Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 6 июня 2023 года № 22 (446) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР 5 Хачапури и пиццу, которые производит компания «Добрэко», продают даже в Нью-Йорке комменти- Не рафинированное, не дезо- Елецкого района, где подсолнечник занимает 13-14 ты ­ сяч га. В общей сложности при урожайности около 20 ц с га хозяйства Добринского района намолачивают в рай ­ оне 35 тысяч тонн семян подсолнечника. — Настоящее масло будем производить, рует Михаил Долматов. дорированное. А с запахом подсолнечного масла. Фасовка в бутылки пока не планируется. Через два-три года, уверен, дойдём до линии экстракции, до линии бутылочного роз ­ лива и, возможно, даже до какого-то местного бренда. Пока планируем поставлять масло в больших ёмкостях на круп ­ ные перерабатывающие заводы. Это будет кондитерка, хле ­ бобулочное производство, и наверняка его будут покупать те, кто поставляет бутилированные масла в торговые сети. Восстановление производства Проект завода «Добринский» рассматривается ещё как восстановление производства на площадках советских предприятий, которые не выдержали конкуренции или оказались не у дел в 1990-е и нулевые годы. В Добринке кроме маслозавода сегодня реализуется ещё один крупный проект с объёмом инвестиций в 150 млн ру ­ блей — ООО «Липецкие зори» планирует запустить в по ­ мещениях бывшей заготконторы мясоперерабатывающий комплекс, который уже называют мясокомбинатом. Соглас ­ но проекту, комплекс должен производить 30 т сырокопчё ­ ных колбас, 250 т колбасных изделий и мясных деликатесов в месяц. Всё это планируют продавать в Липецке, Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону. Для власти важно, что пред ­ приятие увеличит налогооблагаемую базу и откроет 60 но ­ вых рабочих мест. О санкциях слышали по телевизору Были мы и ещё на одном предприятии, которое занима ­ ется в том числе производством комбикормов. Это коопера ­ тив «Русь». Два года назад собственники компании братья Олег и Игорь Брыкины получили грант на развитие мате ­ риально-технической базы и купили на него линию грану ­ лирования комбикормов. — Здесь всё отечественное, поэтому каких-то проблем, связанных с санкциями, у нас нет, — говорит Олег Брыкин. — Комбикормовую линию купили у нижегородской компа ­ нии «АгроПоставка». Эта компания уже лет, наверное, де ­ сять специализируется на выпуске оборудования для про ­ изводства комбикормов. У них там около 700 наименований всякого оборудования. Мы приобрели линию и до сих пор докупаем разные комплектующие, а если надо — запчасти. У нас, вообще-то, не только комбикормовый цех, мы зани ­ маемся полеводством, держим большую отару овец — везде всё русское. Ну только, может быть, трактор белорусский. «« СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В ДОБРИНКЕ СОСТАВИЛА 51 ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ, НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ — БОЛЕЕ 69 ТЫСЯЧ — А наша техника не уступает импортной? — Вот этого не скажу. Мы всегда покупали отечествен ­ ную технику, поэтому не могу сравнить. Конечно, им ­ портная техника неплохая. Но сейчас иногда те, у кого импортные машины, рассказывают, что надо в поле ехать, а трактор стоит — с запчастями проблемы. Мы поддержи ­ ваем отечественного производителя, — смеётся Брыкин. — Вот для комбикорма, например, тоже покупаем отече ­ ственные ингредиенты. Нам для него нужны мясокостная и рыбная мука — покупаем в Воронеже. Ну и ракушку с мелом тоже там берём. Дефторированный фосфат — у «ЕвроХима». Он нужен, чтобы у скота кость была крепкая. В общем, от санкций кто-то, конечно, страдает, но мы о них только по телевизору слышим. — Из-за санкций, — говорит Галина Демидова, — у нас в районе ни одно предприятие серьёзно не пострадало и тем более не закрылось. Мы всегда ориентируем наших хозяйственников на отечественное оборудование, поэтому у большинства оно российское. Может быть, сказалось и то, что у нас нет особо крупных предприятий. Район сельскохо ­ зяйственный, в основном фермерские хозяйства. То есть хо ­ зяйства не очень богатые, и они не могли покупать дорогое импортное оборудование. А теперь оказалось, к лучшему. Made in Dobrinka (Сделано в Добринке) Из предприятий пищевой промышленности одно из самых известных — компания «Добрэко». Здесь делают ха ­ чапури и пиццу. Хачапури продают даже в Нью-Йорке. Это иллюстрирует структурные изменения, произошедшие на рынке питания во время пандемии. Как предсказывали экс ­ перты, сервис сместится в сторону доставки. «Добрэко» не продаёт свои хачапури и пиццу напрямую. Компания рабо ­ тает с федеральным агрегатором доставки «Самокат». — Один раз в неделю отправляем фуру в Московскую область, в Видное, — рассказывает собственник «Добрэко» Малхаз Авалиани. — Там у «Самоката» склады. А с этих складов они уже отправляют наши хачапури и пиццу по всей России. Их можно купить везде — хоть в Липецке, хоть Омске и Новосибирске. Новая схема реализации продукции потребовала изме ­ нить технологию производства хачапури, которые имеют небольшой срок хранения. Их замораживают и перебрасы ­ вают в Московскую область, оттуда по всей стране в рефри ­ жераторах. По словам Авалиани, они первыми в России и в мире применили эту технологию при реализации хачапури. Что касается Нью-Йорка, то «Самокат» работает на рын ­ ке США с 2021 года. Там он запустился под брендом Bike и продаёт то лучшее, что делают в России, в том числе и хачапури из Добринки под товарным знаком Pekaroff. С другой стороны, как говорится в обзорной статье «Хача ­ пури превратился в главное блюдо Нью-Йорка», опублико ­ ванной на сайте Eater New York, который специализируется на новостях ресторанной индустрии, хачапури вышли за рамки традиционных грузинских ресторанов второй столи ­ цы США. Его требуют чуть ли не во всех барах и бранчах не только на Манхеттене, где живёт около 5 000 грузин, но по всему Нью-Йорку. Так, благодаря серьёзным изменениям, которые про ­ изошли в последние 2-3 года в технологии продаж, ма ­ ленькая компания со штатом 10 человек из небольшого села смогла пробиться на мировой продовольственный ры ­ нок. Всё это позволяет «Добрэко» выпекать по 200 тысяч, а в этом году, если судить по итогам первого квартала, 500 тысяч хачапури в год и иметь выручку до 10 млн в ме ­ сяц — 9 000 жителей Добринки такого количества грузин ­ ского хлеба съесть просто не смогли бы. Добросовестный Спартак Нам показывают, как делается хачапури, — от разделки теста до выпечки. Пробуем, хвалим и едем к Спартаку Сте ­ паняну, хозяину кооператива «Спартак». «Спартак» работает с 2009 года. У Степаняна небольшая животноводческая ферма, такой же небольшой мясоперера ­ батывающий цех и маленький магазин мясных продуктов рядом с центральной улицей. В общем, ничего особенного. Но Степанян — хороший пример того, как власть находит добросовестного, работящего человека, даёт ему гранты и субсидии, а он обеспечивает местных жителей продукта ­ ми и работой — в кооперативе трудятся 10 человек. — В данный момент моя основная цель — развитие мо ­ лочного направления, — рассказывает Спартак Степанян. — Сейчас у меня 50 дойных коров и есть желание приобрести ещё 50 голов. Потом планирую сделать нормальный цех по переработке молока. Уже начал этим заниматься. В прошлом году в «Спартаке» произвели почти 8 т го ­ вядины, 11 т свинины, а мясоперерабатывающий цех сделал 4,2 т одной только колбасы, не считая копчёностей и других продуктов. Ничего в магазинчике Степаняна не залёжи ­ вается. В Добринке и Добринском районе живёт довольно платёжеспособный народ. По словам Галины Демидовой, за первые два месяца этого года средняя заработная плата в райцентре составила 51 тысячу рублей, на сельскохозяй ­ ственных предприятиях — более 69 тысяч. Такие высокие показатели получают не за счёт зарплат чиновников, кото ­ рых в сельской местности мало, а за счёт механизаторов — в сезон их заработки доходят до 200 тысяч рублей в месяц. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz