Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
22 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №25 (449) 27 июня 2023 года Алексей Рысин, начальник отдела культурных инициатив Центральной ш Т ш О- m О LO О Ш О т т ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И СТРАСТИ городской библиотеки имени Есенина 23-й сезон театр на Соколе закрывает классической постановкой романа Тургенева «Отцы и дети» (12+) История одного полёта Иннокентий Платонов приходит в себя на больничной койке. Он понимает, что ничего не знает о себе и своей прошлой жизни. По ходу повествования tabula rasa заполняется страницами из дневника, на которые мужчина переносит свои оживающие воспоминания. Он видит себя в Петербурге начала ХХ века. Очертания событий и людей становятся всё ярче, наконец, обретают лица, имена, смысл и связываются друг с другом, образуя реальность. Но насколько она реальна, если за окном 1999 год? Итак, начнём с названия — перед вами книга Евгения Водолазкина «Авиатор» (16+). Авиатор — символ свободы и отрыва от земных проблем. Для стоящих на земле. Но там, в высоте, он — пёрышко, судьбу которого нередко решает ветер. Платонов — бывший заключённый ГУЛАГа. Сюда он попал за_ впрочем, прочтёте — узнаете, а заодно вспомните «Преступление и наказание» (12+) Достоевского. А мы следуем за ветром и летящим по нему пёрышком. Более 60 лет назад Платонов стал участником эксперимента по заморозке. Он молод (на вид ему чуть более 30 лет). Наркоз амнезии постепенно отходит, и Платонов понимает: он — один. Больше нет ни людей, ни событий, связывающих его с миром живых. Есть возлюбленная, Анастасия^ Собственно, он застал на земле лишь безумную старуху. Главный герой искренне влюбляется во внучку Анастасии, которую тоже зовут Настя. Но, несмотря на взаимность и её беременность, она — это новый виток спирали времени, на котором Иннокентию не закрепиться. Он любит прогуливаться по кладбищу — находит могилы знакомых. Невольно вспоминаются строки гениального Геннадия Шпаликова: «^Истина проста: / Никогда не возвращайся / В прежние места. / Даже если пепелище / Выглядит вполне, / Не найти того, что ищем, / Ни тебе, ни мне_» Большая часть текста — это дневниковые записи Платонова о прошлом. Описания того, что происходит здесь и сейчас, скудны и формальны: «пришёл», «сказал», «подумал» и т. п. Прошлое же, напротив, описано образно и без спешки. Даже момент убийства^ простите, спойлер. Но вперёд, за пёрышком. Дочитывая роман «Авиатор», начинаешь задумываться о том, насколько точно утверждение «Времена не выбирают^». Вместе с тем понимаешь, что каждый из нас — герой своего времени. То есть не мы выбираем время, но оно выбирает нас. Правда в том, что у каждого своё «сейчас». Другого нет, не будет и, видимо, не должно быть. Хроника второго рождения Платонова, записанная в его дневнике, — яркое тому доказательство. Прошлое не может стать настоящим, ибо его ценность в том, что оно прошло для того, чтобы настоящее случилось. В финале книги вести дневник Платонову помогают жена Настя и лечащий врач Гейгер. Но, окружив его заботой и любовью, пытаясь сохранить его жизнь и здоровье, они не в силах удержать его в «своём сегодня». Пёрышко срывается с их ладоней и падает, подобно авиатору, за гибелью которого Иннокентий наблюдал когда-то в детстве. Жестокая судьба снова подарила ему близких людей и даже ребёнка. Она дала ему крылья, а им, по иронии, места в первый ряд, с которых они вынуждены бессильно наблюдать его гибель. Впрочем, стоит ли бояться падения тому, кто летал? Узнать о наличии книги можно по телефону: 35-35-51. Э I I. мж н г I г L 1 т l I -Г Ж : ffi II то, конечно, своеобразная сме лость — взяться поставить турге невских «Отцов и детей» (12+). Роман практически все читали, а если и нет, хотя бы в школе пролистывали. Да и кто такой Евгений Базаров, любой может ответить заученной школьной формулировкой — это «новый» человек, отрицающий авторитет^!. И тут перед режиссёром стоит ди лемма: или поразить зрителя и осовре менить классику, как это сделал Кон стантин Богомолов в 2 оо 8 году, когда переселил героев Тургенева из уютных поместий на номенклатурные дачи, а отцу Базарова дал шесть соток, либо идти традиционным путём и на этом пути попытаться найти что-то своё. N , .1' fc.i- ’ m в * - 'll I т 1Г^ < lil ■ Г, j i v ’ и r П ’ I к i л *? р I 'I, Тургенев от Шапиро Художественный руководитель Ли пецкого драматического театра (на Со коле) Геннадий Балабаев взял за основу своей постановки ставшую уже хресто матийной инсценировку романа совет ско-латвийско-российского режиссёра Адольфа Шапиро. Впервые свою вер сию «Отцов и детей» тот показал в на чале 2000-х в Таллинне. Его постанов ка так заворожила зрителя, что «Отцы и дети» в начале XXI века вновь нача ли триумфальное шествие по театраль ным подмосткам: Москва, Ярославль, любой русской истории, она наполнена Саратов, Екатеринбург^ нежностью и печалью, особенно во вто- Навязанного советской школой «про- ром действии. По сути, у Шапиро в Тур- грессивного духа» у «Отцов и детей» Шапиро нет. Да и само противопостав ление возрастных категорий в контексте спектакля — это не конфликт, а всего-на всего порядок жизни. Это история не скольких поколений, но, как и положено нам классический русский роман? Что наша жизнь — любовь Вот и Балабаев не зацикливается на спорах либерала Павла Петровича Кирсанова и нигилиста Базарова. Эти споры — лишь фон для многочислен ных любовных перипетий. Смотришь на сцену и понимаешь: батюшки, да это же роман про любовь: пары, любов ные треугольники: Фенечка и Николай Петрович, Фенечка вич — Базаров, Аркадий — Одинцова — Базаров, Аркадий и Катя, Базаров и Одинцова. Недаром же подзаголов ком к названию спектакля у Балабаева идёт «История любви и страсти ниги листа в двух действиях». Любовных геневе много Чехова. Но так ли хорошо приключений у Базарова, да и не толь- мы знаем Тургенева? Ведь когда-то Че хов словами Тригорина в «Чайке» (12+) посетовал: «Всё равно скажут, что «Отцы и дети» лучше». Может, Шапиро вернул « БАЛАБАЕВ ВЗЯЛ ЗА ОСНОВУ СТАВШУЮ УЖЕ ХРЕСТОМАТИЙНОЙ ИНСЦЕНИРОВКУ АДОЛЬФА ШАПИРО Николай Петро- ко у него, в этом спрессованном в 2,5 часа спектакле действительно много. Вот в гостях у Кирсановых он лег комысленно увлекается женой хозяина дома — Фенечкой. В гостях у Одинцовой АФИША 2 i е CINEMA SYMPHONY ЗОЛОТЫЕ СДУНЛТРЕКИ в ИСПОЛНЕНИИ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ВИРТУОЗНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ • ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЯРЯНЖИРОВНИ ВАШИ ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ НЯ ЭКРАНЕ • ИНТЕРАКТИВНЫЕ НОМЕРА 2 Ct с; е «САМЫЙ ЛИПЕЦКИЙ ХУДОЖНИК» (6+), выставка Евгения Сальникова Музей «Городская управа» Ул. Октябрьская, 57 Справки по телефону: 78-28-20 «ПАМЯТИ МАСТЕРА» (6+), выставка посвящена Виктору Маркину Липецкий краеведческий музей Ул. Ленина, 25 Справки по телефону: 28-01-73 «CINEMA SYMFONY» (12+), музыка из кинофильмов Липецкий Дом музыки База «Алые паруса» Справки по телефону: 8-903-699-43-25 26 мая — 30 июля 14 июня — 16 июля 2 июля, 19:00
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz