Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 июля 2023 года № 26 (450) ГОД ПЕДАГОГА 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС ент всегда прав. Какой выход? Придётся их заставлять уважать учителя только жёсткими регламентирующими распоря жениями, приказами сверху. 5 699 педагогических работников Ольга Прокопенко, почётный работник общего образования России, директор школы № 70, депутат горсовета по округу № 8: — Образование — не услуга, а целая система обучения и воспитания подрастающего поколения. Для престижа, увы, делается мало и на федеральном уровне. Когда последний раз был создан хороший художественный фильм об учителях, кроме советского «Доживём до понедельника»? Недавно в Госдуме первый заместитель председателя комитета по просвещению Яна Лантратова предложила наделить учителей льготами, аналогичными с льготами госслужащих. Законопроект сможет установить статус, среднюю зарплату не ниже средней по стране, право на медобслуживание, как у государственного служащего. Многие депутаты считают, что бюджетник — это и есть обесценивание роли учителя, тогда как госслужащий — человек, которому доверено выполнение определённых задач государства. Будущее государства Шквал аплодисментов своим эмоци ональным выступлением вызвал доцент кафедры отечественной и всеобщей исто рии ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, к.и.н. Александр Бессуднов. По его словам, Высшая награда человек находится в школе на протяже нии очень важных периодов жизни: дет ства, отрочества и юности. Это мент любой личности. И от того, что было в него заложено, зависит не только буду щая профессия, но и жизненные приорите ты. Учёный рассмотрел проблемы педаго гики через призму новейшей истории. — Сейчас идёт жестокая борьба за моло дёжь, на кон поставлено будущее нашего государства, — подчеркнул историк. — Как в своё время отмечал немецкий канцлер Отто фон Бисмарк: русских невозможно победить. Но им можно привить ложные ценности. В школах идёт борьба за рей тинги, введён негласный категорический ладению навыками письма и чтения при запрет на выставление отрицательных сохранении общей способности к обуче- оценок, закрываются глаза на пропуски за нятий учениками, откровенным лентяям обеспечиваются условия для получения аттестата, внедряется огромное количество цифровых платформ, нередко неграмот- С годами у них, помимо наград, проявля- но устроенных. На учителях сумасшедшая нагрузка: бесконечные аттестации, обуче ние детей с ментальными заболеваниями, градой было, когда её выпускники при- а это создаёт для педагогов дополнитель ные сложности, и непрекращающаяся череда экспериментов. Очень низкая зар плата и запредельная нагрузка — всё это Когда-то профессия учителя была весь ма почётна и уважаема. Мне очень близка фунда- эта тема — я выросла в семье педагогов. Мама, папа и бабушка не просто работали в школе — они ею жили. Домой прибе гали поздно вечером, но и тогда не «от ключались»: проверяли кипы тетрадей, обсуждали поступки своих учеников и их воспитание. Бабушка была учителем начальных классов и близко к сердцу принимала неуспеваемость «трудных» ребят. Она во внеурочное время занималась с ними, направляла к специалистам исправлять дислексию (нарушение способности к ов- нию. — Прим. ред.) и дисграфию (наруше ние письма, не связанное с интеллектом. — Прим. ред.). Мальчишек и забияк — лично приводила в спорт. непосед учитель должен обладать большим лись железная дисциплина и уважение к наставникам. Для бабушки высшей на- водили в родную школу к ней, первому учителю, уже своих детей. Ещё помню, как на любой семейной про гулке мама и папа останавливались побе- 143 учреждения образования в Липецке 46 лет средний возраст педагогов профессии: низкая зарплата, низкий соци альный статус и сложность работы с деть ми терпением. — Некоторые полагают: чтобы при влечь кадры в школу, надо просто уве личить зарплату. Рациональное зерно в этом есть, — считает Ольга Прокопен ко. — Какое уважение может вызывать учитель, не имеющий финансовой воз можности для своего профессионального и духовного развития? Татьяна Сидорова заметила, что за последние годы уровень зарплаты учи телей вырос — в среднем липецкий учи тель получает 40 тысяч рублей в месяц. Однако, по её словам, такой заработок без классного руководства, дополнительной нагрузки и регулярного повышения ква лификации получить невозможно. — Есть и другие нюансы, почему про фессия педагога малопривлекательна: отсутствие служебного жилья, льготного проезда в городском транспорте, недоста точный размер выплат в качестве меры поддержки обучающихся в соответствии с договором о целевом обучении по об разовательным программам, отсутствие необходимых средств для популяриза ции профессии педагога, — подытожила Татьяна Сидорова. « СЕЙЧАС ИДЁТ ЖЕСТОКАЯ БОРЬБА ЗА МОЛОДЁЖЬ, НА КОН ПОСТАВЛЕНО БУДУЩЕЕ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. КАК ГОВОРЯТ, РУССКИХ НЕВОЗМОЖНО ПОБЕДИТЬ, НО ИМ МОЖНО ПРИВИТЬ ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ » 1 75 % ' педагогов имеют высшую и 1-ю квалификационные^ . категории т 1 влияет на физическое и психологическое состояние учителей: накапливается уста лость, падает качество проводимых заня тий. Видя это, дети не желают в перспекти ве становиться учителями. Беда, по словам Александра Бессудно- ва, и в том, что в педагоги порой идут те, кто толком не учился в институте: — Это прекрасно понимают и роди тели: они возлагают надежды только на хорошего репетитора. Статус учителя никакой. Перевод школьного образова ния в образовательную услугу был колос сальной ошибкой. Многие родители, да и дети с их подачи, быстро усвоили: кли- седовать с родителями учеников. Взрослые заводили речь не только об успехах Олень ки или Сашеньки. Они говорили о жизни, советовались с учителем. В непростые для бюджетников 1990-е бывшие ученики ча стенько помогали моим родителям: кто-то делился продуктами со своего огорода, кто- то помогал с нехитрым ремонтом. О плате никакой речи не шло — это была челове ческая благодарность за вложенный в них труд наставника. 40 750 рублей средняя зарплата липецкого учителя 87 имеют звание «Заслуженный учитель РФ» Начать с себя Сейчас, увы, такого и не встретишь: межличностные отношения практически скатились до рынка услуг. Контраст между статусом учителя в советской школе сей час очевиден: в наши дни педагоги неред ко жалуются на издевательства учеников, претензии родителей. Зачастую некото рые мамы и папы следят за страницами педагогов, выискивают любые огрехи в их моральном облике. Но при этом они забывают о бревне в своём глазу, ведь воспитание ребёнка на чинается не в школе, а с самого его рожде ния Виктор Гюго считал: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». Давайте начнём в семье. Французский писатель хотя бы с себя. Текст: Анна Дикарева Фото: из архива «Первого номера» и Общественная палата Липецка «, 36 имеют звание Заслуженный работник образования Липецкой области» 25% липчан оценивают статус педагогов как низкий . г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz