Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 28 марта 2023 года № 12 (436) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР 9 Каждый день на предприятие приходит по 25 фур с картофелем. Его закупают у фермерских хозяйств всего Черноземья Как мы их поджарили В феврале-марте прошлого года, когда заговорили о том, что из России могут уйти компании с иностранным капиталом, журналисты задавали вопрос, не остановится ли в ОЭЗ «Липецк» «ЛВМ РУС», как тогда называлась We Fry. Дело было не только в том, что примерно 75% акций предприятия принадлежали нидерландско-американской компании Lamb Weston/Meijer LWM CIS B.V. и она не была настроена работать в России, а в том, что основными поку ­ пателями картофеля фри, который производят в Липецке, были McDonald ’ s и Burger King. McDonald ’ s в те дни объя ­ вил, что закроет все свои рестораны в России, а Burger King приостановил поддержку российской франшизы. Вопрос от журналистов звучал так: если основные покупатели замо ­ роженного картофеля фри свернут свой бизнес в России, не потеряет ли Липецк «ЛВМ РУС»? Вице-губернатор Сергей Курбатов, который, по понят ­ ным причинам, знал ситуацию лучше журналистов, был настроен оптимистически и говорил, что с «ЛВМ РУС» ни ­ чего плохого не случится. И правда, не случилось. McDonald ’ s, сохранив коллектив, сеть своих ресторанов и меню, открылся в середине июня прошлого года под но ­ вой вывеской «Вкусно и точка», и спрос на замороженный картофель фри остался на прежнем уровне. Ничего не из ­ менилось на липецком заводе замороженного картофеля и после того, как компания Lamb Weston/Meijer продала свои активы в Черноземье новым собственникам, если, конечно, не считать, что на фасаде завода вместо вывески Lamb Weston появилась новая — We Fry, что с английского можно перевести как «Мы жарим». — Для тех, кто тут работает, ничего не изменилось, — го ­ ворит инженер повышения модернизации Алексей Боев. — Рабочие места сохранились. Сейчас на заводе работает 391 человек. Но мы ведём модернизацию по расширению про ­ изводства, в следующем году построим новую производ ­ ственную линию, у нас появятся дополнительные рабочие « Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин места. Сейчас эйчар-менеджеры активно набирают работ ­ ников, кто-то даже уже проходит первичную стажировку. После того как из России ушли иностранные производи ­ тели замороженного картофеля фри, завод в ОЭЗ «Липецк» стал монополистом на российском рынке. Надолго это или нет, сказать трудно. Сегодня поставщик снеков компания «Мартин» планирует построить такой же, как у We Fry, за ­ вод в Воронежской области, а канадская McCain, мечтавшая производить замороженный картофель фри в Тульской об ­ ласти, не свернула свой проект, а передала известному по ­ литику Василию Стародубцеву, который в обозримом буду ­ щем может его реализовать. Не бесплатный, но зато сыр На «Ферме48», которая принадлежит Юрию и Елене Чесноковым и находится в 20 км от Липецка, делают раз ­ личные молочные продукты, но славится она своими сыра ­ ми. Нас встречает работник Чесноковых и сначала ведёт на козью ферму. На ферме около 80 голов коз. В общей слож ­ ности каждый день они дают примерно по 150 л молока. Кроме коз Чесноковы держат 30 коров. Они-то в основном и обеспечивают сыроварный цех сырьём. Потом мы идём в цех, где делают молочные продукты. Заведует производством Мария Лыкова. Она водит нас по цеху, показывает, как делают сыры, сметану с йогуртом и топят сливочное масло, но разговоры постоянно сбивают ­ ся на сыры. НА ФЕРМЕ В СЕЛЕ ГОЛОВЩИНО ЕСТЬ ВСЁ: ОТ «КАНЕСТРАТО» ИЗ ИТАЛЬЯНСКОЙ АПУЛИИ ДО НОРВЕЖСКОГО «БРЮНОСТА» И ФРАНЦУЗСКОГО «БУЛЕТ Д ’ АВЕНА Мозг журналиста, привыкший думать в рамках импор- тозамещения, то есть в том направлении, что нам сейчас нужно делать не то, что мы традиционно делали у себя, а то, что в последние 30 лет привозили из-за границы, вы ­ даёт вопрос: — Скажите, а ваши сыры могут заменить импортные? Лыкова подводит нас к холодильному шкафу со сте ­ клянными дверьми, а там половина сыров сделана по зару ­ бежным технологиям. На ферме в селе Головщино, можно сказать, в глуши, есть всё: от «Канестрато» из итальянской Апулии до норвежского «Брюноста» и французского «Булет д ’ Авена». Продукты «Фермы48», вообще говоря, не для людей со средним достатком. Цены на сыры доходят до 3 000 рублей за кг. Столько стоят, например, «Грюйер» и «Пармезан». Но это реальная цена — здесь хорошо понимаешь, сколько сегодня могут стоить продукты из натурального сырья без пищевых добавок и сделанные строго по технологии. Экономичный подъём И это касается всех производителей — отличные по вку ­ совым качествам продукты стоят у них дорого и не всем по карману. Даже если у кого-то серьёзно растут объёмы произ ­ водства, то этот рост обеспечивают продукты экономкласса. Например, несмотря на то, что в 2022 году покупатель ­ ская способность населения, по данным Росстата, упала примерно на 7%, объём реализации продукции компанией «Кузминки» вырос на 10%, хотя теоретически он должен был упасть на 7%. Этот парадокс исполнительный дирек ­ тор компании ООО «Кузминки» Сергей Солоденко объяс ­ няет в том числе и тем, что в последнее время отмечается повышенный спрос на продукты экономкласса. — У нас есть колбаса более дорогая и есть более дешёв ­ ая, — поясняет Солоденко. — Так вот, потребление сегодня сваливается в более дешёвый сегмент. Кроме того, спрос на колбасы всех ценовых классов взлетает в акционный пери ­ од, то есть в то время, когда сетевые магазины продают кол ­ басы по скидкам, скидки доходят до 30-40%. В такие дни объёмы реализации могут увеличиваться в десятки раз. И вы сами понимаете, если бы у нас не было продуктов эко- номкласса, а в сетях акционных периодов, мы бы просто не выжили. j На ферме в селе Головщино ■ I делают сыры из козьего и коровьего молока

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz