Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 2 мая 2023 года № 17 (441) ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ 19 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ КАТАЕВЫХ Липецкие педагоги 145 лет проработали в ЛГПИ (ныне ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского) П Профессор кафедры немецкого и французского языков Сталина Гавриловна Катаева проработала в ЛГПИ-ЛГПУ 45 лет. ; Она создала 20 учебных пособий, в том числе «Школьный немецко-русский и русско-немецкий словарь» | В честь 320-летия Липецка «Первый номер» запускает новую рубрику «Трудовая династия», где мы поговорим о людях, которые ежедневно своим трудом создают Липецк. В Год педагога и наставника начнём эту рубрику с рассказа о династии учителей. едагогическая династия Катаевых, представите ли которой преподают в Липецком педагогиче ском университете имени Семёнова-Тян-Шан- ского, стала победителем в номинации «Наука — наша жизнь» конкурса «Лучшая педагогическая династия». Межрегиональный конкурс объединил 85 семей педа гогов. Жюри оценивало успехи в профессии, создание и внедрение современных технологий обучения и вос питания. Ключевую идею династии Катаевых можно выразить девизом: «Одна династия — одна профессия один вуз!». 145 лет в профессии Начало 145-летней династии Катаевых положила Алек сандра Егоровна (1925-1998) — популяризатор липецкого метода в школе. Преподаватель стояла у истоков липецкой Вдохновляют успехи учеников школы педагогического мастерства вместе с выдающими ся учёными Константином Александровичем Москаленко и Сталем Анатольевичем Шмаковым. С 1955 по 1978 год работала ассистентом в Липецком государственном педа гогическом институте на кафедре педагогики. Участвовала в разработке и апробации объединённого, или бесструк- ж Дмитрий Валентинович Катаев продолжил педагогическую ■■ династию, начатую бабушкой Александрой Егоровной Катаевой турного, урока с отменой изолированных этапов — опроса, изложения нового материала, закрепления. Это позволяло одно призвание более рационально использовать время на уроке, повышать интенсивность работы учащихся. Продолжил династию сын Валентин Иванович Катаев (1949-2004) — доцент кафедры педагогики и психологии ЛГПУ. Сталина Гавриловна Катаева — вдова Валентина Ивано вича. При жизни была его соратником. В университете она прошла путь от ассистента до профессора кафедры немец кого и французского языков. 25 лет возглавляла кафедру немецкого языка. Почётный работник высшей школы. Гля дя на эту утончённую женщину, понимаешь: именно таким должен быть педагог, наставник. Этому образу хочется со ответствовать. Быть на высоте. Когда Сталина Гавриловна говорит о студентах, её глаза наполняются светом: — Работа у нас творческая, интересная. Вдохновляют ученики. Ты видишь, что не зря работал, а они учились пять лет, когда встречаешь выпускников, которые достигли успехов. Главное, чтобы человек нашёл своё место в жизни. Стимул всех 45 лет преподавания — постоянный контакт с людьми. Сначала студент в аудитории, а потом он канди дат наук, доцент — коллега. Сталина Гавриловна — автор более 100 научных работ. Создала 20 учебных пособий, в том числе «Школьный не мецко-русский и русско-немецкий словарь», вышедший в издательстве «Просвещение». Под её руководством подго товлено большое количество дипломных и курсовых работ по германской филологии, научных докладов студентов на региональных и международных конференциях. Активно занимается научно-исследовательской рабо той: опубликованы две монографии на немецком и русском языках. Энергии этой необыкновенной женщины хватило и на профориентационную работу: занятия в профильных классах гимназий и лицеев Липецка, обучение учителей немецкого языка на курсах повышения квалификации, многолетнее руководство областной олимпиадой школьни ков по немецкому языку и стажировками учителей школ, педколледжей, преподавателей вузов. Говорит, что главный вывод из своего почти полувекового педагогического опы та сделала такой: настоящий учитель должен быть требова тельным, но гуманным. — В моё время в вузе многие преподаватели были фрон товиками. Это были настоящие личности, мы на них равня лись. Помогали нам, студентам, занимались нашим воспи танием, чаем поили. Это образцы педагогики, но доступные люди. Настоящая русская интеллигенция, — рассказывает Сталина Гавриловна. — Импульс, который я получила тог да, стараюсь передать сегодняшним студентам. » От студентов до школьников — Научила мама сына языку.„ А стал он всё же социо логом, — так шутит о себе Дмитрий Валентинович Катаев, сын Сталины Гавриловны и Валентина Ивановича. Сейчас он профессор кафедры социологии и управ ления в ЛГПУ. Автор 125 научных работ, две из которых монографии. Переводит известных немецких социологов в журналы «Социологические исследования» и «Социоло гическое обозрение». Участник дискуссии «Спор о Вебере на страницах журнала «Экономическая социология». — Моих студентов называю ласково «банда». Стара юсь быть для них не просто педагогом, но и наставни ком, — говорит Дмитрий Валентинович. — Ежегодно совместно выпускаем порядка 10 различных социоло гических исследований. Когда вижу результат, всегда радуюсь. Есть те, кто поступает в столичные вузы в ма гистратуру на бюджет. Восхищаюсь их успехами. В на учной деятельности использую возможность творческой самореализации, это очень вдохновляет. Студенты-выпускники Дмитрия Валентиновича ежегодно участвуют и побеждают во всероссийских олимпиадах и конкурсах. С 2008 года педагог занима ется обществознанием со школьниками. За время ра боты учителем подготовил 17 победителей и призёров олимпиад различного уровня. « В МОЁ ВРЕМЯ В ВУЗЕ МНОГИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ БЫЛИ ФРОНТОВИКАМИ. ЭТО БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ ЛИЧНОСТИ, МЫ НА НИХ РАВНЯЛИСЬ. ОБРАЗЦЫ ПЕДАГОГИКИ. НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Работать с детьми особенное удовольствие. Они заряжают энергией и увлекают нестандартным мыш лением. Мне как социологу очень интересно современ ное поколение, — делится педагог. — Анализирую их мотивы, интересы. Сейчас у ребят больше возможно стей реализовать себя. Педагоги в трёх поколениях Катаевы на своём при мере показали, что профессия педагога многогранна. Это нелёгкий, но в то же время интересный творческий путь. Работать с подрастающим поколением не каждо му по плечу. Здесь нужен особый дар. Не просто учить, а любить свою профессию и детей. Тогда все труды и вложения принесут главную награду — успех и благо дарность учеников. Текст: Евгения Селезнёва Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz