Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
12 320 ЛЕТ ЛИПЕЦКУ ПЕРВЫЙ НОМЕР №24 (448) 20 июня 2023 года А ВМЕСТО СЕРДЦА ПЛАМЕННЫЙ МОТОР Первый «Муромец» из тех, которые гнали своим ходом, приземлился в Ли пецке только 18 ноября. Как Липецк стал городом авиаторов — краеведческие очерки i jl J Авиационный завод Саковых Почему местом базирования эскадры боевых кораблей выбрали именно Ли пецк? Когда встал вопрос о переброске «Муромцев» на новое место дислокации, начавиаюжфронта (начальник авиации Южного фронта) Иван Петрожицкий предложил на выбор аэродромы в Сто рожке недалеко от Воронежа, в Мордово и в Жердёвке в районе Борисоглебска. Как видно, Липецка в этом списке нет. Но Алексей Панкратьев, назначенный главой комиссии, которая должна была подыскать место нового базирования ЭВК, судя по всему, проявил инициативу и включил в список Липецк. Анатолий Сергиенко в своей книге не приводит ни одного документа, составленного Пан кратьевым, где бы упоминался какой-ли бо ещё населённый пункт кроме Липецка. В первой телеграмме Башко Панкратьев сообщает: «Осмотр пока не окончен. Наи более подходящий — Липецк». В послед ней телеграмме он пишет: «Признали наиболее подходящим Липецк. Хороший аэродром, сто десятин твёрдого луга, подходы [для самолётов] со всех сторон». Кроме этого, преимуществом Пан- Вылетев из Нижнего 25 октября, 27-го он кратьев называет то, что в Липецке есть совершил вынужденную посадку у села ликёрный завод. В авиации для разных Копаново в 85 км от Рязани — у «Муром ца» загорелся и вышел из строя один родском ипподроме приземлился первый двигатель. Пока меняли двигатель, про- боевой самолёт из эскадры воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец», пило- * -y ^■< '«t- '■'wjlBi ------ - ,■ -.- . -'Vxx. * Г .Ч.б5бе*<5^ Uniih, y,'v I C® * -T ‘ -X u JT y , rS Т"» *||»->Д| ■ .<1 :i' ??• "i e«l^. - W. ' * ^-1 /» нр/г * f. >88Гх. -L « -<*■ » -*b ” ■6t^ r, * -Ml»»- ‘ $■ , ” ■ ’ ^-67^^"*'*' *7-* I 8_„ ________________ _ римейка Р-5 на Липецком аэродроме. 1933 r.Jl t . -?** -■»»: ■• гЛ«л--~Д|^г # 4 r«i i> »i. i. — ” S@5iT Tiwete^M^a»»- » <8- *-f**i^^ 5^7 -•<-«■ V.JF • , . ЛЛГ^»' * * *<-*#*?*-* I z. > 1^* '» •*'=^^=^'^"'^7?. •fsf 6 <■ ” «г n.*^ S S' <"^ • .*■ .«^ В этом году Липецк отмечает юбилейную дату — 320 лет со дня образования. В честь дня рождения города «Первый номер» запускает новую рубрику «320 лет Липецку». В ней соберём 320 самых интересных историй и фактов из жизни города. ипецк, известный всем как город Нижегородские «Муромцы» металлургов, также по праву мож но назвать городом авиаторов. Л - Следующим этапом в авиационной истории города стало 4 ноября 1918 года. Причём и тот, и другой статус Липецк Тогда, пишут липецкие издания, «на го- получил примерно в одно и то же время. Если не брать в расчёт эпоху Петровских заводов, когда Липецк ещё не был го родом, то городом металлургов он стал тируемый Иосифом Башко». в 1902 году, а история Липецка авиацион ного начинается в 1912-м. технических целей широко используют спирт. Некоторые самолёты, которым требуется особенно много C2H5OH, назы вают даже «летающими гастрономами». Но самым главным преимуществом Первый самолёт Первый раз липчане увидели само лёт 20 мая 1912 года. Тогда с городского ипподрома после бегов в липецкое небо на аэроплане «Блерио» поднялся зна менитый лётчик Борис Росинский, ко торого с лёгкой руки Ленина все знают теперь как «дедушку русской авиации», хотя в 1918 году, когда к нему прилип ло это прозвище, Росинскому было всего 33 года. Росинский взлетел только со рой попытки. Липецкий корреспондент «Козловской газеты» рассказывал, что самолёт поднялся на высоту 100 саженей, сделал большой круг около версты диа метром и благополучно приземлился на ипподроме. Зрелище продолжалось три минуты. Это, конечно, было забавой для лип чан, но полёт в нашем небе Росинско го стал началом авиационной эры для Липецка. вто- Но, как можно судить по докумен там, приведённым историком авиации Анатолием Сергиенко в книге «Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». « шло четыре дня. Потом у самолёта закон чился бензин, приземлились в чистом поле и два дня ждали, пока его привезут. Липецка Панкратьев посчитал «Липец Только 4 ноября около четырёх часов ве чера Башко смог снова подняться в воз дух и через 20 минут посадил самолёт в Эртиле, в 120 км от Липецка. ГЛАВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ЛИПЕЦКА БЫЛИ «ЛИПЕЦКИЕ АЭРОПЛАННЫЕ МАСТЕРСКИЕ». В ГОРОДЕ ОСТАЛОСЬ 70 СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ТАМ РАБОТАЛИ, И СОХРАНИЛИСЬ ВСЕ ВОСЕМЬ ЦЕХОВ История создания и боевого применения в документах и воспоминаниях», этот рассказ не соответствует действитель ности. Первые «Муромцы» из Нижнего был выбран для базирования самолётов Новгорода, где они до этого базирова лись, в Липецк перебросили в разобран ном виде по железной дороге. Что касается Иосифа Башко, то он со своим экипажем, действительно, перего нял своим ходом один из «Муромцев». Эртиль имел прямое отношение к проекту советской власти по возрожде нию эскадры боевых кораблей. Липецк «Илья Муромец» — тут их хранили, ре монтировали и модернизировали. Но на боевые задания из Липецка «Муромцы» никогда не летали. Как раз для этого су ществовал аэродром в Эртиле, куда Баш- ко и прилетел 4 ноября 1918 года. кие Аэропланные Мастерские» (ЛАМ), построенные по инициативе статского советника Ставра Елевтерьевича Сакова (о героях Первой мировой войны лётчи ках братьях Саковых см. № 18 от 10 мая 2023 года). Строительство этого, говоря современным языком, авиационного за вода спонсировали, например, липецкие купцы Быханов и Хренников. Липецкая авиастроительная компания заключила с управлением Военно-воздушного фло та России (УВВФ) контракт, по которому обязалась построить пять учебных аэ ропланов «Моран-Сольнье». Революция и Гражданская война не позволили ли пецким авиастроителям уложиться в сро ки, оговорённые в контракте, но так или иначе к началу 1918 года «Мораны» по строили и отправили в Москву. Так вот, наличие авиастроительного завода в Липецке было важным преи муществом. Дело в том, что «Муромцы» к тому времени сильно поизносились, а во всей России, охваченной революционным хаосом и Гражданской войной, негде было привести их в боеспособное состояние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz