Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 июня 2023 года № 25 (449) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 23 i s а что дальше делать, не знает — у родителей от любви спря тался, в работе. Базаров и Павел Петрович — этакие кри вые зеркала друг для друга, отражаются, но не узнают себя в отражении. АНФИЛАДА СМЫСЛОВ В роли Одинцовой Елена Бизина, • в роли Базарова — Евгений Кузнецов III Любовь отцов к детям Геннадий Балабаев славится умением точно поставить артиста на роль. Несомненный успех — родители Базарова в исполнении Игоря Коробова и Лилии Журман. Эти охи и вздохи, семенящая походка, улыбка со слезами в голосе — смотришь и понимаешь: именно такими и были родители у Базарова, именно поэтому он от них сбежал, но именно поэтому и вернулся к ним, когда сильно припекло, — такие родители не предадут. Трогательные в своей суетливо-преданной любви к своему Енюшеньке, они раскрывают всю русскую роди тельскую суть: дети всегда должны быть лучше родителей, детей нужно поддерживать. И нет там никакого проти вопоставления отцов и детей, только безграничная роди тельская любовь. Сыновья тоже, только она под шелухой и чепухой новомодных взглядов глубоко запрятана. Вот смёл ураган по имени Одинцова всё наносное, и стало вид но, как глубоко любит Базаров своих родителей, хоть и по смеивался над ними. I Сцена знакомства Базарова (Евгений Кузнецов) с Николаем Петровичем Кирсановым (Дмитрий Фролов) Два Базарова И вот это перерождение Базарова Евгений Кузнецов очень хорошо показал во втором действии. Мечущийся Базаров, мучающийся Базаров, умирающий — это его База ров. А вот Базаров — хозяин жизни, которым тот предстаёт в первом действии, пока не доведён артистом до верхней точки. Но спектакль — живой организм, он находится в по стоянной трансформации и росте. Всегда интересно наблю дать, как меняется вкус спектакля, как он настаивается от показа к показу. Интересно и то, что в спектакле двойной состав. База- Геннадий Балабаев, художественный руководитель Липецкого драматического театра: — Не я выбираю пьесы, пьесы выбирают меня. Обратите внимание, бывает такое, что вдруг несколько театров начинают ставить одни и те же произведения. Так произошло и с «Отцами и детьми» Тургенева. К тому же при всей любви к зрителю, мы не можем его постоянно пичкать шоколадом, нужен и глоток живой воды. Тургенев — потрясающий автор, у него красивый русский язык, и я не хочу, чтобы артисты разучились на нём разговаривать. Да, это высокая планка. Тургенев меня потрясает. Я понимаю, что роман «Отцы и дети» рано изучать в 10-м классе. Сам тогда не понимал особой разницы между Кирсановым и Базаровым. А сейчас Тургенева открываешь, а там целая анфилада смыслов. Конечно, конфликт заложен в самом названии: в 20 мы все революционеры, в 30 — демократы, в 40 — консерваторы. Но больше всего меня потрясло, что такой талантливый молодой человек, как Базаров, поставил идею выше жизни. Сам Тургенев писал про Базарова: «Я не знаю, что мне с ним делать». И моей целью было показать, как герой приходит к этому финалу, а финал у Тургенева потрясающий. Но что об этом говорить. Пусть зритель приходит и смотрит сам. ва есть что-то мефистофелевское: длинный чёрный плащ, шляпа, изящная бородка. Интересно, каким будет Базаров тургеневская Труфанова, но, несомненно, это будет другой Базаров. Как будет иной и Одинцова. Балабаев на эту роль по ставил двух очень разных актрис и по темпераменту, и по они с Аркадием оба при ударяют за «роскошной бабой». Потом-то Арка дий находит девушку по себе — Катю, под каблуч ком у которой ему будет комфортно. А вот между рова играет ещё и Михаил Труфанов. В Базарове Кузнецо Базаровым и Одинцо вой разыгрывается клас сическая любовь (вспомните все остальные романы клас сика) по формуле: они фактуре: заслуженную артистку Липецкой области Сашу любили друг друга, но вместе быть не могут — се ля ви. Оба молодые, красивые, сильные, свободные (не то что сам Тургенев и Полина Виардо) и несчастные. Она — надлом ленная, возможно когда-то любившая и разочаровавшаяся — есть что-то такое (слегка уловимый намёк, интонация) в монологе Одинцовой про Петербург. Он — заложник идеи, отрицатель, революционер, как говорил про него сам Тур генев (только, как оказалось по роману, жизнь не очень-то и любит революционеров). Для Базарова в начале спекта кля любовь — выдумка, правда — только секс, физиология. Для Базарова в финале любовь — поражение и одновремен но примирение с жизнью отцов. Да и нет у Балабаева этого поколенческого спора, пото му что, по сути, и у Тургенева его не было. Нас учили в шко ле, что Павел Петрович и Базаров — антагонисты. А в спек такле мы видим, что между ними больше общего и судьбы Мария Калинина, сыгравшая Катю, их сходны: что у одного жизнь не сложилась, потому что любил долго, несчастливо и под конец жизни вынужден делить дом с братом, что второй ухнул в любовь с головой, это будут совершен это будут новые Иванцову-Гаделию и Елену Бизину. С двумя разными парами главных героев: Иванцова- Труфанов и Кузнецов-Бизина но разные спектакли. Очень интересно их сравнить. И даже если пары перемешаются акценты, дополнительные смысловые нагрузки, ко торые можно дать зрителю через игру артистов. 29 июня Одинцову в «Отцах и детях» сыграет Саша Иванцова. Новое открытие Приятным открытием пре мьеры уходящего сезона стали и два молодых артиста, кото рые недавно влились в труппу: и Степан Баженов — Аркадий. В силу ли возраста возрасту своим героям, в силу они близки по «ОТЦЫ И ДЕТИ» (12+), пьеса по роману Тургенева Липецкий драматический театр Пл. Константиновой, 3 Справки по телефону: 48-23-49 I I ф < S е «КУПИДОН, ФАРАОН И БУЛКИ» (6+), мюзикл по новеллам О. Генри КЗ «Унион» имени Хренникова Ул. К. Маркса, 2 Справки по телефону: 22-56-57 S е I 1 29 июня, 18:30 2 июля, 17:00 ли темперамента — они смогли показать незамутнённую юношескую любовь, когда дети стараются быть взрослыми и серьёзными. Очень светлая любовь у них получилась. Да и сами они в светлых летних костюмах. Может, поэтому на их фоне особенно трагично выглядит любовь Одинцовой и Базарова, специально одетых в пасмурные наряды. В «Отцах и детях», не отступив от текста и даже деко рациями подчёркивая: это классический Тургенев, Балаба- ев сумел заново открыть нам набивший в школе оскомину роман. Роман, который, да, про лишнего человека Базаро ва, но в большей степени про любовь, потому что только любовь, по Тургеневу, и это подчёркивает Балабаев, и есть смысл жизни. Без любви человек, а это Ситников и Кукши- на, азартно сыгранные Александром Гаделией и Марией Ушаковой, выглядят пошло и жалко. Без любви Базаров ля гушек резал, а как полюбил, стал людей лечить. Да, любовь бывает разная, но именно она движитель этой жизни 1^ — про это и говорят с нами Тургенев и Балабаев. 4 . к ■ Текст: Наталья Горяйнова Фото: Александра Пастушенко «МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК» (0+), премьера Театр кукол Ул. Гагарина, 74 Справки по телефону: 34-80-40 I S е 1 июля, 11:00 и 13:00 Все мероприятия в городе в специальном разделе на сайте «Открытый Липецк»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz