Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

16 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №03 (427) 24 января 2023 года ШКОЛЬНЫЙ ДРЕСС-КОД Единая форма для учеников: за и против 2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника. В том числе и для того, чтобы обсудить накопившиеся проблемы в сфере образования. «Первый номер» запускает серию публикаций по этой тематике и по просьбам наших читателей открывает большое общественное обсуждение школьной темы. Чего достигла современная российская школа? Что она потеряла с переходом на Болонскую систему? Новые успешные практики и неудавшиеся эксперименты. Будущее России воспитывается сейчас в школе. И от всех нас зависит, каким оно будет и какой станет Россия. Ждём ваших писем: 398050, Липецк, ул. Плеханова, 34, редакция газеты «Первый номер» или gazeta1n@yandex.ru . ЛИПЧАНЕ ГОВОРЯТ О ФОРМЕ Ш кольную форму в России отменили 30 лет на ­ зад, но не упразднили саму идею. Именно поэтому все эти годы возникали споры о её возвращении. В прошлом году министр просвещения Сергей Кравцов в очередной раз напомнил о школьной форме как о хорошо забытом старом, намереваясь сде ­ лать её обязательной школьной одеждой. Роскачество уже начало работать над новым ГОСТом. Предвари ­ тельный стандарт на школьную форму планируется ут ­ вердить к концу 2024 года. При этом поправки в закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уже внесены в конце 2022-го. Чёрного платья раструбы Когда речь заходит о прошлом, оно неизбежно окра ­ шивается в розовые тона. Вот и при словах «гимназисты», «институтки» нам представляются жантильные барышни в передниках с лентами в косах или подтянутые юноши в застёгнутых на все пуговицы гимназических мундирах. Но так ли органична и удобна была форма для учащихся царской России? Внешнему виду институток придавалось большое зна ­ чение. Воспитанницы Смольного института носили платья определённых цветов, в зависимости от возраста. В 6-9 лет надевали форму кофейного цвета, 9-12-летние — голубого, а барышни 15-18 лет облачались в белое форменное платье. Такая одежда для девочек стала регламентироваться поло ­ жением о гимназической форме с 1896 года. Закон, утверж ­ дающий ношение гимназического и студенческого мунди ­ ра для юношей, приняли раньше, в 1834-м. До нас дошли мемуары воспитанниц институтов благо ­ родных девиц, где они свидетельствуют об испытываемых трудностях в ношении казённой одежды. Зимой темпера ­ тура в классах Смольного института не превышала +16°С, часто термометр опускался и до 11-12-градусной отметки. Девочки-смолянки сидели на занятиях в декольте с корот ­ кими рукавами, а на голые руки надевали белые рукавчики, подвязанные тесёмками под рукавами платья. Рукавчики во время занятий требовалось по этикету снимать. На голой шее оставалась лишь пелерина. Повязывался также перед ­ ник из белого хлопка с лифом, который застёгивался сзади. Такой наряд был совсем не приспособлен к условиям жиз ­ ни: холщовая пелерина не защищала обнажённые плечи формы отменили соответствующим декретом. Гимнази воспитанниц от зимнего холода. Немудрено, что барышни часто оказывались в лазарете вместо учебных классов. Мужская форма по сравнению с женской была более ща ­ дящей. Она состояла из фуражки, гимнастёрки и шинели, которые также имели разные цвета. В 1913 году слегка изме ­ нился только фасон формы, но не кардинально. ВАШЕ МНЕНИЕ ВАЖНО ] Сразу после того, как Сергей Кравцов заявил о планах внедрения единой школьной формы, в обществе развернулась дискуссия. По данным опроса рекрутингового портала Superjob, 60% участников опроса выступают за введение единой формы. Опрос был проведён 17-18 ноября 2022 года. В опросе участвовали 1 600 респондентов. • 42% родителей выступают за введение единой школьной формы. Самое интересное, что с каждым годом число сторонников единообразия растёт. Так, согласно данным Superjob, в 2006 году только 30% россиян были за школьную форму, в 2012-м таковых стало уже 39%; • 18% придерживается той же точки зрения, но считает, что школа должна самостоятельно решать, какую именно униформу вводить. И снова в форму После революции, в 1918 году, ношение школьной ческая одежда стала атрибутом царизма. Да и в после ­ революционной разрухе школьная форма смотрелась бы роскошью. Только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, форма в школе вновь становится обязательной. Для мальчиков она была похожа на военное обмундиро- Александр Плотников, ученик 9 класса школы № 20: — Я не против школьной формы в целом. Мне нравится деловой стиль одежды, главное — не перегибать палку: дети не хотят быть одинаковыми, лишёнными индивидуальности. Не знаю, допустимо ли словосочетание «индивидуальная форма», но я именно за такую! То есть пусть будет определённый норматив для школьной формы, например пиджак и брюки синего, форму, не отвлекаются на гардероб, или серого, или ещё какого-то цвета, но они должны подходить по фасону, по фигуре. Взрослые же не носят одежду, которая не подходит, портит их, и дети не должны страдать от такой одежды в школе. Анна Юшина, мама ученика 2 класса школы № 34: — Вижу преимущество школьной формы в том, что она обеспечивает некое социальное равенство. Если без школьного дресс-кода ребята могут хвастаться яркой одеждой или брендовыми вещами, тешить свой эгоизм, то с формой все унифицированы. Ещё мне кажется, что ребята, которые носят учатся более ответственно. Да, считаю, что форма необходима. Но я за ту форму, которую покупают сами родители, а не бескомпромиссно навязывают сверху, заставляя приобретать единственно возможную одежду. Алина Мишина, ученица 8 класса школы № 63: — В нашей школе есть не форма, а стандарт школьной одежды: верх — нежных оттенков (голубые, розовые, бежевые и другие неяркие тона блузок), а низ можно надевать любых цветов. От введения строгой чёрно ­ белой формы я была бы не в восторге. Это однообразно, тоскливо. Считаю, форма нужна в том случае, если она будет удобной и элегантной одновременно. Не знаю, создадут ли такую^ Если нет, то форму в школе вводить не нужно. Взрослые же в своём большинстве — не берём во внимание медиков, военных, полицейских — не ходят на работу в форме, и это никак не влияет на результаты их деятельности. Карина Акопян, ученица 10 класса школы № 69: — Я не за и не против того, чтобы была форма в школе. Если ученик будет сидеть за партой, например, в ярком свитере или пиджаке, то неужели это как-то скажется на усвоении материала или станет помехой ведения урока для учителя? Разве неуспевающий ученик станет усваивать знания лучше, надев строгий костюм? Я в этом очень сомневаюсь. Мне кажется, человек должен одеваться так, как он считает нужным, но со вкусом, без вычурности. Красоте учатся с детства, в том числе и в школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz