Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 марта 2023 года № 09 (433) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 На создание одной куклы-актёра требуется от недели до нескольких месяцев. Над ней работают художники, декораторы, бутафоры и конструкторы '' — — '■ - ___ - Труд мастера и всей театральной труп ­ пы Липецкого театра кукол оценили не только зрители, но и профессионалы. Спек ­ такль получил диплом «За лучшую куклу» Международного независимого онлайн-фе- стиваля «Кукольный остров» за создание образа Тевье. ство как актёров-кукловодов, так и худож ­ ников-бутафоров. Некоторые напольные куклы могут достигать в размере полутора метров, весить несколько килограммов. Поэтому важнейшая задача мастеров — со ­ здать не только выразительную и красивую куклу, но и удобную для актёра. О важности своей работы Светлана гово ­ рит так: — Мы делаем ту самую скрипку, кото ­ рую отдаём гениальному скрипачу. Ведь взрослый сын он может быть очень одарённым, но, если у него нет отлично сделанной, настроен ­ ной скрипки в руках, ничего не получится, не будет музыки и волшебства. Тандем ку ­ клы и актёра очень важен. У нас же не театр драмы, где актёр может сам спеть, показать эмоции. Здесь главный предмет — кукла, и непозволительно, когда она плохо сдела ­ на. Актёру нужно немного забывать о себе, сердце и душу отдавать кукле. Он уходит за куклу, а это не каждый сможет. Сказочный секрет Семья Светланы Рыжковой — муж и уже во всём её поддерживают. В этом, пожалуй, тоже кроется важная со ­ ставляющая созидательного творчества: важно, когда тебя понимают. — Хотя я каждый год летом ухожу на каникулы, в отпуск, в голове всегда новая пьеса. А это значит, что впереди меня ждут эскизы, наброски, муки творчества. Иногда сын что-то спрашивает у меня, а муж смеёт ­ ся: «Подожди, она ещё не «пришла с рабо ­ ты», вся в рисунках». Часто раскладываю на полу рисунки, смотрю: персонажи из «од ­ ной оперы» или не сочетаются друг с дру ­ гом. Семья привыкла к этому, поддержива ­ ют. Сын в свои 32 года до сих пор ходит на премьеры взрослых спектаклей в наш театр. В конце разговора Светлана Рыжкова подчёркивает: главное, чтобы было кому передать свои знания, ведь преемствен ­ ность у мастеров очень важна. Секреты изготовления кукол не выходят за стены театра, а остаются внутри, в тех самых ска ­ зочных цехах, которые, возможно, и впрямь оживают, когда рядом нет незнакомцев. Мы прощаемся с радушным мастером. Переступаю порог мастерской и кидаю взгляд на вельможу, важно занявшего стул. На секунду кажется, что он подмигивает: мол, идите-идите, у нас ещё столько сказоч- режиссёр предложил ей самой поставить кимору, Кощея, Бабу-ягу — создавать инте- ной работы! спектакль. реснее, чем красивых, но похожих друг на друга принцесс и положительных героинь. Один из сложных творческих моментов — «подарить» кукле лицо или мордочку на ­ делить её индивидуальными чертами. — Бывает, что привношу что-то из жизни, от реальных людей. Например, взрослый спектакль «Поминальная молитва» (16+) о судьбе еврейских семей вре ­ мён царской России. Для од ­ ного из персонажей — «срисовывала» за ней приехал режиссёр Вадим Жуков и сказал: возвращайтесь! Назад, в сказку Молодому специалисту всё было инте ­ ресно, всему хотелось научиться у старших мастеров. Светлана по крупицам собирала и накапливала драгоценный опыт, и вскоре Образы из жизни Главный художник замечает, что харак ­ терных отрицательных персонажей — Ки- ТАНДЕМ КУКЛЫ И АКТЁРА ОЧЕНЬ ВАЖЕН. ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ — КУКЛА, И НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО, КОГДА ОНА ПЛОХО СДЕЛАНА. АКТЁРУ НУЖНО НЕМНОГО ЗАБЫВАТЬ О СЕБЕ — Когда уходили из здания, где-то в подсознании звучала фраза: как же тут здорово! Тогда мне было 23 года. Сказала — Я вместе с командой придумывала себе: вот это моё, очень хочу здесь работать! сценографию, кукол, все их костюмы. Рабо- Потом Светлану закрутила обычная ру- тала и как художник, и как режиссёр-поста- тина. И лишь через несколько лет случайно новщик. И всё получилось. Самое главное, от знакомых она узнала, что девушка-ху- — признаётся Светлана Викторовна, — это дожник из театра кукол заболела. Заменить любить свою профессию, когда пришёл, об- её было некем, а дело было в декабре — са- разно говоря, в понедельник, а ушёл летом. мая горячая пора — новогодние премьеры. Мы судим по работе не по дням недели, — Я художник по профессии, окончила а по объёму, что успели сделать. И вообще, художественную школу, проходила курсы мы счастливые люди, каждый день ходим по батику, повышала квалификацию. И по- в театр! У нас много фанатов своего дела. — Тевье этому решила: иди, пробуй! На месяц по- Недавно на пенсию ушла женщина-бутафор детали грузилась в динамичную работ'у, забыла обо — она здесь проработала 40 лет, как один с образа замечательного актёра всём на свете, кроме кукол, — вспоминает день. Так важно, когда играешь в кукол и не Евгения Леонова. Не было за- мастер. — Старалась успеть, чтобы всё было перестаёшь этому радоваться. Такая работа дачи сделать «маску» его лица, готово к сказке, ведь дети ждали спектакли, — большое счастье. Но хотелось немного передать его ждали новогодние чудеса. душевность, неповторимую улыбку Но — сказке пришёл конец. Светлана СкриПкЭ ДЛЯ скрипача добрые, чуть грустные глаза. Поду ­ мала, что именно эта кукла просто не может быть другой, — объясняет художник. ­ ­ Зрителям из зала кажется, что куклы двигаются словно сами по себе, легко и не- отработала условленный срок и вернулась домой. Признаётся: душа осталась там, в театре. А буквально через несколько дней принуждённо. Но в этом и кроется мастер- «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ» (0+), интерактивная сказка Театр кукол Ул. Гагарина, 74 Справки по телефону: 34-80-40 «КАСАТКА» (16+), мелодраматическая комедия Липецкий драматический театр Пл. Константиновой, 3 Справки по телефону: 48-23-49 «ВЕСЕННЕЕ ПРИЗНАНИЕ» (6+), Липецкий джазовый оркестр Липецкий Дом музыки Ул. П. Осипенко, 18 Справки по телефону: 43-10-31 Текст: Анна Дикарева Фото: Оксана Макарова «ФЕЙЕРВЕРК» (6+), персональная выставка Сергея Потапова Историко-культурный музей Ул. Космонавтов, 2 (основное здание) Справки по телефону: 37-13-55 I е 11 марта, 11:00 и 13:00 11 марта, 18:00 12 марта, 16:00 10 февраля — 10 мая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz