатся с детства, в том числе и в школе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz