Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 марта 2023 года № 09 (433) ЛИПЕЦК СОВЕТСКИЙ 13 ГУМАННОСТЬ И СОРАЗМЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКУ Сергей Сошников, член коллегии по этике Союза архитекторов России: — Искусствоведы по-разному называют стиль, пришедший в 1930-50-е на смену рационализму и конструктивизму: и советский монументальный классицизм, и гезамткунстверк («объединённое произведение искусства»), и советский монументальный историзм, и триумфальный эклектизм, и советский неоренессанс, а некоторые даже считают его предвестником мирового постмодернизма. Но наиболее устойчивое определение — «сталинский ампир». Наглядный пример зданий в этом стиле — московская ВДНХ и формирующие неповторимый столичный силуэт сталинские высотки. Провинциальный Липецк тоже не миновали эти веяния. В ансамбле площади Ленина-Соборной сталинский имперский стиль жилых и общественных зданий органично сосуществует с созданным в первой половине XIX века в стиле классицизма Христорождественским кафедральным собором. Застройка же основных улиц левобережной части Липецка не только интересна архитектурными деталями, но и соразмерна человеку. Гуманность этой среды особенно ощущаешь в сравнении с многоэтажной высотной застройкой новых микрорайонов. ПРИЧИСЛИТЬ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ » Евгения Пятых, архитектор III категории по направлению «проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия ООО НПЦ «Черноземье»: — Темой «Сталинская архитектура» я увлеклась, работая архитектором в ОБУК «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области». Стала плотно изучать объекты данной эпохи в Липецке и поняла: многие из этих зданий просто необходимо отнести к объектам культурного наследия. Иначе время пройдёт, мы спохватимся — а будет уже поздно. В Липецке есть подобный печальный пример — город XIX века фактически стёрт с лица земли, дореволюционные объекты культурного наследия по большей части утрачены. Сейчас необходимо направить свой взор на сохранившиеся объекты советской эпохи, которые пусть и относятся к более позднему периоду, но являются неотъемлемой частью истории Липецка, не менее значимой. Тем более что необходимые 40 лет от создания объекта архитектуры до его объективной оценки уже прошли, а значит, объективное основание официально причислить некоторые здания 1950-х к объектам культурного наследия уже есть. Дворец для людей труда Особенно ярко парадная монументальность ста ­ линской архитектуры видна в проектах домов куль ­ туры и прочих общественных зданий. В 1956 году лись функциональные, конструктивные и эко ­ в городе открыли ДК НЛМЗ — по типовому проекту известного архитектора Константина Барташевича. «Широкие ступени взбегают к подножиям устрем ­ лённых ввысь колонн. Отворяются массивные две ­ ри — дуб, стекло, бронза. За ними разноцветные квадраты метлахской плитки, никель гардероба, зеркала, — писала 19 мая 1956-го газета «Ленинское знамя». — Несколько выходов с полированными ин ­ крустированными дверями ведут в фойе — высокий двухсветный зал с колоннами и хорами, с потолком, отделанным лепниной и художественной росписью. Следующее помещение — зрительный зал. В нём око ­ ло 700 мест: партер, балкон и ложи. В углублении пе ­ ред сценой — оркестр». Люди труда получили возможность прово ­ дить досуг в прекрасных условиях. В ДК посто ­ янно проходили концерты, праздники, выстав ­ ки, занимались кружки и известные творческие коллективы: русский народный хор новолипец ­ ких металлургов имени Мистюкова, народный духовой оркестр, народный цирк «Юность», ВИА «Орфей». В двух залах ДК одновременно могли разместиться более 1 ооо человек. ДК НЛМЗ стал ядром района. Площадь пе ­ ред ним украсил большой круглый фонтан. Дворец культуры и техники НЛМК (такое название ДК получил в 1981 году) — пример того, как уникальное здание не смогли спасти от разрушения. В 2008 году тут начали капи ­ тальный ремонт, но потом приняли решение полностью реконструировать объект, пообещав при этом «сохранить его архитектурный облик». Теперь тут Корпоративный университет НЛМК — стильный и современный. Но сталинского ампира в его облике практически не осталось. Сберечь для потомков Хотя в Липецке есть примеры и другого от ­ ношения к архитектурному наследию тех лет. В 2020 году ФКР капитально даже не отремонти ­ ровал, а отреставрировал дом № 38 по проспек ­ ту Мира, один из ярких примеров сталинского ампира в городе. Зданию 1952 года постройки вернули его первоначальный облик. Элементы декора строители восстанавливали по старым фото. Особенно тяжело было воссоздать перво ­ начальный колер фасада: за эти годы здание много раз перекрашивали. Первоначальные охряные тона определили с помощью архи ­ тектурного зондажа — этот метод применяют при реставрации исторических памятников, последовательно снимая слои краски. Не ­ достающие детали для старинных ротонд на крыше отливали специально. Пришлось повозиться и с балконами, которые жильцы обшили современными материалами. Им вер ­ нули первоначальный облик. — Отрадно, что при ремонте этих зданий строители обращаются за советом к нашим ведущим архитекторам, Сошников. — Это позволяет воссоздать перво ­ начальный облик и колористические особенно ­ сти объектов такого важного этапа развития оте ­ чественного зодчества. Все старые дома хранят много тайн. Одна из них вскрылась, когда строители разбирали кры ­ шу. Они нашли тайник с любовным письмом. Юноша-призывник признавался в любви де ­ вушке и просил дождаться его. объясняет Сергей У зданий было богатое декоративное убранство в классическом стиле: широкие карнизы, лепнина с травяным и цветочным орнаментом, балконы с балясинами и эркеры Яркая веха в архитектуре Через два с лишним года после смерти Ста ­ лина, осенью 1955 года, ЦК КПСС и Совет Мини ­ стров приняли постановление № 1871, которое поставило жирную точку в эпохе господства сталинского ампира. Ему на смену пришла типовая застройка, которая господствовала до самого распада СССР. Не стоит относиться к ней предвзято негативно. Чтобы массово обеспечить советских людей жильём, требова- номичные архитектурные решения. Но нельзя небрежно относиться и к нашей истории — в том числе архитектурной. — Сейчас главная проблема этих районов преуменьшение их исторической города значимости в концепции формирования го ­ рода, — доказывает Евгения Пятых, — недо ­ оценённость и малоизученность архитектур ­ ного направления, которое, по сути, является последней яркой вехой в структуре стилей ар ­ хитектуры России. Текст: Марина Карасик Фото: Сергей Паршин и ОКУ «ГАЛО» I- •Ь1ЛИ 1 ДК НЛМЗ, архитектора Ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz