Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 апреля 2023 года № 13 (437) ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ 11 Борис Бужор: М П исатель, драматург, режиссёр. На его счету 28 пьес, девять романов и множество рассказов. В марте в свет вышла его новая книга «Женщинам к просмотру не рекомендуется» (18+). О том, как менялось мировоззрение писате ля, из каких аспектов должен состоять хоро ший спектакль и почему интересно писать для детей, Борис Бужор рассказал в интер вью «Первому номеру». — Борис, многим липчанам вы извест ны как драматург. А на вашей страни це в «ВК» в День театра появился пост, что изначально театр оставил не самые приятные впечатления. Почему и как менялось ваше мнение? — В студенческое время пришёл с другом в театр драмы имени Толстого. Худруком тогда был Владимир Пахомов. Да простят меня его любители! В своё время Владимир Михайлович был гением, но его поздние работы оттолкнули многих от театра, в том числе и меня. Мне абсолютно не понрави лось, потому что увидел только фальшь. По том влюблялся в театр потихонечку. Вдруг смотрю «№ 13» (16+) Геннадия Балабаева (художественный руководитель Липецкого драматического театра на Соколе. ред.). Думаю: «Это классно, это смешно! Это, в принципе, театральный Гай Ричи». Я понял, что через театр можно выражать глобальные мысли, и это великое искусство. Главное для драматурга и зрителя — поста вить точку «А»: «Это не скучно» и точку «Б»: «Это глубоко». Вот второе понятие тя желее всего. Липецкий театр, к сожалению, не ставит точку «Б», он поверхностный, мо жет только заинтересовать. Есть, конечно, театры^ Например, Воронежский камер ный, пермский театр «У Моста». — Одно дело — изменить мнение, дру гое — захотеть войти в профессию. Кто на вас так повлиял? — Сложно ответить. Но, думаю, в начале был Евгений Гришковец. Когда я пришёл из армии и посмотрел пьесу «Как я съел соба ку» (16+), понял, что это гениальная вещь. Гришковец меня обратил к театру. Потом в интернете начал смотреть других. Напри мер, спектакли по произведениям Виктора Ерофеева, постановку «Башлачёв. Человек поющий». Это же великолепно! Язык теа тра отличается от языка кино и прозы. Для меня он самый тонкий и ранимый. Поэтому в драматургии никогда не ругаюсь матом. — В День писателя, 3 марта, вы за вершили пьесу «Пау-Пау» (18+). Это — Борис, вы служили во внутренних символично? войсках во взводе специального на значения штурмовой группы старшим стрелком. Почему стойкий, мужествен ный, с внутренним стержнем человек выбирает лирический путь? — Пьесу «Пау-пау» я вынашивал восемь лет. Сюжет такой: два друга занимаются рэкетом, написали сценарий и пытаются его протолкнуть. У них есть ещё друг Мар лен — спившийся режиссёр, человек из ев- Половина классиков служила: Лев ропейской киноакадемии. Через него хотел показать всех режиссёров постперестроеч ного времени. Когда возникла куча талант ливых людей, но для них не было работы. В конце Марлен вешается того, что эпоха уходит, а какая будет даль ше, я не знаю. Именно в «Пау-пау» хотел подвести итог своего драматического твор чества. Поставил себе точку. Это страшно Толстой был офицером, Лермонтов слу жил в отряде охотников — это нынешний спецназ. Но вы не подумайте, я себя с ними не сравниваю. Я на них молюсь. Служба — это нормально. Настоящий мужчина дол жен быть соткан одновременно из грубости и нежности. Именно таких любят женщи ны. Нежность — это наша литература: то, Прим. что мы пишем или что можем заплакать, что-то прочитав. Грубость — это умение проявить себя в экстремальной ситуации. Без жалоб. Считаю, что эта сотканность и породила русскую литературу в целом. — Что-то из армейского опыта легло в основу ваших произведений? — А что дальше? — Вот и страшно. Сейчас война идёт. Мы не можем просто поставить точку. Человек сгорает, когда пишет по-настоящему. Сей — Изначально я считался армейским час нахожусь в глубокой депрессии. И осоз- писателем. Многие даже в шутку спраши вали, когда я закончу про неё писать. Свой первый сборник «Без происшествий» по святил разным сторонам армии: грустной, тяжёлой, позитивной. Для меня самая выс шая похвала — это когда кадровые военные мне сказали: «Как ты так написал! Прям по-настоящему!» « ПОЛОВИНА КЛАССИКОВ СЛУЖИЛА: ЛЕВ ТОЛСТОЙ БЫЛ ОФИЦЕРОМ, ЛЕРМОНТОВ СЛУЖИЛ В ОТРЯДЕ ОХОТНИКОВ — ЭТО НЫНЕШНИЙ СПЕЦНАЗ это символ и важно. Понимаю, что закончил и вы ложился. Мне скоро 40 лет. Не собираюсь больше этим заниматься. наю это. — При этом вы автор антидепрессив- ной комедии «Мужской стриптиз» (18+), самого кассового спектакля за всю историю Липецка. — Да. Это новозеландская история безработных. Она была очень куцей, но » мне понравилась. Написал её по-россий ски. Даже не получил литературную пре мию «Национальный бестселлер» из-за того, что, как мне сказали, было слишком позитивно написано. Критики не оце нили, они любят уныние. При этом они не любят настоящее уныние. Как сейчас у меня, им тоже не нужно. — Но в этом году у вас вышла новая книга новелл «Женщинам к просмотру не рекомендуется» (18+) в «Издатель стве + дизайн-бюро «ред.». Насколь ко мне известно, вы вдохновлялись французской новеллистикой. Кто был ориентиром и почему выбрали новый вектор? — Ги де Мопассан и Эмиль Золя. Из начально было шесть новелл, осталось четыре: «Женщинам к просмотру не ре комендуется», «Мразь», «Дом рабочего посёлка», «Родина». Когда писал, думал, что их не издадут. Мне стало скучно весе лить людей, и я специально избрал пла тоновский стиль, очень тяжеловесный, со сложными лексическими и синтакси ческими конструкциями. Обычно у меня максимум — сложносочинённые предло жения. Считаю божественным промыс лом то, что меня нашёл редактор и из дал. Литературные критики сказали, что «Мразь» — лучшее, что я написал. — О чём она? — О том, что иногда человеческой де градации сопутствует возвышение, про светление. Как это, не могу объяснить. Для этого и написал повесть (смеётся). — И вы, такой взрослый писатель, об ратились к детской теме. Написали не сколько спектаклей для детей. Почему? — Не считаю себя детским драматур гом, но пишу для детей давно. Дети очень интересны. Меня умиляет, когда вижу их реакции на спектакль. Хотя я чёрствый человек. Но, когда на них смотрю, прям плакать хочется. — Всё-таки есть что-то впереди? — Скоро в Балашовском театре бу дет премьера детской пьесы «Как Иван царевну Несмеяну насмешил». У меня недавно появилась черепашка, хочу написать добрую детскую сказ ку про черепашек. Ещё хочу поста вить спектакль по произведению Лео нида Енгибарова «Последний раунд» и сыграть в нём. Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz