Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

10 В ГОРОДЕ L ПЕРВЫЙ НОМЕР № 12 (436) 28 марта 2023 года СКРЫТЫЕ ВРАГИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наблюдения дилетанта в стиле трагиФарса С тараниями редакции не имевший опыта рабо ­ ты в школе молодой специалист-психолог был внедрён на должность классного руководителя в обычную российскую общеобразовательную школу. /(iunouAW учиться НА V ЮРИСТА успеха по ние — свидетельство современным критериям? Если же этот пример недостаточно убедителен, можно вспомнить детский сти ­ шок Сергея Михалкова «Про мимозу». I Завязка 5-й класс. В 4-м классе фактически отсутствовал Сцена 2 классный руководитель. Успеваемость класса ниже среднего. Поставленная администрацией школы перед специалистом-психологом задача — повысить уровень знаний учащихся, мотивировать на учёбу. Сцена 1 Вооружённый новейшими и объективными мето ­ диками диагностирования, настроенный на создание зоны позитивного общения с детьми для выстраи ­ вания перспектив их интеллектуального и мораль ­ но-нравственного развития специалист отправился в класс. Проверка по журналу выявила отсутствие пя ­ терых. В чём причина? — Маша часто не ходит в школу, так как далеко живёт. Обычно родители передают записку. — Юля вообще очень редко посещает школу, потому что она плохо себя чувствует. — Она больна? — Нет, просто мама оставляет её дома, когда Юля себя плохо чувствует. — Мама Сени просила передать, что к ним приехали гости, поэтому его два дня не будет_ Молодой специалист крепко задумался: «Выходит, родители сами решают, когда ребёнку ходить в школу и в каком объёме получать знания?» Знакомая ситуация из классики. Помните Обломова? Илью Ильича? На уроки в пансион Штольца-старшего он не ездил, если вдруг маменьке показалось, что он плохо спал_ Или если начиналась подготовка к праздникам, а то вдруг приехали гости на недельку-другую^ Тогда как Штольц-младший учился ежедневно и по жёсткой программе. Неудивитель ­ но, что, «переходя в течение 20 лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых», Обломов к 30 годам мог только лежать на диван е, ож идая содержания из деревни и меч- тогда как ровесник Ж Обломову, нажил дом и деньги», участвует ■ в между- jj народных Я политиче и экономиче- Если нить . — — по- % \ ж? V- л ■ ’ Все ученики 5 класса написали со- Ж чинение на тему «Соблюдай ПДД». Для П участия во втором этапе городской акции молодой специалист отобрал две работы, подробно объяснив детям, почему остальные сочинения не годятся для участия в конкурсе. В течение суток пришлось отвечать на заявления родителей: «Почему вы взяли на конкурс только эти работы? Ведь мой ребёнок имеет право получить приз!» «Я считаю, что мой ребёнок написал отличное сочи ­ нение, а вы его неверно оценили!» «Сочинение Алины не может быть лучше сочине- i НИЯ моего ребёнка!!! Кто дал вам право оценивать, / кто из детей лучше?» 1 « Я СЧИТАЮ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК НАПИСАЛ ОТЛИЧНОЕ СОЧИНЕНИЕ, А ВЫ ЕГО НЕВЕРНО ОЦЕНИЛИ! » и/ *'♦- V *1 f к — . А 1 < Как дипломированный психолог, молодой специалист оказался в тупике, потому что опять задумался: «Как мож ­ но окончательно определить склонности и таланты 12-лет ­ него ребёнка? Почему нужно ограничивать творческую де ­ ятельность ребёнка одним направлением?» И никак не помогали объяснения типа: «есть конкурс ­ ные критерии», «оцениваются сочинения, а не дети»_ Эмоции родителей разливались бурным океаном в нескольких группах в мессенджерах, социальных се ­ тях, пересекались в обсуждениях с группами родителей других школ (конкурс-то городской) и утихли только к утру. Но дети всё же донесли в школу остатки «пен- Кульминация ного прибоя возмущения», что едва не привело к кон- т ая о несбыточном, фликту и, как подозревал молодой специалист после вы- « Ш л ск азываний родителей, к полному краху его авторитета — _ в глазах детей. . И снова молодой специалист крепко заду- \ м ался: «Почему учителя математики не д дают советов родителям-бухгалтерам по f оценке дебета и кредита? Почему учителя технологии не учат родителей-инженеров но ­ вым приёмам моделирования? Почему же роди ­ тели лучше всех учителей разбираются во всех предме ­ тах и могут оценить знания и умения и своего ребёнка, и чужих детей тоже?» /^ГАЯ ^OAE/IKA -) из шишек : ских ских проектах, п робовать оце- ч ь ё В п о ■ л о ж е- - — Сцена 3 иде Воодушевлённый идеей мотивации класса путём вы выполнения общих дел молодой специалист пред ­ ” ложил детям поучаствовать в акции: изготовить те ­ матическую открытку в технике рисунка, аппликации, коллажа. Конкурса не предполагалось, то есть качество мог ­ ло быть любым. В общем, простор для вдохновения и полное отсутствие конкурентности. Почти половина детей отказалась делать открытку. Когда же учитель об ­ ратился к родителям с просьбой стимулировать детей, получил разные ответы, в том числе: «Петя не рисует и не клеит. Это не его», «У Лизы другие способности, она готовится стать юристом», «Фёдор готовится к соревно ­ ваниям по хоккею, ему некогда». Молодой специалист-психолог вёл ещё в своём 5-м классе урок ОДНК — «Основы духовно-нравственной куль ­ туры народов России». Поставил четвёрку Илье. Но мама мальчика обратилась в департамент образования с заяв ­ лением-просьбой разобраться в компетентности учителя, мотивируя своё заявление тем, что Илья — участник сорев ­ нований по борьбе, поэтому школа обязана идти навстречу и по «ненужным» предметам ставить высший балл, чтобы не портить аттестат. Вопросов о делении учебных предметов по степени нуж ­ ности и об отдалённости перспектив аттестата молодой специалист не задавал даже себе. Развязка Уже месяц идёт поиск нового классного руководителя. Открытый финал. Всегда ли родительская любовь, забота, нежное и тре ­ петное отношение к ребёнку способствуют развитию его интеллекта и духовности? Могут ли родители объективно оценивать знания, уме ­ ния, навыки своего ребёнка и компетентность учителя? Имеют ли право родители определять «профессиональ ­ ные» склонности ребёнка и ограничивать его развитие? Есть ли по отношению к школе и к образованию ребёнка у родителей не только права, но и обязанности? Текст: Н. Алексеева Карикатура: Елизавета Фурсова, Яна Одинцова, Полина Кубракович

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz