Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 2 мая 2023 года № 17 (441) ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ 19 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ КАТАЕВЫХ Липецкие педагоги 145 лет проработали в ЛГПИ (ныне ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского) П Профессор кафедры немецкого и французского языков Сталина Гавриловна Катаева проработала в ЛГПИ-ЛГПУ 45 лет. ; Она создала 20 учебных пособий, в том числе «Школьный немецко-русский и русско-немецкий словарь» | В честь 320-летия Липецка «Первый номер» запускает новую рубрику «Трудовая династия», где мы поговорим о людях, которые ежедневно своим трудом создают Липецк. В Год педагога и наставника начнём эту рубрику с рассказа о династии учителей. едагогическая династия Катаевых, представите ­ ли которой преподают в Липецком педагогиче ­ ском университете имени Семёнова-Тян-Шан- ского, стала победителем в номинации «Наука — наша жизнь» конкурса «Лучшая педагогическая династия». Межрегиональный конкурс объединил 85 семей педа ­ гогов. Жюри оценивало успехи в профессии, создание и внедрение современных технологий обучения и вос ­ питания. Ключевую идею династии Катаевых можно выразить девизом: «Одна династия — одна профессия один вуз!». 145 лет в профессии Начало 145-летней династии Катаевых положила Алек ­ сандра Егоровна (1925-1998) — популяризатор липецкого метода в школе. Преподаватель стояла у истоков липецкой Вдохновляют успехи учеников школы педагогического мастерства вместе с выдающими ­ ся учёными Константином Александровичем Москаленко и Сталем Анатольевичем Шмаковым. С 1955 по 1978 год работала ассистентом в Липецком государственном педа ­ гогическом институте на кафедре педагогики. Участвовала в разработке и апробации объединённого, или бесструк- ж Дмитрий Валентинович Катаев продолжил педагогическую ■■ династию, начатую бабушкой Александрой Егоровной Катаевой турного, урока с отменой изолированных этапов — опроса, изложения нового материала, закрепления. Это позволяло одно призвание более рационально использовать время на уроке, повышать интенсивность работы учащихся. Продолжил династию сын Валентин Иванович Катаев (1949-2004) — доцент кафедры педагогики и психологии ЛГПУ. Сталина Гавриловна Катаева — вдова Валентина Ивано ­ вича. При жизни была его соратником. В университете она прошла путь от ассистента до профессора кафедры немец ­ кого и французского языков. 25 лет возглавляла кафедру немецкого языка. Почётный работник высшей школы. Гля ­ дя на эту утончённую женщину, понимаешь: именно таким должен быть педагог, наставник. Этому образу хочется со ­ ответствовать. Быть на высоте. Когда Сталина Гавриловна говорит о студентах, её глаза наполняются светом: — Работа у нас творческая, интересная. Вдохновляют ученики. Ты видишь, что не зря работал, а они учились пять лет, когда встречаешь выпускников, которые достигли успехов. Главное, чтобы человек нашёл своё место в жизни. Стимул всех 45 лет преподавания — постоянный контакт с людьми. Сначала студент в аудитории, а потом он канди ­ дат наук, доцент — коллега. Сталина Гавриловна — автор более 100 научных работ. Создала 20 учебных пособий, в том числе «Школьный не ­ мецко-русский и русско-немецкий словарь», вышедший в издательстве «Просвещение». Под её руководством подго ­ товлено большое количество дипломных и курсовых работ по германской филологии, научных докладов студентов на региональных и международных конференциях. Активно занимается научно-исследовательской рабо ­ той: опубликованы две монографии на немецком и русском языках. Энергии этой необыкновенной женщины хватило и на профориентационную работу: занятия в профильных классах гимназий и лицеев Липецка, обучение учителей немецкого языка на курсах повышения квалификации, многолетнее руководство областной олимпиадой школьни ­ ков по немецкому языку и стажировками учителей школ, педколледжей, преподавателей вузов. Говорит, что главный вывод из своего почти полувекового педагогического опы ­ та сделала такой: настоящий учитель должен быть требова ­ тельным, но гуманным. — В моё время в вузе многие преподаватели были фрон ­ товиками. Это были настоящие личности, мы на них равня ­ лись. Помогали нам, студентам, занимались нашим воспи ­ танием, чаем поили. Это образцы педагогики, но доступные люди. Настоящая русская интеллигенция, — рассказывает Сталина Гавриловна. — Импульс, который я получила тог ­ да, стараюсь передать сегодняшним студентам. » От студентов до школьников — Научила мама сына языку.„ А стал он всё же социо ­ логом, — так шутит о себе Дмитрий Валентинович Катаев, сын Сталины Гавриловны и Валентина Ивановича. Сейчас он профессор кафедры социологии и управ ­ ления в ЛГПУ. Автор 125 научных работ, две из которых монографии. Переводит известных немецких социологов в журналы «Социологические исследования» и «Социоло ­ гическое обозрение». Участник дискуссии «Спор о Вебере на страницах журнала «Экономическая социология». — Моих студентов называю ласково «банда». Стара ­ юсь быть для них не просто педагогом, но и наставни ­ ком, — говорит Дмитрий Валентинович. — Ежегодно совместно выпускаем порядка 10 различных социоло ­ гических исследований. Когда вижу результат, всегда радуюсь. Есть те, кто поступает в столичные вузы в ма ­ гистратуру на бюджет. Восхищаюсь их успехами. В на ­ учной деятельности использую возможность творческой самореализации, это очень вдохновляет. Студенты-выпускники Дмитрия Валентиновича ежегодно участвуют и побеждают во всероссийских олимпиадах и конкурсах. С 2008 года педагог занима ­ ется обществознанием со школьниками. За время ра ­ боты учителем подготовил 17 победителей и призёров олимпиад различного уровня. « В МОЁ ВРЕМЯ В ВУЗЕ МНОГИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ БЫЛИ ФРОНТОВИКАМИ. ЭТО БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ ЛИЧНОСТИ, МЫ НА НИХ РАВНЯЛИСЬ. ОБРАЗЦЫ ПЕДАГОГИКИ. НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Работать с детьми особенное удовольствие. Они заряжают энергией и увлекают нестандартным мыш ­ лением. Мне как социологу очень интересно современ ­ ное поколение, — делится педагог. — Анализирую их мотивы, интересы. Сейчас у ребят больше возможно ­ стей реализовать себя. Педагоги в трёх поколениях Катаевы на своём при ­ мере показали, что профессия педагога многогранна. Это нелёгкий, но в то же время интересный творческий путь. Работать с подрастающим поколением не каждо ­ му по плечу. Здесь нужен особый дар. Не просто учить, а любить свою профессию и детей. Тогда все труды и вложения принесут главную награду — успех и благо ­ дарность учеников. Текст: Евгения Селезнёва Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz