Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 30 мая 2023 года № 21 (445) АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ 9 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА Статья 3: Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такие защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статья 9: 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребёнком или не заботятся о нём или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребёнка. 3. Государства-участники уважают право ребёнка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка. оформляли опеку на бабушку. Стараемся рабо ­ тать рука об руку со всеми ведомствами — чтобы и закон соблюдался, и, самое главное, чтобы ре ­ бёнку было хорошо и комфортно. 200 альный вред его физическому и нравствен ному здоровью. — Мне кажется, сейчас и родители стали Проблемы, которые взрослые более жёстко защищать права своих детей создают своим детям и обвинять других детей, родителей и — Прибавилось ли у вас работы после школу. начала СВО? — Увы, в школах зачастую не срабаты- — Да, появились проблемы с детьми мо- вает связка «педагоги-родители». Родители билизованных. К сожалению, часто в су- излишне опекают своих детей, а школа не учитывает индивидуальные особенности. Педагоги говорят: у меня в классе нормаль ­ ная обстановка. А ведь иногда надо разре ­ шить ситуацию не в классе, а конкретно между двумя ребятами. Поэтому сегодня живёт в другом селе, у неё другая семья, но родители часто не доверяют школе в раз ­ решении конфликтов. Многие приходят ко мне, не найдя понимания у директора, у учителя. История с человеческим лицом — Есть ли проблемы с беженцами? — Эта тема, честно говоря, была актуальной зимой-весной прошлого года. Я тогда часто по ­ сещал пункты временного размещения, бывал в школах, где дети переселенцев учились. Си ­ туация упорядочилась, сейчас ко мне жалоб не поступает. Недавно мы решали проблему де ­ вочки, родители которой остались на Украине. В Липецк Вероника приехала с тётей. Причём мама её служит в ВСУ, на территорию России ей въезд запрещён. Девочка находилась в со ­ циально-реабилитационном центре «Большая Медведица». Много лжи распространялось в соцсетях: якобы ребёнка насильно удержива ­ ют в России, не дают ей говорить на мове^ Если дителей или педагогов — я не задумываясь бы Вероника захотела, ей бы предоставили воз- это сделаю. можность говорить на украинском. Но она пре ­ красно говорит по-русски и училась по русским учебникам. Провели огромную международную работу, аппарат Уполномоченного при прези ­ денте работал вместе с МИДом. Мама Вероники сообщила, что за девочкой приедет бабушка. Ту встретили в Москве, помогли с гостиницей, трансфером в Липецкую область, подготовкой всех необходимых документов, проводили до российско-латвийской границы. В переездах по России сопровождали и сотрудники Между ­ народного комитета Красного Креста. Бабушка расплакалась, забирая Веронику, так была бла ­ годарна всем российским организациям за то, что заботились о внучке. пружеских и родительских отношениях мы оставляем на потом их юридическое оформ ­ ление. Папу мобилизовали, а ребёнок на него не записан. Или как в одном из сёл — ребё ­ нок жил с папой, мама с ними не общалась, — Может быть, это связано с тем, что учительская профессия уже не так ува ­ жаема, как раньше? — Не нужно сетовать, что престиж про ­ фессии учителя понижен, статус в обществе какой-то не такой. Всё зависит от человека. У Алексея Васильевича Пшеничного, дирек ­ тора 20-й школы, статус учителя не занижен. Есть уважение и к детям, и к родителям. Хо ­ рошо, что таких примеров по школам я могу привести много. Моя задача — показать руководству шко- другие родственники? лы, что каждый ребёнок — индивидуаль- — По закону не могут. Ребёнка помеща- ность, что каждый родитель будет отстаивать ют в социально-реабилитационный центр. интересы своего ребёнка и не надо рассчиты ­ вать на его объективность. Я всегда за детей, в центре моего внимания — ребёнок. И если иногда надо защищать ребёнка от его же ро- родительских прав она не лишена. По закону его отдадут матери. Но идти к ней он не хо ­ чет — история с девочкой-подростком в Липецке. Она категорически не желает жить с мате ­ рью, после развода родителей жила с отцом. он её лет 10 не видел вообще. Такая же Правильно расставить акценты — Всегда ли получается помочь конкретно ­ му ребёнку? — Стараемся добиться если не конца, то какого-то Часто, чтобы — Как же решить подобные вопросы? — В каждом случае индивидуально, мне важен человеческий подход. Где-то нужен отпуск, чтобы папа приехал и оформил своё отцовство. Где-то нужны другие действия — найти маму, которая спилась, лишить её ро ­ дительских прав или ограничить в правах. — А на это время ребёнка могут взять Есть ещё такое понятие — «предварительная опека». Но на эту опеку должны дать согла ­ сие родители. Был случай: из-за «ленточки» с оказией передавали отцовское заявление, счаст ­ ливого позитивного многоточия. помочь, нуж ­ но просто избавиться от зашоренности — и учителям, и родителям. Дети меня иногда спрашивают, нужно ли обижаться на учителя, который, к примеру, грубо пошутил или некор ­ ректно высказался. Конечно, нужно! Как учи ­ тель — он не имеет права так говорить. Так же и родителю. Если собственного ребёнка посто ­ янно критиковать или ругать, то у него появятся заниженная самооценка и ещё букет проблем. В данном случае и педагог, и родитель должны предугадывать, как слово наше отзовётся. Или вот банальный пример: татуировка. Дети спрашивают: мы имеем на это право? Я отвечаю: да. Но важно поговорить, обсудить всё с родителями. Недавно общался с од ­ ной мамой, они поругались с дочерью-девятиклассни ­ цей из-за того, что та сде ­ лала тату. Дочь закрылась в комнате. Женщина пере ­ живает, сама на валерьян ­ ке, говорит, боюсь, что она что-то с собой сотворит. Я говорю: на чаше весов — жизнь ребёнка и его здоровье. Неужели это важнее татуи ­ ровки? Нужно просто по-дру ­ гому расставить акценты — и у многих открываются гла ­ за. Ребёнок — это личность, и к нему нужно относиться с уважением. И только такой принцип должен работать и в семье, и в обществе. Беседовала Марина Карасик Фото: Сергей Паршин тысяч детей в Липецкой области 490 обращений 340 оказана помощь 300 устных консультаций 92 личных приёма 227 принято человек на личных приёмах (данные за 2022 год)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz