Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
8 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №21 (445) 30 мая 2023 года Юрий Таран: МОЖНО ПОМОЧЬ КАЖДОМУ В нашей области 200 тысяч детей. Живут они в полных или неполных семьях или вообще без родителей, родились в Липецкой области или при ехали к нам не так давно, полностью здоровы или имеют инвалидность — их права и законные интересы должны быть защищены. Чтобы помочь решить любые детские проблемы: от школьно го конфликта до алиментов, которые не платят ребёнку нерадивые отец или мать, — создан специальный государственный правозащитный орган. В канун Между народного дня защиты детей «Первый номер» побеседовал с его руководителем — уполномоченным по правам ребёнка в Липецкой области Юрием Тараном. ДОСЬЕ Конкретный ребёнок — конкретная проблема — Юрий Николаевич, ваши сотрудни ки и вы лично практически каждый день проводите очные приёмы. Отзы вается ли что-то в сердце, ёкает — или действуете исключительно в рамках инструкций? — Конечно, ёкает. Я встречаюсь с людьми минимум дважды в неделю. Традиционный чиновничий подход к личному приёму для меня принципиаль но неприемлем. Моя должность отлича ется от других, она более человеческая и всегда индивидуальная. Если начальник управления решает масштабные задачи, то для меня детство — это не 200 тысяч детей, это конкретный ребёнок, у которо го сегодня возникла проблема. На лич ных встречах можно, во-первых, почув ствовать нерв, понять, какие проблемы сегодня наиболее актуальны, а во-вторых, дать человеку выговориться, поддержать, иногда просто выслушать и дать совет. Юрий Николаевич Таран родился в Липецке в 1964 году. Окончил Липецкий государственный педагогический институт (сейчас ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского). Работал учителем истории в сельской школе, доцентом и завкафедрой ЛГПУ. С 2003-го по 2015-й — председатель департамента образования и науки администрации региона, затем начальник управления образования и науки. С 2015-го по 2019-й — вице-губернатор Липецкой области. С 23 декабря 2019 года — Уполномоченный по правам ребёнка в области. Кандидат педагогических наук, доцент. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Награждён медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степеней. Женат. Имеет троих детей. iii ibi о 1^1 esq ^1:1 I е < 5® — И с какими же проблемами идут? — В первую очередь это детско-роди тельские отношения: родители разводят ся, дети страдают, бабушки-дедушки вме шиваются. Тема сирот тоже актуальна, хотя уже не так, как раньше. Отстаиваем права не только детей, но и лиц, которые раньше были сиротами. нансированием. Опять же возвращаюсь к теме индивидуального подхода. Управ ление здравоохранения должно обеспе чить всех детей. А конкретному ребёнку именно сейчас нужны конкретный ме дицинский препарат или средство реа билитации. И конкретного размера или дозировки. Вот и стараемся, чтобы ребё нок получил всё необходимое, учитывая и интересы родителей, и мнение компе тентных врачей. « СТАРАЕМСЯ ДОБИТЬСЯ ЕСЛИ НЕ ХЕППИ-ЭНДА, ТО КАКОГО-ТО ПОЗИТИВНОГО МНОГОТОЧИЯ. ЧАСТО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ, НУЖНО ПРОСТО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАШОРЕННОСТИ — И УЧИТЕЛЯМ, И РОДИТЕЛЯМ » — С жильём? — Да, в основном. Причём я занима юсь проблемами сирот и детей-инвали дов, даже если они уже совершеннолет ние. Главное не возраст, а необходимость помощи социально незащищённым лю дям. — А какие вопросы решаете прямо сейчас? — Их много: и общение бабушки с внучкой, и проблемы с окончанием спрашиваю: «К какой парте приставить учебного года, и возвращение домой третий стул?» Вот так, на простом при- многодетного мобилизованного отца. Но одна из самых острых — это обеспечение лекарствами детей. Проблемы не с фи- Не буллинг, а травля — Вторая группа проблем, что для меня, если честно, стало открытием, свя зана с образованием. Это не только тра диционные: приём в школу, детский сад. В прошлом году был анекдотический случай. Бабушка с папой просили переве сти ребёнка из 5 «Б» в 5 «А», а там физи чески мест не было. Мы пришли вместе в класс, парты заняты. Я попросил у ди ректора школы лишний стул и у папы мере, вопрос сразу закрыли. Тут же, на месте, разобрались, почему ребёнок не хочет учиться в своём классе, вместе с директором скорректировали некото рые моменты. И всё хорошо, мальчик за кончил уже учебный год. В последнее время много родите лей обращаются по поводу травли детей в школе. Я уже не раз говорил и ещё по вторю: здесь недорабатывают руково дители школ, педагоги, классные руко водители. Я сознательно не употребляю это новомодное словечко «буллинг», есть ёмкие русские слова «травля», «из девательства», «насилие», они всё чётко обозначают. То же самое: когда говорят про «самоубийство ребёнка», это звучит намного жёстче, чем когда ты говоришь были), и другое — систематически уни- про «детский суицид». жать достоинство человека, нанести ре- Почему количество таких обращений резко выросло? Во-первых, гаджеты се годня изменили наши представления о школьном конфликте. Раньше маль чишки поссорились, подрались — и тут же помирились. Сегодня будут всё это снимать и выложат в сеть. Если раньше свидетелей было три-четыре-пять, то се годня до миллиона, и реакция соответ ствующая — более болезненная. Во-вторых, сложно определить, где проходит грань между шалостью и на силием. Одно дело — просто подраться на перемене (драки у мальчишек всегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz