Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
4 ПОД КРЫЛОМ САМОЛЁТА ПЕРВЫЙ НОМЕР № 18 (442) 10 мая 2023 года С 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготов ки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени Чкалова — Липец кий авиацентр. Но лётная история Липецка началась ещё в годы Первой мировой войны. А во время Великой Оте чественной Липецк стал базой для истребителей и штур мовиков — здесь дислоцировались десятки лётных частей и соединений. Со дня образования в авиацентре освоено свыше 50 типов самолётов, в их числе первые реактивные Ил-28, МиГ-15, все последующие серийные самолёты и беспилот ные разведчики. В Липецке подготовлено более 60 тысяч офицеров различных специальностей. В центре прошли службу 33 Героя Советского Союза и России. В этом номере рассказ о малоизвестных фактах станов ления Липецкого авиацентра и из жизни липецких асов. Первые и почти забытые Братья Николай Ставрович и Александр Ставрович Са- ковы были первыми липчанами, которые не только стали пилотами, но и воевали на фронтах Первой мировой вой ны. Николай Саков вступил добровольцем в Особый добро вольческий авиационный отряд Всероссийского аэроклуба, которым командовал Николай Яцук. В этом отряде первое время было всего шесть пилотов. И хотя он назывался до бровольческим, добровольцев было всего двое — Саков и знаменитый русский лётчик Александр Васильев, успев ший до Первой мировой установить несколько авиацион ных рекордов, в том числе и мировой. Васильев, между прочим, как и Саков, родился в Тамбовской губернии. Но повоевать вместе им не пришлось — во время первого выле та Васильев попал в плен и в плену умер. На войну на своём аэроплане Начальник штаба Западного фронта генерал-лейтенант Михаил Алексеев в рапорте командующему фронтом, упо миная лётчиков-добровольцев Особого авиационного отря да, говорит, что «некоторые из них принесли с собой без возмездно даже свои собственные аэропланы». Речь идёт и о Николае Сакове. У него был личный самолёт Deperdussin, который он купил у французской компании SPAD за 24 ты сячи франков (2,2 млн рублей по курсу 2023 года. — Прим. автора), где в 1911 году под именем Николас де Сакоф учил ся на пилота. Николай Саков был лётчиком-разведчиком. Deperdussin — спортивный самолёт, но именно его во время Первой ми ровой почти все воюющие страны использовали как само лёт-разведчик. « КОГДА НАЧАЛАСЬ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, НИКОЛАЙ САКОВ ВСТУПИЛ В ОСОБЫЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД. В НЁМ ПЕРВОЕ ВРЕМЯ БЫЛО ВСЕГО ШЕСТЬ ПИЛОТОВ » ЛЮБИМЫЙ ГОРОД От ЛЁТЧИКОВ Первой мировой до героев СВО — исторические очерки Виктора Унрау 3 лётчи- Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» — первое в мире соединение стратегической авиации. Создана в 1914 году. С 1918 года базировалась в Липецке, так как в городе работала авиационная мастерская ’ Липецким ком № 2 можно счи тать Александра Сакова. Николай Саков — один из первых липецких военных пилотов Яцук всегда отмечал Николая Ставровича как лётчика, Эскадра «Илья который проводит «умелые воздушные разведки». Саков Муромец» не отступался от выполнения своей плановой работы, даже когда по его хлипкому аэроплану открывали шквальный ружейный или орудийный огонь. Стерлинг Сигрей в сво ей книге «Солдаты удачи» рассказывает, как однажды под Правда, летать по при- ураганным обстрелом с земли Саков удачно сбросил две бомбы и на изрешечённом аэроплане направился на аэро дром, но по дороге у него заглох подстреленный мотор, он кое-как ушёл за линию фронта, приземлился на поле, почи нил двигатель и полетел дальше. Один только раз Сакову некрологов «Незабытые могилы», он закончил Московский не повезло. В октябре 1914-го его ранили, и он месяц отле жал в Минском госпитале Красного Креста. За беспримерную отвагу Николай Ставрович полу- дры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это та самая чил два Георгиевских креста. Второго Георгия ему дали за то, что он не только вернулся с ценными разведданными с вылета, но и удачно отбомбился. Саков, отправляясь в тыл неприятеля, прихватил две полуторапудовые бомбы и сбро сил их на воинские эшелоны в 200 км от Варшавы. После присвоения звания прапорщика Саков перешёл в 7-й армейский авиационный отряд истребителей. В кон це 1916 года подал в отставку. Предполагают, по состоянию здоровья. Но у него, судя по всему, была для этого какая-то другая причина. Ведь тогда ему было всего 39 лет, и все га зетчики описывали его как «видного мужчину атлетиче ского сложения», которому грех было жаловаться на здоро вье. К тому же три года спустя он записался добровольцем в авиационный отряд капитана Сергиевского Северо-За падной армии генерала Юденича и воевал на стороне Белой никаких сведений. Сказать можно только одно: он выбрал армии, а после поражения белых служил личным пилотом короля Греции Константина. меру старшего брата он не планировал. Снача ла, как можно узнать из шеститомного собрания I университет, потом престижное пехотное Алексеевское во енное училище и только после этого лётную школу эска- эскадра, которая после революции базировалась в Липецке и навсегда связала наш город с военной авиацией и космо навтикой. Кстати, первое в мире соединение стратегической авиа ции было создано по инициативе собственника Русско-Бал тийского вагонного завода липчанина Михаила Влади мировича Шидловского. А в 1918 году для базирования самолётов «Илья Муромец» выбрали именно Липецк, по тому что в городе работал авиастроительный завод, учреж дённый отцом братьев Саковых Ставром Елевтерьевичем. Александр Саков в Первую мировую войну был пилотом в эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец» и служил в одном подразделении с конструктором самолётов Игорем Сикорским. О боевом пути Сакова-младшего нет вообще для себя не самую безопасную военную специальность. Не смотря на то что «Илья Муромец» был хорошо вооружён, I- СВЕЧА ДЛЯ ОКОПА Задача: освещение, обогрев, подогрев пищи. Материалы: 1. Консервная банка из жести/ стали объёмом до 1 л, лучше самооткрывающаяся. 2. Гофрокартон для фитиля без этикеток и плёнок. ________ 3. Пищевой парафин марки П-2 или Т-1 и J h ! и Т-2. На банку обЪё^ом200мл объёмом 500 мл I у I уйдёт 250 граммов ^^^ар парафина. < Технология: 1. Вымыть, высушить банку. Сточить или загнуть острые края. 2. Перед тем как делать фитиль из гофрокартона, проверьте его горение на небольшом кусочке. Если всё устраивает, сворачиваем фитиль спиралью, оставляя промежутки между слоями картона. Для удержания скрученного положения можно проколоть гофрокартон длинной иглой или проволокой. 3. Сверху вставляем второй фитиль. Он запальный. Его длина должна составлять 5 см, ширина — половина диаметра банки. 4. Заливаем парафин = а-;;, в промежутки между слоями спирали. Важно ___ оставить / около _ * сантиметра от её поверхности не залитым. 5. Как только парафин застынет, свеча готова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz