Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 6 июня 2023 года № 22 (446) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР 5 Хачапури и пиццу, которые производит компания «Добрэко», продают даже в Нью-Йорке комменти- Не рафинированное, не дезо- Елецкого района, где подсолнечник занимает 13-14 ты сяч га. В общей сложности при урожайности около 20 ц с га хозяйства Добринского района намолачивают в рай оне 35 тысяч тонн семян подсолнечника. — Настоящее масло будем производить, рует Михаил Долматов. дорированное. А с запахом подсолнечного масла. Фасовка в бутылки пока не планируется. Через два-три года, уверен, дойдём до линии экстракции, до линии бутылочного роз лива и, возможно, даже до какого-то местного бренда. Пока планируем поставлять масло в больших ёмкостях на круп ные перерабатывающие заводы. Это будет кондитерка, хле бобулочное производство, и наверняка его будут покупать те, кто поставляет бутилированные масла в торговые сети. Восстановление производства Проект завода «Добринский» рассматривается ещё как восстановление производства на площадках советских предприятий, которые не выдержали конкуренции или оказались не у дел в 1990-е и нулевые годы. В Добринке кроме маслозавода сегодня реализуется ещё один крупный проект с объёмом инвестиций в 150 млн ру блей — ООО «Липецкие зори» планирует запустить в по мещениях бывшей заготконторы мясоперерабатывающий комплекс, который уже называют мясокомбинатом. Соглас но проекту, комплекс должен производить 30 т сырокопчё ных колбас, 250 т колбасных изделий и мясных деликатесов в месяц. Всё это планируют продавать в Липецке, Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону. Для власти важно, что пред приятие увеличит налогооблагаемую базу и откроет 60 но вых рабочих мест. О санкциях слышали по телевизору Были мы и ещё на одном предприятии, которое занима ется в том числе производством комбикормов. Это коопера тив «Русь». Два года назад собственники компании братья Олег и Игорь Брыкины получили грант на развитие мате риально-технической базы и купили на него линию грану лирования комбикормов. — Здесь всё отечественное, поэтому каких-то проблем, связанных с санкциями, у нас нет, — говорит Олег Брыкин. — Комбикормовую линию купили у нижегородской компа нии «АгроПоставка». Эта компания уже лет, наверное, де сять специализируется на выпуске оборудования для про изводства комбикормов. У них там около 700 наименований всякого оборудования. Мы приобрели линию и до сих пор докупаем разные комплектующие, а если надо — запчасти. У нас, вообще-то, не только комбикормовый цех, мы зани маемся полеводством, держим большую отару овец — везде всё русское. Ну только, может быть, трактор белорусский. «« СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В ДОБРИНКЕ СОСТАВИЛА 51 ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ, НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ — БОЛЕЕ 69 ТЫСЯЧ — А наша техника не уступает импортной? — Вот этого не скажу. Мы всегда покупали отечествен ную технику, поэтому не могу сравнить. Конечно, им портная техника неплохая. Но сейчас иногда те, у кого импортные машины, рассказывают, что надо в поле ехать, а трактор стоит — с запчастями проблемы. Мы поддержи ваем отечественного производителя, — смеётся Брыкин. — Вот для комбикорма, например, тоже покупаем отече ственные ингредиенты. Нам для него нужны мясокостная и рыбная мука — покупаем в Воронеже. Ну и ракушку с мелом тоже там берём. Дефторированный фосфат — у «ЕвроХима». Он нужен, чтобы у скота кость была крепкая. В общем, от санкций кто-то, конечно, страдает, но мы о них только по телевизору слышим. — Из-за санкций, — говорит Галина Демидова, — у нас в районе ни одно предприятие серьёзно не пострадало и тем более не закрылось. Мы всегда ориентируем наших хозяйственников на отечественное оборудование, поэтому у большинства оно российское. Может быть, сказалось и то, что у нас нет особо крупных предприятий. Район сельскохо зяйственный, в основном фермерские хозяйства. То есть хо зяйства не очень богатые, и они не могли покупать дорогое импортное оборудование. А теперь оказалось, к лучшему. Made in Dobrinka (Сделано в Добринке) Из предприятий пищевой промышленности одно из самых известных — компания «Добрэко». Здесь делают ха чапури и пиццу. Хачапури продают даже в Нью-Йорке. Это иллюстрирует структурные изменения, произошедшие на рынке питания во время пандемии. Как предсказывали экс перты, сервис сместится в сторону доставки. «Добрэко» не продаёт свои хачапури и пиццу напрямую. Компания рабо тает с федеральным агрегатором доставки «Самокат». — Один раз в неделю отправляем фуру в Московскую область, в Видное, — рассказывает собственник «Добрэко» Малхаз Авалиани. — Там у «Самоката» склады. А с этих складов они уже отправляют наши хачапури и пиццу по всей России. Их можно купить везде — хоть в Липецке, хоть Омске и Новосибирске. Новая схема реализации продукции потребовала изме нить технологию производства хачапури, которые имеют небольшой срок хранения. Их замораживают и перебрасы вают в Московскую область, оттуда по всей стране в рефри жераторах. По словам Авалиани, они первыми в России и в мире применили эту технологию при реализации хачапури. Что касается Нью-Йорка, то «Самокат» работает на рын ке США с 2021 года. Там он запустился под брендом Bike и продаёт то лучшее, что делают в России, в том числе и хачапури из Добринки под товарным знаком Pekaroff. С другой стороны, как говорится в обзорной статье «Хача пури превратился в главное блюдо Нью-Йорка», опублико ванной на сайте Eater New York, который специализируется на новостях ресторанной индустрии, хачапури вышли за рамки традиционных грузинских ресторанов второй столи цы США. Его требуют чуть ли не во всех барах и бранчах не только на Манхеттене, где живёт около 5 000 грузин, но по всему Нью-Йорку. Так, благодаря серьёзным изменениям, которые про изошли в последние 2-3 года в технологии продаж, ма ленькая компания со штатом 10 человек из небольшого села смогла пробиться на мировой продовольственный ры нок. Всё это позволяет «Добрэко» выпекать по 200 тысяч, а в этом году, если судить по итогам первого квартала, 500 тысяч хачапури в год и иметь выручку до 10 млн в ме сяц — 9 000 жителей Добринки такого количества грузин ского хлеба съесть просто не смогли бы. Добросовестный Спартак Нам показывают, как делается хачапури, — от разделки теста до выпечки. Пробуем, хвалим и едем к Спартаку Сте паняну, хозяину кооператива «Спартак». «Спартак» работает с 2009 года. У Степаняна небольшая животноводческая ферма, такой же небольшой мясоперера батывающий цех и маленький магазин мясных продуктов рядом с центральной улицей. В общем, ничего особенного. Но Степанян — хороший пример того, как власть находит добросовестного, работящего человека, даёт ему гранты и субсидии, а он обеспечивает местных жителей продукта ми и работой — в кооперативе трудятся 10 человек. — В данный момент моя основная цель — развитие мо лочного направления, — рассказывает Спартак Степанян. — Сейчас у меня 50 дойных коров и есть желание приобрести ещё 50 голов. Потом планирую сделать нормальный цех по переработке молока. Уже начал этим заниматься. В прошлом году в «Спартаке» произвели почти 8 т го вядины, 11 т свинины, а мясоперерабатывающий цех сделал 4,2 т одной только колбасы, не считая копчёностей и других продуктов. Ничего в магазинчике Степаняна не залёжи вается. В Добринке и Добринском районе живёт довольно платёжеспособный народ. По словам Галины Демидовой, за первые два месяца этого года средняя заработная плата в райцентре составила 51 тысячу рублей, на сельскохозяй ственных предприятиях — более 69 тысяч. Такие высокие показатели получают не за счёт зарплат чиновников, кото рых в сельской местности мало, а за счёт механизаторов — в сезон их заработки доходят до 200 тысяч рублей в месяц. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz