Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 20 июня 2023 года № 24 (448) 320 ЛЕТ ЛИПЕЦКУ 13 попытки что-ни- «Ввиду того, что в настоящее время нет такого места, где бы, кроме мечтаний, практически проводился в жизнь не толь ко прогресс, но хотя бы воссоздание тяжёлой авиации, — писал бывший в своё время командиром дивизиона воздушных кора блей «Илья Муромец» Василий Ремезюк, будь сделать из полуразвалившихся «Муромцев» в авиагруппе нельзя назвать прогрессом, так как это делается исключитель но кустарным способом из подручных материалов. Необходим хороший завод-мастерская с достаточным кадром творческих и технических сил и хорошо поставленным конструкторским бюро». И вот — удача! Оказывается, место, о котором мечтал Реме- зюк, есть в Липецке. Правда, «Липецкие Аэропланные Мастер ские» в начале 1918 года закрылись, но в городе осталось около 70 специалистов, которые там работали, и сохранились все во семь цехов: слесарный, столярный, малярный, кузнечный, сбо рочный, кислородо-сварочный, литейный и сушильный. « ПОДНИМАЕМ ЛИСТОВКИ. НАПИСАНО: «МЫ ЗДЕСЬ УЧИЛИСЬ, БОМБИТЬ ВАС НЕ БУДЕМ». ПОД ЭТИМ ПОДПИСЬ: «НЕМЕЦКИЕ ЛЁТЧИКИ» Красная авиация С 1918 года Липецк становится местом притяжения военной авиации. В 1923 году сюда переводят из Москвы 2-ю Высшую школу красных военлётов. В июле 1924-го — 1-ю разведыватель ную эскадрилью имени Ленина. В 1925-м открывают немецкую авиационную школу, позже реорганизованную в лётно-испытательную станцию «Вифу- паст». Она появилась в Липецке и вообще в СССР, потому что по Версальскому договору, который подвёл итоги Первой миро вой войны, Германии запрещалось иметь собственную авиацию и, следовательно, строить и испытывать военные самолёты и готовить военных лётчиков. И тогда советское правительство, которое поддерживало добрые отношения с Германией, где у власти ещё не было нацистов, разрешило немцам готовить во енных лётчиков на своей территории. Немецкая школа работала в Липецке до 1933 года, подготовив 200 немецких и 140 совет ских лётчиков, которые тоже в ней учились. Бомбили или не бомбили С немецкой авиашколой долго связывали миф, который, может быть, и не был мифом, что Липецк во время войны не бомбили. Во всех местных изданиях до 2011 года можно было прочитать, что в Липецке учился Герман Геринг и здесь у него была русская подруга, «шоколадница», как тогда говорили про девушек, которые путались с немецкими лётчиками. Якобы по этому шеф Люфтваффе в память о возлюбленной запретил бом бить Липецк. Ветер подул в обратную сторону после того, как вышла в свет книга Юрия Тихонова «Засекреченный город», — все после это го стали доказывать, что Липецк бомбили. В этой книге вопросу о бомбардировках Липецка уделён всего один абзац. Сам Тихо нов не приводит никаких документов и доказательств и ссылает ся на липецких краеведов, которые, по его словам, основываясь на архивных материалах и воспоминаниях липчан, доказали, что Липецк всё же бомбили. Среди объектов бомбардировок он называет, например, завод «Свободный сокол» и Христорожде- ственский собор. «Свободный сокол» могли бомбить и, как рассказывают ещё живые очевидцы, бомбили. На это указывает и улица Зенитная, которую 6 мая 1965 года переименовали в Газина. Улица нахо дится в 500 м от завода, и там во время войны, видимо, стояла зенитная батарея, прикрывавшая завод. Но из того, что немцы бомбили район Сокола, не следует, что они бомбили сам Липецк. Село Сокольское включили в черту Липецка только 15 июня 1960 года. Поэт Василий Каменский, описывая в 1920-е про мышленность Липецкого уезда, говорит о «Свободном соколе» как о предприятии, которое находится в 7 км от Липецка. По этой же причине и для немецких лётчиков, которые учились в секретной авиашколе, Сокольск не был Липецком. Что касается Христорождественского храма, то речь, судя по всему, идёт о том, который стоит на улице 9 января. От него до «Свободного сокола» примерно 1,5 км, и немцы, целясь в завод, ЛЮДИ ОСОБОГО ТИПА вполне могли попасть в храм, хотя историки Липецкой епархии ничего об этом не пишут. Герой Советского Союза Сергей Шпуняков пишет в своей книге «В крыле у «Дракона», что во время войны его полк делал передышку на липецком аэроузле и он видел немецкие листов ки, подтверждающие, что Липецк не бомбили: «Аэродром был буквально усеян листовками, — рассказывает Шпуняков. — Под нимаем листовки, они двусторонние — на одной пропуск для пе рехода в плен, на другой написано: «Мы здесь учились, бомбить вас не будем». Под этим подпись: «Немецкие лётчики». Помню, что мы очень этому удивились. Мы не знали, что многие из вое вавших с нами немецких лётчиков учились лётному делу в Ли пецке. И они на самом деле Липецк никогда не бомбили. Вокруг Липецка всё бомбили, но Липецк не трогали. Такое вот чудо». Одним словом, точку в спорах о бомбардировках Липецка ещё не поставили. После того, как немецкую школу закрыли, что, в первую очередь, было связано с приходом к власти в Германии на цистов, в Липецке разместилась Высшая лётно-тактическая школа ВВС Красной Армии, которая в 1960 году была пере формирована в 4-й Центр боевого применения и переучива ния лётного состава ВВС. Текст: Виктор Унрау Фото: ОКУ «ГАЛО» Именно потому, что авиация — это довольно опасная отрасль человеческой деятельности и требует от лётчиков готовности к самопожертвованию, по количеству людей героического типа Липецк, конечно, стоит на одном из первых мест в России. Самым известным авиапроисшествием и примером самоотверженности стала катастрофа бомбардировщика Як-28, которая произошла 17 декабря 1968 года. Лётчик Сергей Шерстобитов и штурман Леонтий Кривенков после того, как на их самолёте отказали двигатели, отвели машину от густонаселённых районов города. В тот момент, когда у самолёта загорелся первый двигатель, бомбардировщик с бомбами на борту находился над площадью Ленина (ныне Соборной). Руководитель полётов дал экипажу команду набрать высоту и покинуть самолёт. Но пилоты не стали этого делать. Они начали уводить машину от города. Над Военным городком у самолёта отказал второй двигатель, он сорвался в штопор и упал в районе Звёздного, где в 1968 году был пустырь. 21 апреля 1987 года подвиг Шерстобитова и Кривенкова повторили пилоты авиацентра Евгений Захаров и Владимир Новосёлов. В тот момент, когда они находились над селом Колыбельское в Чаплыгинском районе, их МиГ- 23УБ потерял управляемость. Чтобы увеличить скорость и скорее уйти от села, пилоты начали пикировать, а когда село осталось позади, попытались катапультироваться. Но самолёт был уже у самой земли — лётчики погибли. Одному было 33 года, другому — 30. Позже комиссия, которая расследовала обстоятельства этого происшествия, пришла к выводу, что неуправляемый самолёт должен был упасть на сельскую больницу. 7 февраля 1992 года, спасая людей на земле, погиб начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов. Он увёл падающий самолёт от села Хворостянка Добринского района и на скорости 900 км/ч врезался в землю на окраине деревни Казельки. Осканов стал первым, кому присвоили звание «Герой России». Правда, чтобы не начинать список героев с формулировки «присвоить посмертно», ему дали Звезду № 2. Единственным лётчиком авиацентра, который отвёл падающий самолёт от населённого пункта и после этого смог катапультироваться, стал Александр Петров. Это тот самый лётчик, который сопровождал из Краснодара в Чечню истребитель начальника авиацентра Александра Харчевского с Владимиром Путиным на борту. Свой подвиг Петров совершил 17 мая 2001 года во время подготовки к авиашоу. Самолёт начал падать над Новолипецком, Петров увёл его за город, но по курсу падения были деревни Нарышкино и Васильевка. Петров удерживал машину, пока и они не остались позади. Семь лет спустя ему тоже присвоили звание Героя России, но не за то, что в 2001-м он спас тысячи жизней, а за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники и вооружения». Всего же в мирное время героически погибло около 50 липецких лётчиков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz