Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 20 июня 2023 года № 24 (448) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР 5 ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО рота розничной торговли Липецкой области. При этом до недавних пор торговые сети и та часть рынка продаж, которую они занимают, были запретной зоной для мест ных производителей. Примерно с середины 2010-х на Соборной площади предпринимали попытки привести продукцию мест ных товаропроизводителей в торговые сети, но все они были безуспешными. Всё, что тогда смогли сделать, — это предоставили возможность липецким производи телям продавать свои продукты на розничных рынках и на специально организованных ярмарках. Это одно время преподносилось как выдающееся достижение. Но доля продаж на ярмарках, например, в 2020 году не пре вышала 4,5%. И вот в прошлом году в областном управлении потре бительского рынка и ценовой политики под руковод ством начальника этого ведомства Елены Мещеряковой изобрели проект «Агрегатор», который Игорь Артамо нов сразу взял под свой патронаж. Через «Агрегатор» предприниматели получили возможность поставлять свою продукцию в компанию X5 Group, которая управля ет продуктовыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик». Кроме того, ей принадлежат цифровые биз несы « Vprok.ru Перекрёсток», 5Post и «Много Лосося». X5 Group, по данным экспертов, контролирует 12,5% рынка продуктовой розницы в России. У компании око ло 20 тысяч магазинов, в которые каждый день заходят 15,6 млн человек. Вот какие перспективы открываются перед любым липецким производителем продуктов пи тания, если он участвует в программе «Агрегатор». Схема работы, или, можно сказать, взаимодействия власти и бизнеса здесь примерно такая: предприни матель производит продукты, а «Агрегатор» за него все формальные вопросы с заведением товарных позиций (PLU) в матрицу, фор мирует крупные партии продукции от нескольких по ставщиков, оформляет сопроводительные документы и так далее. решает снимает проблемы Вместо хамона и прошутто С другой стороны, и сами санкции открыли перед ма лым бизнесом возможности для развития там, где на шим предпринимателям до 24 февраля 2022-го не дава ли поднять голову зарубежные производители. Семейная компания «Р го В кус » занимается произ водством сыровяленых крупнокусковых деликатесов из мяса и сыровяленых колбас. Продукты рассчитаны в основном на высокобюджетного покупателя, или, как ещё говорят, на потребителя ресторанной группы. Как компания делает свои продукты, можно увидеть собственными глазами на рынке «Европейский». Там у «<Р го В кус » производство за стеклом, или шоу-произ водство, где через стекло видны камеры и клети, в кото рых вызревают сыровяленые колбасы и мясо. Сегодня компания поставляет свои продукты в основ ном на рынки Питера и Москвы, где ещё совсем недавно господствовали испанские и итальянские производите ли, продавая свои хамон и прошутто. — Сегодня мы — я имею в виду нашу компанию и вообще всех российских производителей сыровяленых мясных продуктов — занимаем рынок, на который ещё год назад было очень сложно попасть, — говорит руково дитель компании «Р го В кус » Виктор Калягин. — Я пони маю, что санкции для всех нас — это плохо, но в нашем случае, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Импортного нет, и слава богу! Ещё одна тема, которая сегодня у всех на языке, — оборудование и упаковочный материал. Когда речь захо дит о производственном оборудовании, все по привыч ке, заведённой ещё в нулевые, думают, что весь малый бизнес оснащён импортными машинами и теперь он рухнет из-за отсутствия запчастей. Но, оказывается, уже давно многие малые предприятия укомплектовывают отечественным, а не зарубежным оборудованием. I Г'^4 i*" ■" $в 'fl Г >0 « САНКЦИИ ОТКРЫЛИ ПЕРЕД МАЛЫМ БИЗНЕСОМ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАМ, ГДЕ ДО 24 ФЕВРАЛЯ 2022-ГО НАШИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НЕ ДАВАЛИ ПОДНЯТЬ ГОЛОВУ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ » и «<Перехвальский молочный комбинат» («ПМК») из * 19 вестен своими хорошими сырами. Вообще выпускает пр практически всю линейку продуктов из молока. Генди- рек ректор компании Алексей Абакумов показывает прайс- л _ ис — лист и называется комбинатом, что обычно ассоциируется с чем-то очень большим, это небольшой завод, кото- egi рый перерабатывает около 2 ооо т молока в год. Для сравнения — «Лебедяньмолоко» перерабатывает в год 190 000 т. Когда в прошлом году начали вводить санк ции, у «ПМК» появились сложности с закупками им портного упаковочного материала, но потом нашли рос сийские аналоги. — Если говорить про оборудование, то оно у нас от В 2009 году, в нём 22 наименования. Хоть предприятие ечественное, — рассказывает Абакумов. когда начинался наш бизнес, мы брали субсидии с усло вием, что закупим отечественное оборудование. В прин ципе, мы не возражали. Например, танки-охладители или танки, в которых заквашиваются продукты, — это просто кастрюли. И неважно, отечественная она или им портная — кастрюля, сами понимаете, везде кастрюля. Есть, правда, импортное оборудование, где много элек троники. Возможно, оно гораздо удобней и интересней. У нас его нет, и теперь, как оказалось, слава богу, что нет! Пятая колона Но это ещё не значит, что «Перехвальский молочный комбинат» полностью защищён от издержек экономи ческой войны, развязанной Западом. И дело тут не толь ко в западном бизнесе, который, поддержав санкцион ную политику Байдена, как говорит Анатолий Гольцов, нарушил главный столп рыночной экономики, — кон трактное право, обеспечивающее соблюдение юридиче ски обязательных соглашений: договоров и сделок. Дело ещё и в том, что и среди наших производителей немало таких, которые, если так можно сказать, тормозят про цесс импортозамещения. «ПМК» для производства йо гурта использует вишнёвый джем. Сам джем покупают в Воронеже, но воронежцы закупают вишню и, пред ставьте себе, клубнику с малиной в Сербии, Хорватии и Польше. Да, у нас в Черноземье полно своей вишни, но многие наши садоводы поставляют просто кашу из ягоды, а из Восточной Европы идёт отборная чистая мякоть. Вот завтра поляки не отправят в Воронеж виш ню, и перехвальский, и не только перехвальский, йогурт исчезнет с полок, потому что наши поставщики ягоды, хоть и не все, думают, что на рынок можно поставлять такой же хлам, какой они 33 года назад поставляли в советские овощные магазины. Каждый десятый Конечно, кто-то ушёл из бизнеса, но это, судя по всему, никак не связано с происками Байдена и его послушных партнёров в Европе. В области каждый год закрывается около 2 000 мелких компаний и столько же открывается новых. Закрывается не потому, что чиновники не помог ли или санкции сделали бизнес невозможным, а потому, что в бизнесе, как и везде, много званых, да мало из бранных. Как показывают, например, исследования Минэко номразвития и аналитического центра национального агентства финансовых исследований, в бизнесе гото вы попробовать себя 29% россиян. В то же время, по данным ВЦИОМ по состоянию на 2022 год, бизнесом в стране занималось только 10% взрослого населения. Считается, и наверное справедливо, что эти 10% и есть те люди, которые имеют способности к предприни мательской деятельности, как другие имеют генети ческую предрасположенность к каким-нибудь другим ремёслам. Поэтому одни берутся за своё дело и процве тают, а другие в тех же экономических условиях про горают. Но это уже не имеет отношения к теме нашего разговора. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz